коленях, окруженного четырьмя склонившимися старшими сыновьями.
Эти композиции должны были прославлять силу и могущества великого
Князя. В декорации Дмитриевского собора христианским сюжетам от-ведено
незначительное место (из 566 резных камней только 46 имеют
Христианскте сюжеты). Основная масса рельефов представляет изо-
бражения грифов, борьбы зверей и т. д.
Эти образы связаны отчасти с средневековой книжной литерату-
рой, бытовавшей в княжеско –боярской среде, но они, несомненно, свя-
заны и с народным творчеством, отличаются непосредственностью и
глубокой поэтичностью. Народные анимистические представления об
одухотворенности природы сочетаются здесь с прославлением ее
«творца», иллюстрируя тексты псалмов. Характерной чертой резного
убранства Дмитриевского собора является сопоставление сказочных и
христианских образов. Только в скульптуру колончатого пояса был вло-
жен христианский смысл (изображения святых, среди которых были
Борис и Глеб в русских княжеских одеждах). Система декоративного
убранства этого храма не имела аналогий в искусстве средних веков.
Рельефы собора выполнены с различным мастерством и в различной
технике. Часть изображений сделана высоким округлым рельефом.
Большинство рельефов выполнено в плоскостной, орнаментальной ма-
нере, напоминающей резьбу по дереву. Особенно характерна моделиров-
ка, выполненная на ногтеобразным или «ногтевидными» врезами (ле-
вое деление южного фасада). Мотивы деревянной резьбы можно наблю-
дать и в орнаментации колонок пояса, напоминающих столбики дере-
вянных прялок. Ковровый орнамент покрывает архивольтов порталов,
широкий барабан главы и простенки между колонок пояса.
При всем значении скульптурной декорации конструктивная яс-
ность и строгость здания не утеряны: пилястры четко прорезают рез-
ной наряд Дмитриевского собора. Этот собор был центром ансамбля княжеского
двора, две лестничные башни с западной стороны соединя-
лись с хорами собора посредством переходов. Башни, по – видимому, бы-
ли также украшены белокаменной резьбой (плоскими рельефами) и ар-
катурно - колончатым поясом. К северу и югу от собора были располо-
жены дворцовые здания из белого камня и кирпича.
Замечательным сооружением времени Андрея Боголюбского была
небольшая церковь на Нерли 1165 г. Церковь, стоящая на берегу реки, среди
заливных лугов, окаймленных лесами, является замечательным па-
мятником мирового зодчества. План ее типичен для второй половины
XII в. (храм – четырехстолпный, однокупольный, с тремя апсидами, по-
крыт по закомарам). Однако зодчие Андрея Боголюбского слегка вытя-
нули план церкви Покрова с востока на запад и тем самым лишили его
кубической массивности. А алтарные апсиды получили более облегчен-
ный характер. Вертикальные членения преобладают над горизонталь-
ными; узкие щелевидные окна с дробной профилировкой откосов и деко-
ративная обработка стен почти уничтожают ощущение материаль-
ной весомости камня.
Особенностью этого сооружения является необычная легкость и
стройность пропорций, устремленность вверх, классическое чувство меры и
ясность. Аркатурно – колончатый пояс проходит выше уровня
хор. Тонкие полуколонки с изящными резными капителями украшают апсиды,
сложные пилястры с приставными колонками образуют мощ-
ные пучки вертикали. Центральные закомары северной, южной и запад-
ной сторон украшены белокаменными рельефами, изображающими бла-
гославляющего Давида с гуслями, львов и птиц; в боковых закомарах изо-
бражены грифоны, терзающие ягненка. Вокруг храма с трех сторон
проходит фриз из женских масок, по сторонам окон лежат львы.
Мастера церкви Покрова на Нерли широко использовали темыпсал-
тыри (прославление красоты вселенной), а также приемы народного
творчиства, существовавшие еще в резьбе по дереву древних славян.
Внутри храм производит впечатление изумительной легкости и вы-
соты, благодаря низко опущенным хорам, обилию вертикальных линий
и т.д.
Эта гармоничная легкая и стройная церковь в древности была
частью монастыря и с южной стороны имела двухэтажную башню с
лестницей, от резного убранства которой сохранились изображения
барсов и грифов.
Раскопки последних лет дали возможность Н. Н. Воронину восста-
новить первоначальный облик церкви. Она стаяла на глубоком белока-
менном фундаменте, представляющий своеобразный постамент. С
трех сторон ее окружала открытая галерея, придававшая композиции
храма торжественность и величавость.
Монументальная живопись владимиро-суздальских храмов сохрани-
лись очень плохо. В Успенском соборе найдены не значительные фра-
гменты фресок (изображения святых времен Андрея Боголюбского и
Всеволода). Наиболее значительные фрагменты сохранились в Дмитри-
евском соборе. Они представляют части композиции «Страшного су-
да»: 1)12 апостолов, восседающих на тронах, и сонмы ангелов за ними;
2) изображение рая; 3) шествие праведных в рай, и т.д.
Апостолы исполнены с большим мастерством. Их позы величавы и свободны;
движения сдержанны и ритмичны; одухотворенные лица вы-
разительны и жизненны. Живописная моделировка лиц выполнена широ-кими
мазками и тончайшими бликами. Рисунок превосходно передает
конструкцию формы. Мощные и стройные фигуры отличаются стро-
гой соразмерностью пропорций; одежды, падающие свободными склад-
ками, напоминают античные драпировки. Из отдельных типов особенно
запоминаются характеристики апостола Павла и апостола Матвея. Эта
монументальная, торжественная композиция свидетельствует о
связях владимиро-суздальской живописи с киевскими художественными
традициями.
Новые черты следует отметить в изображении ангелов. Их строй-
ные, грациозные фигуры со склоненными головами даны в легком движе-
нии. Продолговатые лица с тонким овалом и глубокими глазами с удле-
ненными зрачками и густыми ресницами отличаются мягкостью и за-
душевностью. В некоторых случаях лица ангелов (на северном своде)
имеют уже славянские черты. Изображение рая в виде чудесного сада, где
пребывают праведные души, и «ведение праведных жен в рай», вы-
полненные, по-видимому, одним мастером, носят своеобразные черты,
как в типе лиц, так и в трактовке композиции. Колорит дмитриевских
фресок, построенных на легких и нежных сочетаниях светло-зеленых, зеленых,
желто-зеленых, светло-синий, сине-стальных, голубых, лило-вых, фиолетовых,
светло-коричневых, коричнево-красных и белых то-нов, чрезвычайно
гармоничен.
Вопрос об авторстве этих фресок не разрешен окончательно. Есть
предположение об участии в росписи собора двух мастеров: грека (юж-
ный свод и трубящие ангелы) и русского (северный свод и шествие пра-
ведных жен в рай). По своим высоким художественным достоинствам
фрески не имеют аналогий в византийском искусстве XII в.
Из фресок XIII в. сохранились только отдельные фрагменты фрес-
ковой живописи Суздальского собора, относящиеся к 1233 г. Из них осо-
бый интерес представляет фигура старца со строгим, выразительным
русского типа, выполненная рукой хорошего мастера.
ИКОНОПИСЬ.
Иконы владимиро-суздальских мастеров XII в. стали известны в по-
следние годы после расчистки их Центральными государственными ре-
ставрационными мастерскими. Некоторые иконы еще очень близки по
стилю к киевским памятникам XI в. К числу таких икон относится вы-
тянутая по горизонтали икона с плечевым изображением «Деисуса» из
московского Успенского собора (Христос, богоматерь и Иоанн Предте-
ча).
С киевскими художественными традициями связана и знаменитая
Ярославская оранта, попавшая в Ярославль из Ростова. Монументаль-
ная величественная фигура оранты близка по пропорциям к фигурам ки-
евских мозаик.
Монументальная, торжественная икона Дмитрия Солунского, (к.
XII в.) привезенная из города Дмитрова, идеальной правильностью, сим-
метричностью и «скульптурной» лепкой очень светлого лица напомина-
ет ярославскую оранту.
К владимиро-суздальской школе относится, по-видимому, и икона Георгия
конца XII в.– начала XIV в. Художник создал и здесь образ воина,
но более юного, с красивым выразительным лицом.
Для более полной характеристики домонгольской владимиро-суз-
дальской живописи необходимо остановиться на одной иконе конца XII
в., резко отличающийся от всех предыдущих. Это икона Белозерской бо-
гоматери, являющаяся своеобразной переработкой типа Владимирской
богоматери. Икона, созданная на северной окраине Владимиро-Суздаль-
ской земли народным мастером, отличается монументальностью и глу-
боко эмоциональной трактовкой образа скорбной матери. Особенно вы-
разителен взгляд громадных глаз, устремленных на зрителя, и страдаль-
чески искривленной рот. В изображении Христа – отрока, с некрасивым
лицом, большим лбом, худой шеей и длинными, обнаженными по колено,
ногами, есть черты жизненного наблюдения, остро схваченные детали.
Все изображение в целом отличается плоскостностью и угловатостью
рисунка. Икона выполнена на серебряном фоне в сдержанной и сумрач-
ной гамме. На ее синих полях размещены медальоны с погрудными
изображениями святых с русскими типами лиц, написанных в более
широкой живописной манере на розовых и голубых фонах.
В связи с дроблением Владимиро-Суздальского княжества на ряд
мелких княжеств в главных городах этих княжеств стали складывать-
ся местные школы, частично продолжающие традиции владимиро-суз-
дальской живописи (Ярославская, Костромская, Московская, Ростовс-
кая, Суздальская и т.д.).
Феофан Грек – знаменитый византийский художник-эмигрант. Со-
хранившееся письмо известного русского писателя XV в. Епифания к
Кириллу Тверскому (1413 г.) сообщает краткие сведения о Феофане Гре-
ке. Он был выдающимся мастером, расписавшим за свою долгую жизнь
более 40 храмов в Константинополе, Галате, Халкидоне, Каффе, Новго-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8