рядами килевидных за-комар. Есть предположение, что в конце XV в. собор
имел только три главы. В середине XVI в. он был окружен (с трех сторон)
арочными га- лереями и получил четыре квадратных придела по углам и шесть
допол-нительных глав (два –на основном кубе и четыре –на угловых приделах).
Таким образом, легкий и стройный храм был превращен в сложное сооружение с
девятью главами, образующими живописную пирамидаль-ную композицию.
В 1505-1509 гг. итальянский архитектор Алевиз Новый построил
Архангельский собор в Кремле, служивший усыпальницей московских ве-ликих
князей и русских царей. По планировке конструктивной схеме кир-пичный
Архангельский собор повторяет старый тип крестово-куполь-ной церкви с
квадратными столбами и цилиндрическими сводами. Он имеет три нефа, пять
апсид и в западной части двухъярусный притвор, отдаленный от внутреннего
помещения собора стеной. Узкие окна раз-мещены ассиметрично и поставлены
низко; поэтому внутри собор ка-жется темным и тесным. Гораздо интереснее
наружная декорация со-бора, в которой впервые в русской архитектуре нашла
применение ор-дерная декорация Возрождения. Стены собора разбиты на два
яруса и в каждом ярусе расчленены тонкими пилястрами с растительными капи-
телями. Простенки нижнего яруса несут плоские аркатуры на особых
пилястрах, создавая подобие триумфальных арок. Простенки верхнего яруса
обработаны филенками. Декоративные элементы нижнего яруса выполнены из
тесаного камня, в верхнем ярусе они кирпичные. Отрезан-ные мощным
богато профилированным антаблементом, закомары украшены белокаменными
раковинами. На западном фасаде имеется двухарочная лоджия, а в средней
западной закомаре – четыре круглых окна. Декорация двухарочного собора
отличается пластичностью и сочностью. Эта итальянская декорация не лишает
архитектуру собора русского характера и прекрасно гармонирует с ансамблем
Кремля.
В 1487 г. началось строительство грандиозного каменного дворца Ивана
III, состоявшего из нескольких отдельных зданий. Одно й из пер-вых была
построена Грановитая палата (1487-1491 гг.), сохранившаяся до нашего
времени в несколько измененном виде. Снаружи эта палата была облицована
граненым камнем, отчего и получила свое название
Грановитая палата была предназначена для торжественных приемах,
придворных празненств и церемоний. Здесь Иван Грозный праздновал по-корение
Казани, Петр I – Полтавскую победу. Величественный и про-
Сторный зал во втором этаже Грановитой рапалаты представляет со-бой
квадратное в плане помещение со столбом в центре, на кото-рую
опираются крестовые своды. Для своего времени это был громад-ный зал,
площадью 460 кв. м. и высотой до 10 м; толщена его стен при- высила 1,5 м.
К палате примыкала открытая парадная лестница, кото-рая вела в обширные
сени, расположенные рядом с главным залом. Над сенями находится помещение с
небольшим проемом в стене, через кото-рый женщины могли наблюдать
церемонии, происходивши в палате. Входной портал и столб ее были
украшены белокаменной резьбой, напо-минающей владимиро-суздальские рельефы.
Стрельчатые, раставлен-ные попарно окна были украшены одним наличником.
Грановитая палата ьыла построена зодчими Марко Руффо и Пьет-ро Антонио
Солари по образцу русских гражданских построек XV в., не-дошедших до наших
дней. Рядом с Грановитой палатой была построена на высокой открытой террасе
кирпичная Золотая палата и ряд других палат, образующих северное и южное
крыло дворца (они были законче-ны в 1508 г.). Все палаты были соединены
переходами на арках, имели отдельные нарядные лестницы и были увенчаны
разнообразными, разно-цветными кровлями.
В Кремлевском дворце Иван III, законченном при его сыне Василии Ш в 1508
г., были отчетливо выражены русские национальные принци-пы строительства,
согласно которым дворцовые постройки представ-ляли комплексы отдельных
палат.
Творчество Дионисия. Самым крупным мастером живописи второй по-ловины XV –
начала XVI в. является Дионисий, лучшие произведения ко-торого проникнуты
глубоким оптимизмом, отражающим подъем национального самосознания, веру в
лучшее будущее русского народа.
Литературные источники оставили нам сведения о ряде работ Ди-онисия. В
конце 60-70 годов XV в. Дионисий, вместе со старцем Митро-фаном (возможно,
его учителем), который был руководителем работы, расписывает фресками собор
боровского Пафнутьева монастыря под Москвой. Один из современников назвал
эти не дошедшие до наших дней фрески «совершенным украшением».
В Московском Успенском соборе 1479 г. сохранился древний придел «Похвалы
богоматери», в котором уцелела фреска «Поклонение волх-вов». Эта фреска
сочетает в себе черты рублевского творчества с но-выми чертами,
характерными для известных нам произведений Диони-сия. Красивая и
гармоничная по калориту фреска отличается мягким и светлым лиризмом образов
ангелов, девы Марии и волхвов, приклонив-ших перед ней колени.
В 1481 г. Дионисий становится уже руководителем работ и вместе с другими
московскими живописцами имена которых упоминает лето-пись, получает заказ
на выполнение икон вновь построенного Успенского собора.
Из большого количества исполненных Дионисием и его помощниками икон
сохранились три: «Апокалипсис» и изображение московских ми-трополитов
Петра и Алексея. Большинство исследователей считают эти иконы
произведениями самого Деонисия.
В изображении архитектуры необходимо отметить стремление передать
формы деревянных и каменных зданий (храмы с одним или дву-мя рядами
закомар, деревянные звонницы и т. д.).
В 80-х годах XV в. Дионисий, вместе со своими сыновьями – Фиодо-сием и
Владимиром, выполняет стенопись и иконы собора Иосифо-Воло-коламского
монастыря. Замечательные волоколамские фрески погибли ( собор был
перестроен), как и 87 икон Дионисия, собранных в этом мо-настыре.
Фрески Деонисия и его сыновей Феодосия и Владимира сохранились только
на далеком севере, в Ферапонтовом монастыре. Точно датиро-ванные надписью
на стене ( 1500-1502 гг.), фрески покрывают стены, столбы и своды
собора Рождества богоматери Ферапонтова монас-тыря. Большая часть
композиций посвящена деве Марии – покравитель-нице Москвы и Московског о
государства. Ряд фресок иллюстрируют церковные песнопения,
прославляющие Марию. Ее образ овеян мягкой, светлой лирикой. Композиции
Деонисия полны торжественной празд-ничности, фигуры его гибки и
грациозны, их движения медленны и рит-мичны.
Художник вложил в эти образы не только религиозный смысл, но и человеческие
переживания. Во фреска Дионисия нет ничего мрачного и пессимистического. А
в композиции «Похвала богоматери» художник поэтизирует материнство и
изображает на фоне светлого скалистого пейзажа Марию с играющем младенцем в
короткой рубашечке.
Во фреске «Покров богоматери» особенно ярко выражено идея за-ступничества
Марии за людей, идея сострадания и посредничества между людьми и
небесными силами. Богоматерь выступает в ней как покровительница Русской
земли.
Наряду с композициями, посвященными богоматери, в соборе Фера-понтова
монастыря представлены и сцены жизни Христа. В этой груп-пе выделяется
ритмичная композиция «Брак в Кане», построенная по овалу. На первом
плане размещены стройные удлиненные фигуры с изящно склоненными
головами, узкими и покатыми плечами. В компози-циях Деонисия все подчинено
образу человека, архитектура, несмотря на значительное место, ею занимаемое
играет второстепенную роль. В целом фрески Ферапонтого монастыря производят
необычайно жизне-радосное впечатление.
К работам Дионисия некоторые исследователи относят небольшую икону
«Шестоднев», выполненную с тонким блестящим мастерством. В центре иконы
изображена композиция «Деисуса» - Христос, Мария, Иоанн Предтеча и
ангелы в сверкающих белых одеждах; под ними в по-луовальных арках легкие
стройные фигуры – сонмы святых и праведни-ков, так же в белых одеждах. В
этой иконе художник создал прекрас-ные образы, полные радостного
волнения.
Из сохранившихся работ XV в. возможно связать с творчеством Деонисия
житейно поясную икону Дмитрия Прилудского из Вологодско-го музея и Кирилла
Белозерского из Русского музея.
Дионисий умер в начале XVI в., вскоре после окончания стенописи
Ферапонтова монастыря.
Иконопись XVII в. Наиболее крупным явлением в живописи конца XVI –
начала XVII в. были произведения так называемых «строгановых» мас-теров,
лучших московских художников, выполнявших заказы богатых зе-млевладельцев,
промышленников и купцов Строгановых.
Новой чертой этих икон является трактовка человеческой фигуры, которой
художники придают утонченную красоту; удлиненные пропор-ции, небольшие
головы, тонкие руки и ноги, едва касающиеся земли. Из-неженные и хрупкие
фигуры, изящные манерные движения, жесты и по-зы, танцующая походка
отличают иконы этого периода от икон и фре-сок более ранних периодов,
фигуры святых облечены в богато украшен-ные одежды, расписанные золотом,
и напоминают представителей высших классов того времени, придававших
огромное значение богатст-ву одежд и украшениям.
Это искусство не было обращено к народу, оно создавалось для из-бранных,
богатых людей, которым не приходилось бороться за сущест-вование, для
тех, кто хотел уйти от грозных событий конца XVI – на-чала XVII вв. в мир
утонченной красоты.
Для произведений живописи, созданных по заказу Строгановых, ха-рактерно
стремление к повествовательности, усиление светских тен-денций, уже
отмеченное в более ранних памятниках живописи XVI в.
Из ранних произведений этого круга можно отметить икону «Госу-дарственного
Русского музея «Чудо Федора Тирона» конца XVI в., на ко-тором сохранилось
имя художника – Никифора. Икона иллюстрирует легенду о Федоре Тироне,
победившем странное чудовище, принимавшее различный облик, и освободившем
от него свою мать. Икона напомина-ет увлекательный рыцарский роман, с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8