полностью взять под свой контроль производство и прокат фильмов. 24 декабря
1908 г. по требованию треста полиция Нью-Йорка закрыла в городе более
пятисот никель одеонов, не плативших за свою деятельность. Этот день вошёл
в историю американского кино под названием «Чёрное Рождество».
Через несколько месяцев трест распространил своё влияние на большую
часть американского кинорынка. Неподчинившиеся кинопредприниматели (их
стали называть «независимыми») тоже объединились. Между МППК и
«независимыми» началась настоящая схватка. Агенты компании, не
довольствуясь судебными мерами, ломали проекционные аппараты, заливали
серную кислоту в баки для проявки плёнки, на съёмках несколько актёров
попали в больницу с серьёзными ранениями.
Кинопроизводство сосредоточивалось тогда в Нью-Йорке и Чикаго. Чтобы
избежать преследований со стороны МППК, «независимые» в конце 1907 – в
начале 1908 г. стали перебираться подальше от этих городов - на Западное
побережье. Им полюбился Голливуд - благодаря мягкому климату, обилию
необходимых для съёмки солнечных дней, живописности окрестных пейзажей:
гор, лесов, пустынь, где можно было бы разыгрывать самые разнообразные
сюжеты. В 1909 г. в Голливуде выросли павильоны первой стационарной
кинофабрики.
Именно Голливуд создал современную систему кинозвёзд. До 1912 года в
рекламах новых фильмов не указывались имена актёров, писали просто
«Байограф герл», «Зайтаграф герл» - по названию кинокомпании, выпустившей
этот фильм. Но всё изменилось в 1912 году, когда бывший торговец мехами
Адольф Цукор, объявил в титрах французской картины «Королева Елизавета»,
выпущенной на экран его фирмой «Фэймос Плейерс», имя актрисы – Сара Бернар.
Разумеется, кинорежиссеры и актеры – исполнители первых ролей были
недовольны обезличенными стандартами МППК. Зритель тоже стал искушеннее: он
желал видеть только своих любимцев. Цукор в 1904 году открыл первый
кинотеатр-дворец «Хрустальный зал» и провозгласил лозунг: «Зритель всегда
прав». Независимые кинодельцы поддержали Цукора и сделали ставку на
актеров. После этого все звезды ушли к независимым производителям. Публике
это понравилось. Верховному суду США пришлось распустить МППК.
В 1913 году уже голливудские кинопроизводители решили объединить свои
компании. Преследовались две цели: диктовать кинопрокатчикам на всей
территории США свои условия, и снизить зарплаты актёров, получавших
астрономические гонорары. Переговоры велись в полной секретности. Однако
суперзвезды Голливуда почувствовали неладное.
Импульсивный Чарли Чаплин удивился безразличию к себе директоров
компании «First National», которой его фильмы «Собачья жизнь» и «На плечо!»
принесли огромные прибыли. Он поделился своими наблюдениями с Дугласом
Фэрбенксом, своим лучшим другом, и оказалось, что Дуглас, встревожен тем,
что студия «Paramount» не продлевает с ним контракт, его будущая жена Мэри
Пикфорд – «возлюбленная золушка» Америки – была в той же ситуации. Для того
чтобы узнать планы директоров кинобизнеса, друзья наняли частного сыщика.
Вскоре детектив сообщила о подготовке к предстоящему объединению компаний.
Было решено провалить объединение компаний, заявив о создании своей
собственной кинокомпании. Отчет детектива был срочно показан патриарху
американского кино Дэвиду Гриффиту. Он поддержал бунтарей. В обстановке
абсолютной секретности был разработан план операции.
Перед совещанием глав голливудского кинобизнеса великая четверка
разместилась за одним столиком в ресторане отеля «Александрия». Шок от
одной этой картины превзошел все ожидания – бизнесмены, которые собрались в
этом же отеле, были крайне удивлены. Актёры же хладнокровно составляли
колонки из астрономических цифр. По воспоминаниям Чаплина, «стоило кому-
нибудь из продюсеров войти в зал, как Дуглас вдруг начинал разговор о
разных глупостях:
– В настоящее время весьма важны капуста плюс арахис и бакалейные
товары плюс свинина, – объявлял он во всеуслышание».
Гриффиту показалось, что Дуглас сошел с ума, но продюсеры буквально
выбегали из зала. Прессе любезно сообщили, что свободные господа создают
независимую кинокомпанию «United Artists». Газеты напечатали заявление на
первых полосах. От претендентов на пост президента фирмы с умеренным
жалованьем не было отбоя. Попытал счастья и Адольф Цукор, основатель и
президент студии «Paramount». Взяли Джозефа Шенка, по прозвищу «Честный
Джо». Вот тогда виртуальный проект решено было осуществить на деле, и в
1919 году появилась «United Artists Corporation».
Ее прибыль долгое время составляла 40–50 миллионов долларов в год. Но в
40-е годы XX века акции «United Artists» упали. Владельцами кинокомпании с
долгом в миллион долларов оказались только Мэри Пикфорд и Чарли Чаплин,
которые вынуждены были ее продать.
Это был уникальный опыт независимости (более 30 лет), но уже в 1922
году «акулам кинобизнеса» удалось создать мощную Ассоциацию кинопродюсеров
и кинопрокатчиков Америки, которая заполучила в свои руки практически все
необходимые ресурсы для создания высокоприбыльных картин.
Создание игровых фильмов в 1920-е годы было весьма нелегким делом, и
те, кто этим занимался, должны были уметь не только развлекать публику, но
и общаться с ней. Хотя система киностудий предоставляла мало возможностей
для самовыражения художника (в отличие от европейского кинематографа), она,
тем не менее, породила множество талантливых режиссеров. Некоторые из них,
такие, как Джон Форд или Кинг Видор, заняли видное место в звуковом кино,
другие, как Джеймс Круз, Рекс Ингрем, Льюис Вебер и Фред Нибло, канули в
небытие.
Американские «киномоголы» высоко ценили изощрённость и артистичность
европейского кино и приглашали в Голливуд многих режиссёров, технических
специалистов и актеров из Европы. Влияние немецкой кинематографии отчетливо
заметно в классическом стиле освещения, декораций и операторского искусства
Голливуда 1930-х годов. Но не многие европейцы оставались в США на совсем,
поскольку им было трудно приспособиться к поточному методу производства
картин голливудских киностудий. Они возвращались на Родину, чтобы там
внести свой вклад в сокровищницу мирового киноискусства.
В 1927 г. фильмом А. Кросленда «Певец джаза» началась эра звукового
кино, и интерес к немым фильмам стал стремительно падать. К концу 20-х гг.
XX века всё американское кинопроизводство окончательно перебралось в Лос-
Анджелес. Первыми на появление звука откликнулись компании «Warner Bros.»,
«The 20th Century Fox» и «Paramount». Студии переоборудовали кинотеатры под
звук. По подсчётам, это обошлось Голливуду в полмиллиарда долларов.
Интерес к немому кино продержался около трёх лет. Разразившийся
экономический кризис и последовавшая за ним Великая депрессия 1929-1933 гг.
словно обошли киноиндустрию стороной. Чтобы посмотреть звуковой фильм, люди
охотно отдавали в кассы кинотеатров последние деньги.
За три года благодаря звуку в кинематографе появились такие жанры, как
гангстерский фильм, фильм ужасов, вестерн, в которых речь персонажей
чередовалась с выстрелами, визгом автомобильных тормозов и гортанными
выкриками нападающих индейцев.
В 30-х гг. американское кино было на подъёме. Ведущие студии
производили в среднем по пятьсот картин в год. Недаром это время называют
золотым веком Голливуда.
«Настоящий вестерн», по мнению американцев, может быть снят только в США,
поскольку неразрывно связан с историей страны. Во второй половине 60-х гг.
XIX века, после окончания Гражданской войны, началось заселение земель к
западу от Миссисипи - раньше они принадлежали индейцам. В это время и
происходит действие всех вестернов. Их сюжеты, как правило, несложны:
«хорошие парни» (ковбои или землепроходцы - трапперы) борются против плохих
и побеждают. Для создания жанра не менее важным, чем эта борьба, оказался
фронтир (в переводе с английского frontier - граница) - не просто
разделяющая линия, но дикие земли, поскольку на них ещё не установлен
правопорядок; «хорошие парни» берутся его утверждать с оружием в руках.
Уже первый значительный фильм, созданный в Америке - «Большое
ограбление поезда» (1903 г., режиссёр Эдвин Стэнтон Портер) - был
вестерном. «Дилижанс» (1939 г.; в советском кинопрокате «Путешествие будет
опасным») - это вершина жанра и переломный момент в развитии вестерна.
Действие картины разворачивается именно на просторах фронтира. Режиссёр
Джон Форд, классик американского кино, умело нагнетает напряжение. Знаменит
кадр фильма, когда камера с вершины горы снимает дилижанс и издали он
кажется крошечным.
Киноиндустрия США откликалась на общественно-политические движения. В
60-е годы появились молодые кинорежиссеры Ф. Коппола, М. Скорсезе, М.
Николс и др., которые бросили вызов консерватизму «фабрики грез». На экране
стали появляться актуальные проблемы молодежи, ее неприкаянность перед
всесилием доллара, мрак без духовного прозябания, жестокие условия
выживания.
Особое место в американском кино заняла тема войны во Вьетнаме,
расколовшая Голливуд на два непримиримых лагеря – защитников агрессии
(«Зеленые береты» Д. Уэйна) и ее противников («Возвращение домой» Х. Эшби,
«Взвод» О. Стоуна). Спад демократического движения в Америке усилил попытки
оправдать агрессию во Вьетнаме (сериал «Рэмбо»).
Основной поток фильмов определяли мелодрамы, детективы, фильмы о
шпионах. Мировым бестселлером стал сериал об английском агенте 007 Джеймсе
Бонде, главную роль в котором исполняли Роджер Мур, Шон Коннери, Пирс
Броснан.
В 70-80-е гг. ситуация в кинематографе меняется в связи
неоконсервативной политикой американской администрации, присоединения
крупных кинофирм к транснациональным монополиям и следовательно, слияния
кинодела с большим бизнесом. Продюсеры стали делать ставку на постановку
небольшого числа супердорогих фильмов в жанрах фильма-катастрофы
(«Аэропорт»), космической фантазии («Звездные войны»), возросло увлечение
фильмами ужасов («Сияние» С. Кубрика). На первый план вышло «новое
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10