Кино - самое массовое из искусств

создания, творческая сила создателя, а также особая его природа, его

неповторимость, единственность. Два принципа одушевляют кинематограф – это

фотография и движение. Самые первые фильмы, снятые братьями Люмьер, уже

показывали непосредственные события реальности («Прибытие поезда на вокзал

Ла Сиота»), были также и развлекательные – например, «Политый поливальщик».

Мальес – первый режиссер, делавший фильм зрелищем. Разные страны подарили

неповторимые национальные кинематографические школы. Каждая из них

по–своему осмысливала сущность кинематографа и реагировала на социальные

изменения. Эти социальные потребности, запросы времени и создавали те

направления, по которым развивался кинематограф.

Наиболее известными и влиятельными, благодаря своим открытиям, в

истории кино были: русский кинематограф двадцатых годов, развивавший теорию

монтажа; немецкий экспрессионизм; итальянский неореализм; «новая волна» во

Франции и Голливуд. Если европейская традиция воспринимала кино как

искусство, создавая неповторимые шедевры, то Голливуд, принявший установку

на развлечение, эффектность и легкость восприятия кино, тиражировал, можно

сказать, фильмы с похожими сюжетами и однотипными образами. И поскольку

такой продукции, ориентированной на массовость, успех гарантирован, то она,

в наше время заполнила все экраны.

Кино впервые дало возможность сразу увидеть большое количество людей –

массу, так как нельзя представить себе толпу, находясь в ней. Первые фильмы

еще не были жанровыми картинами. Это были просто съемки действительных,

реальных фактов. Это объясняет, что в центре кинематографического интереса

находится само явление. Часто это масса. В статье, посвященной первым

пятнадцати годам советского кино, Эйзенштейн написал: «Начинается наша

кинематография со стихийно-массового «протогониста», с героя – массы.

Затем, к завершению своего первого пятнадцатилетия, стихийно-массовый стиль

первого периода начинает индивидуализироваться на экране серией отдельных

образов, определённых фигур. Причём картина пятнадцатилетия в целом как бы

символизирует это единство вождей героев и массы в одном целостном и

объемлющем образе»[5]. Это объясняет тот факт, что в кино появляется идея

героя-типажа безликого вестника времени, наделённого усредненными

качествами. Типаж был нужен для того, чтобы как можно более близко к

действительности передать современного героя. Советское кино начального

периода было призвано отражать историческую реальность с точки зрения

современных ему правителей и служить развитию человека в духе идеологии.

Если перед любым человеком поставить рядом несколько картинок,

объектов, фактов или явлений, то он непременно найдёт в них общее и сделает

автоматически определённый трафаретный вывод – обобщение. В кино из кусков,

путём монтажа рождаются образы: цепь картинок, объединённых фильмом, у нас

вызвано представлением о происходящем. Кинематограф фиксирует,

стереотипирует, штампует образы-представления, которые человек переносит из

него в свою жизнь как уже его индивидуальное видение, узнавание образов,

жанровых картинок и явлений действительности. Итак, кино штампует,

оформляет сознание человека, творит норму.

Кинофильм захватывает эмоции человека, но это влияние не осознаваемо;

можно сказать, что человеку навязываются представления, которые по глубине

переживания можно причислить к его собственному опыту. Монтаж подводит к

шокирующим по своей жестокости или откровению сценам, цель которых

разбудить человека. Жестокость широко распространилась в искусстве ХХ века,

она обретает своё обоснование в философии Ницше и исследованиях Фрейда.

Если вначале она вызывала сильный эмоциональный отзыв, то сейчас стало

массовым явлением кино, телевидения, газет. Есть представления, что

жестокость на экране, в печати служит высвобождению агрессивной

составляющей психической жизни человека.

«Кино это наиболее развитое империалистическое средство контроля над

массами». Эта фраза написана Вальтером Беньямином в 30-е годы XX века,

после его поездки в СССР. С ней нельзя не согласиться. Через кино, через

информационные институты действительно производится оформление человека в

том направлении, которое удобно власти. ХХ век показал на примере

образований тоталитарных систем власти (которые и являются массами) и

формирования массовой культуры потребления (поддерживаемой СМИ,

ориентированными на американскую культуру и продукцию Голливуда), как много

сил необходимо приложить человеку, чтобы остаться творцом своей жизни и

души.

При помощи искусства достигается самосовершенствование. В этом цель

искусства - раскрыть эстетическую способность человека и помочь ему узнать

себя. Если судить по этому принципу, то кино, бесспорно, является

искусством. Оно обогащает духовный опыт человека. Но только в том случае,

если выражает особое видение его создателя. Кино, которое отражает

мировоззрение режиссёра фильма, называется авторским. Именно многообразие

точек зрения способно поднять кино на уровень истинного искусства.

Кинофильмы Антониони, Федерико Феллини, Сергея Эйзенштейна, Андрея

Тарковского, Михаила Ромма, Висконти, Бергмана, Параджанова, Фассбиндера,

Херцога, Бунюэля, Жана Кокто и многих других не менее самобытных творцов

кино воспитывают нынешнее и будущие поколения. Авторское кино - это

противовес массовой штамповой культуре, навязываемой Голливудом.

2. Кинематограф как средство массовой коммуникации

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знания,

духовных ценностей, моральных и правовых норм и др.) с помощью технических

средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие,

рассредоточенные аудитории. При этом массовая коммуникация выступает как

социально-ориентированный опосредованный вид общения, причем ее главной

функцией является не просто информирование, но и соединение

рассредоточенных индивидов в социальной среде. Проще говоря, массовая

коммуникация выступает как средство, с помощью которого человек ощущает

себя членом более широкой общности, то есть общества - социума, активно

включается в его жизнь.

Общая роль массовой коммуникации лучше всего рассматривается через

анализ функций, реализуемых СМК:

. функция информирования, совпадающая с увеличением и (или)

изменением состава знаний у представителей аудитории;

. функция воспитания, совпадающая с формированием или изменением

интенсивности и направленности определенного типа установок;

. функция организации поведения, совпадающая с прекращением,

изменением или инсценированием какого-либо действия;

. функция развлечения, совпадающая с изменением комплекса

психологических, физиологических (усталость, раздражение) и тому

подобное характеристик с помощью эффектов отвлечения,

переключения внимания, создается ситуация для выхода чувств;

. функция коммуникации, совпадающая с усилением, поддержанием или

ослаблением связей между представителями аудитории.

Итак, кинематограф, который сам по себе является системой и обладает

сложной структурой, реализует все функции средств массовой коммуникации -

информационная, воспитательная, организации поведения, развлекательная,

коммуникации - но специфическим способом. Тут необходимо сделать одну

оговорку: существуют виды кинодеятельности, которые по преимуществу

выполняют одну из вышеперечисленных функций, к примеру, хроника, учебное

кино. Ограничимся в рассмотрении игрового кинематографа в двух его

ипостасях: как вида искусства, с одной стороны, и как средства массовой

коммуникации, с другой. Это в определенной степени усложняет задачу, так

как контакт с произведениями искусства осуществляется уже не по законам

коммуникации, а по законам общения.

Сущность общения психологи видят во «взаимном активном обмене

индивидуально-личностным содержанием». Особенно подчеркивается момент

«взаимодействия» в этом процессе. Действительно, контакт фильма и публики

строится не на основе передачи и приема (усвоения) информации, а на основе

сопереживания, активного включения зрителя в экранный мир.

Подобный тип взаимодействия не является специфическим для контакта

кинокартины и публики. Любое произведение искусства «общается» с человеком,

воздействуя на его разум и сердце. Но художественный кинематограф

принадлежит не только к музам, но и к средствам массовой информации,

поэтому мы сталкиваемся с ситуацией, когда все перечисленные функции

средств массовой коммуникации реализуются фильмом в комплексе, более того,

реализуются они через эстетическое воздействие кинопроизведения. И это

чрезвычайно важно.

Стоит обратиться к уже ставшим хрестоматийным примеру: З. Кранкауэру

удалось на основе анализа фильмов показать психологическую подготовку

прихода Гитлера к власти. Немецкий теоретик пишет о том, что постоянное

возникновение в фильмах изобразительных и сюжетных мотивов свидетельствует

о том, что они есть внешние проявления внутренних побуждений. «Эти мотивы,

несомненно, заключают в себе социально-психологические модели поведения,

если проникают в популярные и непопулярные фильмы».

Художественный кинематограф с одной стороны, «формирует публику быстро,

и притом по своему подобию», а с другой - публика «создает» кино, то есть

определенное состояние общественной психологии. Слово «создает» не случайно

поставлено в кавычки, его можно употребить как в прямом, так и в переносном

смысле. В прямом - когда проблема выхвачена из действительности, осмыслена

и перенесена на экран, и в переносном - когда фильм, с точки зрения критики

не заслуживающий внимания, вдруг становится самым популярным фильмом

проката.

Ю. Лотман писал: «Кинофильм принадлежит идеологической борьбе,

культуре, искусству своей эпохи. Этими сторонами он связан с

многочисленными, вне текста фильма лежащими сторонами жизни, и это

порождает целый шлейф значений, которые и для историка и для современника

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать