Кубизм

кубисты выразили новый подход к реальности через условный характер

пространства. Ж. Брак писал: “не нужно даже пытаться подражать вещам,

которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за

нечто неизменное”. Американский искусствовед Дж.Голдинг писал, что кубизм –

“самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса”.

Хуан Грис. Ваза с фруктами и графин. 1914 год.

Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего

развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование

концепции над художественной самоценностью картины. Еще Гегелем (1770-

1831гг.) было замечено, что искусство нового времени все более проникается

рефлексией, образное мышление вытесняется абстрактным, так что грань между

искусствоведением и практическим творчеством становится слишком тонкой.

Если в кубизме эта тенденция присутствовала в зачаточном состоянии, то в

искусстве постмодернизма она становится довлеющей.

Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению

примкнули Фернана Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др. Слово “кубизм” по-

видимому возникло в 1908 году. Существует легенда о том, что Матис увидев

картину Брака “Дома в Эстаке”, сказал, что она напоминает ему изображение

кубиков. В том же году в журнале “Жиль Блаза” критик Луи Воксель пишет о

живописи Брака, как о сводящейся к изображению кубов. Так насмешливая шутка

Матиса переросла в название новой школы.

Период 1907-1912 годов – период аналитического кубизма (называемого

также стереометрическим или объемным). В это время происходит сенсационное

преобразование художественной реальности, невиданное доселе – разложение

формы, в данном случае на кубы.

Художественная практика кубистов: отказ от перспективы, сокращение

фигур в ракурсах, показ их одновременно с нескольких сторон, тяготение к

обратной перспективе.

В 1908-1909 годах и Брак и Пикассо ищут приемы за пределами кубизма.

После 1912 года начинается период так называемого “синтетического” кубизма,

именуемого также “кубизмом представления” Принцип создания художественного

пространства заключался в наполнении изобразительной плоскости элементами

расчлененного предмета, которые с треском сталкиваются между собой, ложатся

рядом, перекрывают или проникают друг в друга. Таким образом, картина

создается как нарисованный коллаж из отдельных аспектов формы, как бы

разрезанный на мелкие части. Форма у кубистов предстает в виде плоского

отпечатка, одновременно с разных сторон.

4. Творчество Жоржа Брака.

В нашей стране понятие «кубизм» ассоциируется с Пикассо. Между тем,

сам термин «кубизм» связан не просто с Браком, но с вполне конкретной его

работой «Натюрморт» (1908). Существует несколько легенд относительно этого

авторства (Матисс, Модильяни, Г. Аполлинер). Но для критики кубизм сразу

стал словом ругательным.

Как раз в творчестве Брака, который уже в ранней молодости смотрел, по

словам критиков, «скорее на Сезанна, чем на Ван Гога», наиболее полно

проявился конструктивизм. Он сумел не только показать отдельные предметы с

разных точек зрения, нарушив незыблемую прежде центральную перспективу, что

делали уже многие. Он показал один и тот же предмет одновременно в

нескольких ракурсах. Но анализом форм далеко не исчерпывается его открытия.

Один из немногих мастеров своего поколения, он сумел сохранить артистизм в

цвете, соединив «алгебру и гармонию».

«Я не художник-революционер. Я не ищу исступления. Порыва мне

достаточно. Я люблю правило, которое умеряет эмоцию», - утверждает Жорж

Брак. Казалось бы, мысль парадоксальная для художника-новатора. Но, глядя

на его работы, мы четко видим ту грань, которая отделяет его от

революционности беспредметного искусства. Некоторые фрагменты изображения

приобретают характер знаков-символов. Это часто почти промежуточное звено

между названием-подписью и общей композицией. Но грань эту он никогда не

переходит.

Артистизм для него не менее важен, чем мысль. В его поздних работах

меньше «загадочности». Зритель сразу узнает мир обычных предметов (чем

проще, тем лучше). И тут же отдается ничем не нарушаемому созерцанию скупо

выразительных линейных и цветовых отношений. Объемы в отличие от раннего

кубизма не выпирают из плоскости, не лезут в глаза, но трактованы весьма

убедительно и декоративно («Натюрморт с чайником»).

Пожалуй, в графике наиболее наглядно проявился метод художника. В серии

«Гелиос» сама авторская нумерация листов ведет нас за мыслью автора. Причем

эмоциональное начало несет не только само изображение. Оно четко отделяется

линейным и цветовым контуром на плоскости листа. Остальное пространство

(беспредметное) окрашено по контрасту: холодно-теплое. Вынесение

дополнительных цветов за пределы основной композиции придает работам особую

изысканность.

На протяжении многих лет Брак постоянно обращается к мотиву летящей

птицы, в которой часто видит что-то мистическое. Летящая птица —

олицетворение свободы, духовного полета, самого искусства. Но это и

совершенство живой формы, красота и артистизм ее движения. Здесь художник

достигает вершин, когда мы просто забываем о технике, хотя она здесь

изыскана и наиболее однообразна по сравнению с другими циклами. Мы просто

отдаемся непосредственному общению с каждой вещью.

Вечность движения искусства в образе летящих птиц блестяще воплотил он

и в лучшей своей монументальной работе — росписи зала этрусков в Лувре.

Творчество Брака не ограничивается живописью и графикой. Он создал

утонченную и экспрессивную скульптуру, перекликающуюся с греческой

архаикой. К высшим достижениям французского прикладного искусства

принадлежат его витражи, ювелирные украшения. Классическими стали и его

театральные работы (постановки балетов Дягилева в Париже в 20-е годы).

Жорж Брак. Пейзаж (Эстак). 1908 год.

Работы Жоржа Брака – это неповторимость его видения мира и искусства,

сам процесс стремительного, поистине революционного развития искусства ХХ

века.

5. Пабло Руис Пикассо (1881, Малага - 1973, Мужен)

5.1. Образование. Барселона.

Многие исследователи стремятся объяснить стилистическое непостоянство

художника его генами, приписывая его матери еврейское происхождение; однако

семья Пикассо была самой что ни есть испанской и даже андалузской и

принадлежала к среде провинциальной мелкой буржуазии. Отец художника, Хосе

Руис Бласко (Пикассо - это фамилия матери художника), был живописцем

средней руки и преподавал в художественной школе в Малаге, затем в лицее в

Ла Корунье, куда он переехал со своей семьей в 1891, и, наконец, в

Художественной школе в Барселоне, где в сентябре 1895 к нему присоединился

Пабло. Именно здесь начинается его настоящее художественное образование,

несмотря на пребывание в течение нескольких месяцев (зима 1897-1898) в

академическом Мадриде, где он, впрочем, ничему особенно не научился,

поскольку его мастерство в этой области проявилось еще раньше ("Мужчина в

фуражке", 1895). Художественная атмосфера Барселоны, в которой преобладала

неординарная личность архитектора Гауди (мастерская Пикассо находилась

перед домом, построенным Гауди), была весьма подвержена внешним

воздействиям: Ар Нуво, искусства Бердсли, Мунка и северного экспрессионизма

в целом, и в гораздо меньшей степени - импрессионизма и французской

живописи, за исключением Стейнлена и Тулуз-Лотрека, влияние которых вскоре

проявилось и в творчестве Пикассо ("Танцовщица", 1901, Барселона, музей

Пикассо). Каталонские художники, с которыми Пикассо знакомится в кафе

"Четыре кота", заново открывают Эль Греко, Сурбарана, средневековую

каталонскую скульптуру, Испанию, более непосредственную и страстную, чем

это допускалось официальным обучением. Эта провинциальная и романтическая

интеллигенция была глубоко пронизана социальными интересами и отличалась

настоящей необузданностью анархических кругов. Пикассо, казалось, сильно

переживал нищету и духовное убожество проституток и пьяниц, завсегдатаев

кабаре и домов свиданий Баррио Чино; в них Пикассо нашел основные черты

своих персонажей и темы будущего "голубого" периода (1901-1905).

5.2. Первые поездки в Париж. "Голубой" и "розовый" периоды.

В 1900 Пикассо впервые побывал в Париже, где он сдружился с Исидро

Ноньелем, наиболее близким ему каталонским художником, но оказавшим на него

гораздо меньшее влияние, чем этого хотят некоторые испанские исследователи.

Он вновь приезжает в Париж в 1901 и 1902, и окончательно в 1904. Несмотря

на парижскую тональность некоторых картин того времени ("Любительница

абсента", 1901, СанктПетербург, Гос. Эрмитаж), искусство Пикассо вплоть до

1907 сохраняет свой чисто испанский характер. Талантливый молодой живописец

в одиночестве занимается в Париже изучением интернациональной живописи и

вбирает в себя и с поразительной легкостью усваивает самые разные влияния:

Тулуз-Лотрека, Гогена ("Жизнь", 1903, Кливленд, музей), Каррьера ("Мать и

дитя", 1903, Барселона, музей Пикассо), Пюви де Шаванна, набидов

("Облокотившийся Арлекин", 1901, частное собрание), а также греческого

искусства ("Водопой", сухая игла, 1905) и некоторых испанских традиций

("Старый гитарист", 1903, Чикаго, Художественный институт; "Портреты

госпожи Каналье", 1905, Барселона, музей Пикассо). После произведений

"голубого" периода (названного так из-за преобладающего голубого цвета), на

которых изображены изможденные от работы и голода люди ("Гладильщица",

1904, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма; "Скудная трапеза", офорт,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать