Леонардо да Винчи как величайший живописец

другим, которые не будут слышать; а у тех будут открыты глаза, но они так

же не будут видеть. С такими они будут говорить, и им не будет ответа, они

будут просить милости у тех, кто, имел уши, не слышал; они будут светить

тем, кто слеп».

Первым произведением, выполненным Леонардо в Милане, была так

называемая Мадонна в скалах, воплощающая тему непорочного зачатия или

догмат о зачатии Марией сына вне греха. Картина предназначалась для

украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в

капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане.

25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины

(центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие

ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а

также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. В настоящее время историки

искусства придерживаются мнения, что оба холста на идентичный сюжет, из

которых один хранится в Лувре, а другой – в лондонской Национальной

галерее, являются вариантами картины, выполненными для одной и той же цели.

Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь

церкви Сан Франческо Гранде; возможно, она была передана самим Леонардо

французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в

конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Заменила

её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. Впервые Леонардо смог

решить задачу слияния человеческих фигур с пейзажем, постепенно занимавшую

ведущее место в его художественной программе.

Рассмотрим «Мадонну в скалах»: фигуры изображены у входа в грот, почти

естественную крипту, свет в которую проникает сверху и через боковые

проёмы. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях,

указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане

наклонён в сторону зрителя; Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие

пространства в боковых направлениях; возвышающаяся над группой Мадонна

напоминает «купол», из которого нисходит свет. То же самое можно сказать и

в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. Заметим, что

грот –это обширное замкнутое пространство с влажной и плотной атмосферой, а

цветы и травы тщательно выписаны вплоть до мельчайших деталей. В этом

сказалось влияние нидерландцев, с которыми Леонардо познакомился во

Флоренции благодаря Гуго ван дер Гусу. В своей картине Леонардо,

несомненно, ставит проблему соотношения между большими и малыми величинами

и решает её «натуралистически»- с учетом того, что эти различия заложены в

самой природе. Но он предвосхищает также психологическое решение. Леонардо

исходит из предположения, что человеческий ум, также являющийся природным

инструментом, прекрасно может переходить от одного масштаба к другому,

нисколько не нуждаясь в сведении больших и малых величин к какой-то средней

величине. Пространство, таким образом, представляется ему не постоянной

структурой, основанной на математической логике, а безбрежным простором,

вбирающим в себя человеческий опыт или человеческое существование.

«Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся

в специальном «ключе». Она полна герметических, но отнюдь не символических

значений, ибо символ-это всегда намек на какое-то иное, переносное

значение, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл изображенных вещей

остался тёмным, до конца не раскрытым. Глазу даны одни лишь формы. Точно

также в природе человек видит предметы и явления, имеющие свои причины и

значения. Их можно исследовать и понять, но они не даются априорно.

«Феномен» пещер, как явствует из различных записок художника, сильно

привлекал Леонардо. Его интересовала научная и геологическая суть этого

явления, в котором он видел проявление «внутренней» жизни земли,

подземных, сверхъестественных её сил. Пещера для него – это «средоточие

геологических процессов, огромных сдвигов в пространстве и времени,

составляющих тайну Земли» (Шастель). Быть может, древние ледники были

свидетелями далекого прошлого Вселенной, её предыстории, закончившейся с

рождением Христа, когда природа и история обрели наконец настоящую жизнь и

потянулись к свету (Леонардо- единственный художник кватроченто, не верящий

в «возврат древности» и не советующий подражать классическому искусству), а

непостижимая тайна действительности стала доступной для человеческого

понимания. Стены и свод пещеры рушатся, и в расщелины врывается свет: эпоха

подземной жизни закончилась, начинается эпоха исследований и опыта. У

порога стоят четыре фигуры, над ними небо. Но почему перед нами встреча

младенца Христа с младенцем Крестителем? Почему ангел указует перстом на

Крестителя? Быть может, это тот же ангел который принес Марии благую весть

и его миссия на этом окончилась? Христос явлен на свет, и теперь человеку

надлежит возвестить об этом людям. Миссия Крестителя- это не откровение или

пророчество, а интуиция. Интуиция, как внушение свыше, которая предшествует

опыту и его стимулирует, как предположение, которое предстоит проверить.

Таково одно из возможных истолкований этой картины (ведь Леонардо ещё

вернётся к Крестителю как к человеку, «прозревшему» благодаря природе). Тем

более что оно соответствует неоплатоническим, хотя и не ортодоксальным

основам культуры художника.

Леонардо в Милане вполне мог выступать, как представитель высокой

флорентийской культуры и в то же время отстаивать свои позиции без риска

впасть в немилость у официальных неоплатоников. Здесь он доказывает, что

вдохновение, неистовство души составляет глубокую побудительную причину

всякого исследования и практического опыта, что пространство является не

абстрактно-геометрической структурой, а реальной данностью интуиции и

опыта. Пространство, таким образом, выступает в виде атмосферы, поскольку

все предметы представляются нам окрашенной атмосферой. То, что Леонардо

назовет «воздушной перспективой», есть не что иное, как мера расстояния,

зависящая от плотности и окраски отделяющего нас от предметов слоя воздуха.

Вот почему все они представляются нам как бы слегка завуалированными, с

размытыми контурами. В этой мягкости, воздушности, неуловимом слиянии света

и тени заключается прекрасное, которое, по мысли Леонардо, не обладает

постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к

исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому

зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя

человеческой души. Четыре фигуры «Мадонны в скалах» не отличаются

определённостью жестов, точностью движений: ангел указует, младенец Христос

ушел в себя, словно отгораживаясь от чуждого ему пространства, Креститель

наклонился вперёд, поза и улыбка Богоматери полны печального предчувствия,

словно она уже знает или предвидит уготованную сыну судьбу. Быть может,

главное в этих образах- внутреннее состояние, глубокие душевные движения.

Именно поэтому они еще в пещере, хотя и на её пороге.

6.Леонардо в Милане.

Первый период пребывания Леонардо в Милане (1482-1499) явился самым

продуктивным в его творчестве и принёс ему известность во всей Италии,

прежде всего, количеством и значимостью выполненных произведений,

завершенных или незаконченных, либо доведённых только до стадии замысла и

первоначальных набросков. К этому времени развитие его искусства приобрело

совершенно самостоятельное направление, что со всей определённостью

проявилось именно в Милане, начиная с Поклонения волхвов. Стиль его более

не зависим от «флорентийских» или «ломбардских» образцов, но обретает

собственные, леонардовские приметы и находит здесь своих соперников,

последователей и подражателей.

Леонардо воспользовался обыкновением Лоренцо Великолепного направлять

флорентийских художников в различные итальянские государства и таким

образом приехал в главный город Ломбардии. Милан, возможно, был тогда одним

из самых важных мест в Италии по своему географическому положению, по

развитию производства и политической мощи; этим он во многом был обязан

плодородию территории и густой заселённости. Милан представлял собой также

культурный гуманистический центр, едва ли не равный Флоренции Медичи по

своей утончённости и творческому заряду.

Леонардо в Милане не окружён, как это было во Флоренции, людьми

скептическими и недоверчивыми. Он углубляет и развивает во многих

направлениях свои научные изыскания, занимается инженерией, гидравликой,

естественными науками, делает во всех областях сенсационные открытия. Здесь

он пишет значительную часть своих теоретических работ, делает огромную

массу заметок. С ним советуются как со специалистом по вопросам

строительства Миланского и Павийского соборов. Он составляет проекты по

мелиорации, канализации, градостроительству. Искусство для него- одна из

многих разновидностей исследования, опыта, познания, но в известном смысле

оно выше других, потому что рисунок – «вещь умственная», интеллектуальный

процесс и, как таковой, орудие, пригодное для всех предметов. Значительная

часть его исследований и открытий - от анатомии до механики, от ботаники до

космологии – была выражена и сообщена с помощью рисунка, несущего на себе

всегда следы лихорадочных поисков, гипотетических предположений, стремления

к проверке на практике. Но именно потому, что Леонардо является первым,

кто проводит научные исследования с особой целью и определённой

методологией, он является также первым, кто отделяет искусство - – силу его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать