Методика исправления речевых недостатков у актёров

искусством, некоторые пишут картины, танцуют, поют, играют на сцене, у

всех у них наверняка есть талант к своему делу. Но ведь каждая

профессия предполагает определённый минимум знаний, навыков и умения,

без которых нельзя считать себя специалистом в избранной области.

Вот и в актёрском деле, тоже надо пройти театральную школу и развить в

себе культуру сценической речи.

Но сделать это не так то просто, существует очень много препятствий и

проблем. Поэтому мы и поговорим с вами о методике речевых недостатков

у актёров.

2)Краткие требования к программе по культуре речи с точки зрения

актёрского мастерства.

Следуя заветам К.С.Станиславского, театральная школа должна

воспитывать в актёрах потребность к постоянному совершенствованию

своего голосового и речевого аппарата, к изучению живого языка.

ГОЛОС. Чтобы действовать словом на сцене, надо обладать звучным,

хорошо поставленным голосом. Если актёр талантлив и органичен, но его

еле слышно в зрительном зале, то такого актёра признать

профессионально полноценным. Также искажают игру актёров тусклый,

хриплый, гнусавый или скрипучий голос, когда короткое дыхание рвёт и

комкает авторскую мысль.

Актёр должен уметь пользоваться своим голосом и быть мастером во

владении звуком, т.к. голос является главным выразителем его чувств.

В театральной школе принято вводить занятия по сольному пению, которое

приносит пользу в развитии дыхания голосового аппарата, музыкального

слуха, диапазона голоса, ритмичности и т.п.

ДИКЦИЯ. Как бы актёр ни трактовал свою роль, какому бы методу ни

следовал, его профессиональный долг—донести авторский текст до зрителя

без потерь.

Достигается, прежде всего, хорошей дикцией, отчётливым и внятным

произношением.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Дикция—произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов

в речи.

К числу индивидуальных дикционных недостатков относится неправильность

произношения отдельных гласных и согласных звуков или их сочетаний.

Такого рода дефекты исправимы, если только они не вызваны серьёзными

недостатками строения речевого аппарата.

Приходится иногда преодолевать недостатки произношения, заключающиеся

в излишней жесткости и чеканности, либо, расплывчатости и вялости

речи. Задача упражнений по дикции не только в достижении ясности и

внятности речи, но и естественности красоты звучания.

Особые трудности представляет разговорная речь, которая складывалась

под влиянием местных говоров, диалектов и языков других

национальностей. Приобретённые в результате этих причин акценты

чрезвычайно трудно поддаются исправлению.

Здесь дикция уже уступает место другой дисциплине, опирающейся на

орфоэпию.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Орфоэпия—учение о произношении слов и словосочетаний в соответствии с

исторически сложившимися нормами национального языка.

Современная русская орфоэпия исторически складывалась с развитием

литературы и драматического искусства.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ.

Во многих странах сценическое произношение считается образцом

общественного произношения. Нормы современного литературного

произношения заложены в языковедческих справочниках и словарях,

помогающих овладеть правильной разговорной речью.

Особую трудность в сценическом произношении представляет вопрос о

выборе правильного ударения в слове. Различные ударения в одном и том

же слове определяются подчас причинами метроритмического порядка, что

составляет одну из малоисследованных закономерностей русского языка.

ЛОГИКА РЕЧИ.

Если дикция и орфоэпия учат правильно произносить буквы, слоги и слова

в их различных сочетаниях, то логика отвечает за законы произнесения

целых предложений.

Задача логической речи—наиболее точно и ясно передать мысль, её

словесное сочетание.

Изучение законов логической речи начинается с разбора простейшего

предложения, в котором выражена законченная мысль.

К.С.Станиславский подчинял законы речи к главному принципу системы:

от сознательного овладения техникой своего искусства к

подсознательному творчеству.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ.

Освоив первичные упражнения по технике речи, ученики в театральных

школах обращаются к литературному тексту, который необходим для

проверки и закрепления приобретённых навыков. Вот с этого момента

техника речи сочетается с решением творческих задач выразительного

чтения.

Искусство чтеца и актёра хотя и имеет много общего, но всё же это два

разных, самостоятельных вида творчества. Сценическая речь подчинена

иным законам, чем художественное чтение.

Станиславский возражал против подмены сценической речи

художественным чтением. «Нам не нужно чтецов, - говорил он педагогам

по сценической речи. – Мы выращиваем актёров».

Г.Кристи. Воспитание актёра школы

Станиславского

М.Литосова.

Профессиональная речь актёра и режиссёра.

И.П.Козлянинова. Орфоэпия в театральной школе.

3) Принципы анализа речевых нарушений.

Целью анализа речевых нарушений является выяснение структуры дефекта и

научное обоснование направления, и содержание исследований речевой

патологии.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Речевые нарушения—отклонения в речи говорящего от языковой нормы,

принятой в данной языковой среде. Проявляются в частичных нарушениях

(звукопроизношения, голоса, темпа и ритма), и обусловлены

расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов

речевой деятельности.

Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации

и разработки, научно обоснованных путей и методов предупреждения,

преодоления и коррекции.

Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий

дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Это имеет принципиально

важное значение в диагностике речевых расстройств.

Принцип систематического подхода основывается на системном строении и

системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны,

фонематических процессов, лексико-грамматического строя.

Этот принцип составляет основу педагогической классификации речевых

расстройств и определяет пути и методы преодоления и предупреждения

речевых расстройств.

При анализе речевых нарушений важен и необходим комплексный подход в

изучении того или иного человека. Таким образом, всесторонний

комплексный анализ речевых нарушений имеет важнейшее значение для

понимания структуры дефекта различных речевых расстройств, их

диагностики, научно обоснованной системы преодоления и предупреждения.

А.Р.Лурия. Мозг и психические

процессы. 1 том.

Логопедия. Учебник для Вузов.

4) Классификация нарушений речи.

Научно-обоснованные представления о формах и видах речевых нарушений

являются исходными условиями для разработки эффективных методик их

преодоления.

Разрабатывая вопросы классификации речевых нарушений, исследователи

как бы разделились на два направления. Таким образом, в настоящее

время в отечественной логопедии находятся две классификации речевых

нарушений:

1. клинико-педагогическая

2. психолого-педагогическая

Более подробно рассмотрим первый вид классификации. Все виды нарушений

на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на

две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен:

. письменная

. устная 2 типа: А) Фонационного, т.е. внешнего оформления

высказывания.

Б) Структурно-семантического, т.е.

внутреннего оформления высказывания.

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных

комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие

виды нарушений:

№1. Дисфония (афония)—отсутствие фонации или расстройство фонации

вследствие патологических изменений голосового аппарата (нарушение

голоса).

№2. Брадилалия—патологически замедленный темп речи.

№3.Тахилалия—патологически ускоренный темп речи.

№4. Заикание—нарушение темпо-ритмической организации речи,

обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

№5. Дислалия—нарушения звукопроизношения при нормальном слухе (дефекты

звукопроизношения).

№6.Ринолалия—нарушения тембра голоса и звукопроизношения,

обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

(гнусавость).

№7.Дизартрия—нарушения произносительной стороны речи, обусловленные

недостаточной иннервации речевого аппарата.

Всего в логопедии выделяют 11 форм речевых нарушений, 6 из них, на мой

взгляд, имеют место быть у актёров.

5) принципы и методы логопедического воздействия.

Принципы логопедической работы—это общие исходные положения, которые

определяют деятельность логопеда и его пациентов в процессе коррекции

нарушений речи. Эта работа имеет свою специфику, обусловленную

особенностями их сенсомоторного и психического развития.

Специфическими методами и приёмами добиваются логопеды правильного

произнесения звука и его автоматизации. Основной задачей является

закрепление навыка правильного произношения в процессе речевого

общения. Дифференциация звуков необходима в тех случаях, когда звуки

заменяются или смешиваются.

Когда у актёра наблюдается большое количество нарушенных звуков,

например, свистящие, шипящие, последовательность в работе определяется

последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие).

Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи

осуществляется от простых к сложным.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод

обучения в педагогике рассматривается как способ совместной

деятельности педагога и актёра, направленный на освоение знаний,

навыков и умений, на формирование умственных способностей.

Существуют различные методы обучения:

/// практический (упражнения, игры, моделирование)

/// наглядный (кинофильмы, аудиозаписи)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать