Летним утром повар Пров
Нам готовил вкусный плов.
Повар плов тот стал солить
Солью по полу сорить.
Возле плова, посерёдке
Пров поставил по селёдке.
За столом был полный лад
Каждый завтраку был рад.
На мели мы лениво налима ловили
И меняли налима вы мне на линя
О любви ни меня ли вы мило молили
И в туманы Лимана манили меня?
Не видели ли Лилию?
Лидию не видели?
Полили ли вы лилию?
Полили мы лилию.
Либретто—ригаллетто.
Звук с, з, ц.
Приёмы постановки звуков С, З, Ц.
Просят улыбнуться, оттянуть несколько раз углы рта так, чтобы были
видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума,
типичного для С.
Звук Ц ставится от звука Т при опущенном кончике языка к нижним
резцам передней части спинки языка. Произносят звук Т с сильным
выдохом. При этом как бы последовательно произносят Т и С.
Использование текстов в работе над звуками.
Цок-цок-цок-цок-цок
Цып-цып-цып-цып-цып
Цыц-цыц-цыц-цыц-цыц
Цап-цап-цап-цап-цап.
Заря-зарница
Солнцева сестрица
День замыкает
Месяц зажигает.
С—протяжный
Ц—короткий
С—свистящий, настоящий
Ц—какой-то весь цедящий
С—протяжный
Ц—взрывной
Ты не путай их, друг мой.
Царь, царевна, цирк, царица
Марципан, дворец, девица
Циферблат, цыплёнок, цок
Цены, ценник и цветок.
Звук ш, ж, щ, ч.
Сначала ставится звук Ш, потом Ж. Несколько раз произнести слог СА
и во время его произнесения плавно поднимать кончик языка,
получается звук Ш.
Звук Ж может быть поставлен от Ш, так же и от З, как Ш от С.
Для поставки звука Щ можно использовать звук С. Произносится слог
СП, СА протяжным, свистящим элементом: СП, СП … или СА, СА…
Звук Ч можно поставить от мягкого Т, произносимого в прямом слоге
ТИ или АТ.
Использование стихотворных текстов в работе над звуками.
Пирожки, лужки, дружки
Кружки, ложки и стожки
Фляжка, ножка, нож, лачужка
Ёж, чертёж, багаж, пичужка.
Щёлок, щука и щиток
Щи, щепотка, щавель, щёки
Щебет, щёголь, щепки, щётки
Борщ, товарищ, плющ и клещ
Помощь, немощь, плащ и лещ.
На руке у старца чётки
А в углу совок и щётки
На лицо упала чёлка
А в заборе нашем—щёлка.
Оч-оч-оч. Наступила ночь.
Ча-ча-ча. Горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу. Погасили мы свечу.
Приплывали два ерша
Поливали из ковша
Прибегали лягушата
Поливали из ушата.
Тушат, тушат,—не потушат
Заливают,—не зальют.
(К. Чуковский. Путаница).
Ш-ш-варк! Ш-ш-варк!
Ош-ш-ш-ш-ш-парю!
Ош-ш-ш-ш-ш-парю!
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Страш-ш-ш-ш-ш-но?
Вот окошко распахнулось.
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась.
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
7) Ринолалии.
Практически все звуки при ринолалии назалираваны, многие из них звучат
лишь приближённо, и одновременно они взаимозаменяются внутри групп,
сходных по способу образования и акустическим признаком. Поэтому
работа по исправлению звукопроизношению длится долго.
Коррекция каждого звука предусматривает:
. умение выделять его среди других звуков
. соотносить с определённой артикулемой
. правильно воспроизводить артикулему
. принять это умение в потоке связной речи
Специфическими для ринолалии являются замены П, Б на М, Т, Д на Н и
обратно: Н—Д, Т, М—Б, П.
Например: придёт—принёт
Ландыш—ладныш
Скворец—скворес
Дал—нал
Подплыла—подпрыла.
Применительно к взрослым разработана методика С.Л.Таптаповой (1963),
которая предлагает произносить про себя гласные звуки. Это снимает
гримасы и подготавливает произношение без назализации. Рекомендуются
вокальные упражнения, а так же гимнастика для нёба, губ, щёк, языка,
работа над дыханием. Благодаря такому циклу упражнений нормализуется
речевая моторика , уменьшается чрезмерное участие корня языка и
гортани в произношении звуков. Голосовые упражнения на гласные звуки
А, О, У, И, Э, Ы должны регулярно повторяться. Для начала звуки
артикулируются без голоса перед зеркалом, а затем переходить к
громкому звучанию. Постепенно увеличивая число повторений:
А : Э
АА : ЭЭ
ААА : ЭЭЭ
АААА : ЭЭЭЭ и т.д.
Следующий этап:
АО АОЭ
АУ АУЭ
АЭ ЭАУ и т.д.
Постановка звука П проходит при наличии направленной воздушной струи
путём похлопывания губами во время мягкого тихого дутья. При этом
слышится ПА—ПА—ПА—ПА.
Звук С исправляют так:
- учат дуть на вату
- дуть с просунутым между губами широким языком
- дуть на язык между зубами
- дуть на язык, придвинутый к нижним резцам. Дуть надо тихо и
беззвучно.
Вызывание звуков Б, В, Г, Д, Ж начинаются с А. Обучающий тянет звук А
и одновременно поднимает язык «ковшиком», или то же, только после
поднятого языка сближает зубы и округляет губы.
Свистящий З можно убрать с помощью Э. Надо слегка высунуть язык и
сблизить зубы.
Упражнения в произнесении звонких в интервокальной позиции между
разными гласными, например:
АВА ЭВА ОВА УВА ИВА
АВЭ ЭВЭ ОВЭ УВЭ ИВЭ
АВО ЭВО ОВО УВО ИВО
АВУ ЭВУ ОВУ УВУ ИВУ
АВЫ ЭВЫ ОВЫ УВЫ ИВЫ
Эти сочетания фонируют голосом различной громкости, усиливая первую
гласную и заглушая вторую и наоборот. Тем самым постепенно приучаются
произносить одну из гласных шёпотом.
Следующий приём применяют уже с подачей голоса « в маску». Надо
длительно фонировать носовой сонор М, а затем, улыбнувшись, слегка
высунуть язык, получится звук ММММЗЗЗЗ. Подобным образом сочетания МЖ
и МВ.
Использование текстов в работе над звуком М.
Мылом, мылом, мылом, мылом
Умывался без конца
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица.
Малиновая М
Моё метро,
Метро Москвы!
Май, музыка, много молодых москвичек метростроевцев
Мечутся, мнутся:--Мало местов?
-Милые! Масса места
Мягко, мух мало!
Можете! Мерси…
Мрамор, морской малахит, молочная мозаика
Мечта!
(С. Кирсанов. «М»).
Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и
речевого образования. Особенно важными являются ранние
профилактические и комплексные мероприятия, которые могут ослабить
развитие дефекта.
И.И Ермакова. Коррекция речи при ринолалии у
детей и подростков. М.1984.
Г.В.Чиркина. Дети с нарушением
артикуляционного аппарата. М.1969.
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в
старшей группе д./с. М.1984.
Логопедия. Учебник для Вузов. М.1998.
8) Заикания.
Проблему заикания может считать одной из самых древних в истории
развития учения о расстройствах речи.
ДЛЯ СПРАВКИ.
Заиканием называют трудность произносить известные буквы, слоги и
слова, более или менее соединенную с судорожными движениями язычных
органов.
Роды
заикания различны. У некоторых заикание едва заметно, другие заикаются
при произношении только некоторых слов; третие не могут произнести ни
одного слова не заикаясь; далее есть такие, которые в продолжение
целых недель говорят свободно, и после от времени до времени сильно
заикаются, у некоторых заикание превращается в минутную немоту.
Заикание у взрослых в большинстве случаев является следствием
длительно протекающего эволюционного заикания, возникшего в детстве, в
периоде незаконченного формирования речи.
Лечение заикания у взрослых проходит по принципу сплочения больных в
лечебные коллективы и осуществления курса лечения по единому плану,
включая комплекс медико-педагогических мероприятий.
Для начала пациентам рекомендуется ограничение речевого общения.
Ежедневно, утром и вечером, они должны принимать холодные ванны и
делать обтирание. Дыхательная гимнастика так же входит в курс
лечения: несколько глубоких вдохов и выдохов, сначала от 5-6, затем до
12-15 в течение 2-3 месяцев. Другое упражнение: вдохнуть через нос,
задержать воздух в лёгких (5-10 сек.), позже до 30-60 секунд. Затем
сделать быстрый выдох, изо всех сил, а в другой раз—медленное,
растянутое дыхание.
Упражнения для голоса: сделав глубокое, медленное вдыхание, тянуть
одну из гласных букв ( И, Э, А, О, У, Ы) сильным грудным голосом.
Повторять в течение 5 минут.
Голосовая гимнастика должна производиться ежедневно. Упражнения в
чтении и разговоре: сделав глубокий вдох заставить прочесть громко и
медленно, слог за слогом короткое предложение из 3-4 слов. За сеанс
надо прочесть от 20-30 подобных предложений.
Потом следует приступить к упражнениям в разговоре или беседе. Для
этого дают заучить отрывок прозы. Эти беседы должны вестись
обыкновенным, натуральным голосом.
Только при совокупном употреблении всех этих средств, т.е. при
одновременной гимнастике для дыхания, упражнениях для голоса, в чтении
и разговоре, удастся излечить заикание.
Так же существует комплексный метод лечения заикания, в который
входят:
++ медикаментозное лечение
++ общегигиенические мероприятия
++ физиотерапевтические процедуры
++ лечебная физкультура
++ массаж
++ психотерапия (аутогенные тренировки).
Такое лечение делится на 3 периода:
1) Период в 14 занятий:
- артикуляционная и дыхательная гимнастика