Методика исправления речевых недостатков у актёров

- счётная и фразовая зарядки

- вопросы и ответы

- несложные сообщения

- короткое стихотворение ( наизусть)

2) Период в 12 занятий:

- речевая зарядка

- изложение прочитанного

- рассказ на данную тему

- практика разговорной речи

3) – небольшие доклады

- работа с художественным материалом

- экскурсии.

Весь практический материал таких занятий направлен на коррекцию

нарушений дыхания, голоса, артикуляции, на развитие моторики

артикуляционного аппарата и тренировку моторной функции.

Правила для упражнения в плавной речи были разработаны в 1924 году.

Они представляют познавательный интерес и в настоящее время, т.к.

используется до сих пор в практике логопедов.

А) Говорить надо медленно и спокойно, т.е. выговаривать слог за

слогом, слово за словом.

Б) Не говорить ни слишком громко, ни слишком тихо.

В) При разговоре стоять или сидеть надо прямо и спокойно.

Г) Прежде чем начать говорить надо быстро и глубоко вдохнуть ртом.

Д) Расходовать дыхание надо экономно.

Е) Направлять выдох не на согласный звук, а на гласный.

Ж) Никогда не нажимать на согласные.

З) Если слово начинается с гласного, то начинать надо тихо, пониженным

тоном.

И) Всегда стараться говорить внятно.

9) Брадилалия и дислалия.

К нарушениям темпа речи относится брадилалия и тахилалия. При этих

расстройствах нарушено развитие внешней и внутренней речи. Речь мало

понятна для окружающих.

Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи. Она

встречается чаще его у флегматичных, медлительных людей. Сходные с

брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где

они являются обычной формой речи.

Речевая характеристика брадилалий:

. замедленный темп речи

. замедленны процессы чтения и письма

. монотонность голоса ( иногда появляется носовой оттенок)

. удлинённые паузы между словами

. растянутое произношение звуков речи

Такая речь не эстетична и мешает общению с окружающими, вызывает у них

напряжение и неприятные ощущения.

Тахилалия—патологически ускоренный темп речи. Является сложным речевым

расстройством.

Характеризуется:

. ненормально быстрый темп речи без резких искажений фонетики и

синтаксиса

. речь отличается неудержной стремительностью

. при торопливости появляются запинки, повторения, проглатывания,

неясность произношения фраз, перестановка слогов и слов.

У человека с тахилалией нарушен темп общих движений: движения быстрые

и стремительные, внимание не устойчивое, недостаточный объём

зрительной и слуховой памяти.

При устранении брадилалий логопедические приёмы направлены на

воспитание:

= более быстрых и чётких речевых движений в процессе речи

= убыстрение речевых реакций

= темпа внутренней речи

= темпов письма и чтения

= выразительных форм сценического чтения и речи

Все виды коррекционной работы при брадилалии основываются на различных

речевых упражнениях:

/\/\/\ Произношение речевого материала различной сложности

(скороговорки, короткие фразы)

/\/\/\ Чтение под отбиваемый рукой ритм

/\/\/\ Работа над воображением при действии внешних

раздражителей различного ритма

/\/\/\ Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на

речевые особенности разных персонажей самим пациентом

/\/\/\ Выработка сценического поведения в соответствии с

содержанием драматизации

/\/\/\ Ходьба и маршировка под бодрую музыку ( поскоки,

прыжки, приседания)

/\/\/\ Пение мелодий с короткими тональностями

/\/\/\ Сюжетные подвижные игры ( пятнашки, догонялки, эстафеты)

В результате 6-12 месячной работы речь становится чётче и быстрее.

Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную

реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивающие все виды

памяти.

Игры сюжетные способствуют отработке речи в диалогах. Также

рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за

темпом речи.

Логопедическую работу с актёрами, страдающими тахилалией,

рекомендуется проводить поэтапно.

1. Режим молчания. Снимает тревожную возбудимость, успокаивает.

2. Работа по усвоению медленного темпа начинается на материале

громкого чтения.

3. Работа над редактированием высказываемых мыслей. Точные

пересказы прочитанного, детализация пересказа.

4. Работа над коллективным рассказом. Внимательно слушая другого,

каждый включается в рассказ неожиданно, по сигналу. Вводится

медленное чтение про себя.

5. Подготовка к публичному выступлению.

Продолжительность курса 2,5—3 месяца.

В.С.Кочергина. Брадилалия, тахилалия,

спотыкания. Расстройства речи у детей и подростков. М.1969.

10) Нарушения голоса:

При наличии патологических изменений в гортани нарушается нормальная

функция голоса, уменьшается звучность голоса, появляется хрипота,

голос может совсем исчезнуть, что для актёров недопустимо.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Голос—это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков,

возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок.

Звук голоса—колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн

сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является

гортань с голосовыми складками.

Высота звука—субъективное восприятие органом слуха частоты

колебательных движений.

Голосовой аппарат образует звук путём колебания эластических голосовых

связок. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее

звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от

подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из лёгких. При нарушении

определённой координации взаимоотношений между натяжением голосовых

связок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и

изменить тембр.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Тембр (окраска звука)—является существенной характеристикой качества

голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от

частоты и силы колебаний.

Резонанс—резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при

совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных

колебаний системы.

Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона и множества

обертонов более высокой, чем основной тон частоты. Эти частичные тоны

дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

Выделяют два основных резонатора: грудной и головной. При грудном

резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки ( трахея и

крупные бронхи). Тембр голоса «мягкий».

Возвращаясь назад, надо отметить, что голосовой аппарат человека

состоит из 3х частей:

1) полости лёгких, бронхов и трахеи

2) гортани, в которой располагаются голосовые связки

3) верхних дыхательных путей—глотка, носоглотка, носовая полость,

придаточные пазухи носа и полости рта.

Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая

атака звука. Принято различать 3 типа голосоподачи:

1) Сначала идёт лёгкий выдох, затем смыкаются, и начинают колебаться

голосовые складки. Голос звучит после лёгкого шума. Такой способ

считают придыхательной атакой.

2) Момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это

мягкая атака звуков.

3) Сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох,

приводя их в колебания. Этот тип называется твёрдой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака.

Однако, особенно для сцены, возможно использование и двух других

способов подачи звука в зависимости от голосовых задач и

эмоционального состояния актёра, а иногда и в целях постановки голоса

на занятиях сценической речью.

-Недостатки голоса.

Наше звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства

голоса нарушают правильную речь.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Нарушения голоса—это отсутствие или расстройство фонации вследствие

патологических изменений голосового аппарата. Помимо основных дефектов

голоса—утрата силы, звучности, искажений тембра, голосовое утомление,

комок в горле, першение, кашель, налипание плёнок, давление и боли.

Нарушения голоса чаще проявляется как самостоятельные, причинами их

являются заболевания и различные изменения только голосового

аппарата.

Дисфония (афония) обусловлена парезами внутренних мышц гортани. Они

возникают при ОРВИ, ОРЗ, гриппе, дифтерии, а также при перенапряжении

голоса, что можно часто наблюдать в актёрской среде. Простуженные

голосовые связки воспаляются, набухают, в гортани накопляется много

слизи, что мешает плотному смыканию и нормальной их вибрации,

наступает хрипота. В такой период лучше облегчить голосовую и речевую

нагрузку.

Актёры, страдающие ларингитами (воспаление горла) должны обращать

особое внимание на свой голосовой аппарат. Правильная постановка

голоса снимает напряжение голоса, улучшает лимфо- и кровообращение в

воспалённых тканях.

Восстановление голоса начинается с работы над дыханием. Особенностью

дыхательной опоры является участие вдыхательных и выдыхательных мышц

одновременно. Такое упражнение называют «погреть связки»: бесшумный

вдох и выдох (диафрагмальное дыхание подготавливает организм к

интенсивным голосовым упражнениям). Затем предлагается лечь на коврик,

расслабиться, одну руку положить на живот для контроля за движением

мышц. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка

неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков

С, Ш, позже звонкий В.

Самостоятельные тренировки актёры должны проводить, не перенапрягая

голосовой аппарат. Трудность восстановления голоса состоит в том, что

при малейших простудах возникает обострение процесса, и есть

постоянная опасность потерять голос.

-Профилактика голосовых расстройств.

Для охраны голоса актёрам необходимо помнить, что курение,

злоупотребление горячей и сильно охлаждённой пищей недопустимы, т.к.

при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать