Русская пейзажная живопись 19 века

иногда чрезвычайно счастливо, метко и грациозно; правда, большие линии

картины от них либо ускользают, либо они не имеют довольно силы, чтобы

схватить и удержать их. Частности у них выигрывают насчет общего

впечатления. К подобным личностям не принадлежит Аксаков, и я очень

этому рад»19. Тургенев заканчивает рецензию выводами, касающимися

метода изображения природы художником и писателем - реалистом: «словом

описывая явления природы, дело не в том, чтобы сказать все, что может

придти вам в голову: говорите то, что должно придти каждому в голову —

но так, чтобы ваше изображение было равносильно тому, что вы

изображаете, и ни вам, ни нам слушателям, не останется больше ничего

желать»20. В методе изображения природы, которым проникнута была книга

Аксакова, Тургенев приветствовал торжество новых художественных идей,

которые, придя на смену романтизму в поэзии и в искусстве, прочно

утверждались в русской литературе.

В художественной литературе 50-х годов широко изображались жизнь

крестьян и мотивы природы, связанные с нею. Неотъемлемой чертой

демократического реализма было, в том время, понятие национального

характера, который рассматривался в неразрывной связи с крестьянским

вопросом. Представление о русской природе было в то время настолько

неотделимо от народа, что в ней самой, в ее образах часто находили

поэтическое выражение народных дум, страданий и чаяний. Особенно яркий

пример подобного восприятия природы встречается в ранней повести М. Е.

Салтыкова-Щедрина «Противоречия»: «Я еще с детства симпатизировал с

нашей сельскою природою, хотя и нет ничего в ней такого, чем бы

особенно можно было похвалиться»21. Продолжая развивать картину

типично русского равнинного пейзажа, Салтыков-Щедрин заключает описание

проникновенными строками: «Но я люблю ее, эту однообразную природу

русской земли, я люблю ее не для нее самой, а для человека, которого

воспитала она на лоне своем и которого она объясняет:..» 22

Патриотическое чувство, сочувствие страдающему народу, страстное

стремление к борьбе за народное счастье — все эти высокие

демократические идеалы теснейшим образом переплетались в произведениях

передовых русских писателей с глубокой привязанностью к природе

родного края. Глубокое впечатление производит, например, высказывание

А. И. Герцена о русской природе (написано за границей в 1853 году): «В

нашей бедной северной долинной природе есть трогательная прелесть,

особенно близкая нашему сердцу. Сельские виды наши не задвинулись в

моей памяти ни видом Сорренто, ни Римской Кампанией, не насупившимися

Альпами, ни богато возделанными фермами Англии. Наши бесконечные луга,

покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стелящейся

природе... что-то такое, что поется в русской песне, что кровно

отзывается в русском сердце» 23. Данный отрывок особенно важен не

только в силу глубокого чувства любви к родине, которая озаряла всю

жизнь Герцена в изгнании. Важно здесь то, что Герцен выражает это

чувство через любовь к родной природе. Конечно, для Герцена это не

только широкий равнинный пейзаж; с успокоительной зеленью лугов. В его

представлении он неотделим от уклада жизни русского крестьянина, от

народной песни, русского народа, за судьбу которого считали себя

ответственными революционные демократы.

Стремление русских демократов выразить через природу и свою

любовь к родине, и свое отношение к угнетенному народу было чрезвычайно

широко отражено в литературе и искусстве. Особенно сильно это

отразилось в поэзии Н. А. Некрасова, развившего в своем творчестве все

сильные стороны демократической эстетики. Поэт своими стихами открывал

перед современниками новые для литературы и искусства мотивы родной

природы, приходил к созданию обобщенного образа Родины. И снова, как у

Герцена и у Салтыкова-Щедрина, этот образ сливался с образом

крестьянина, с собирательным образом всего русского народа. В 60-х

годах, в условиях развернувшегося освободительного движения, Некрасов

выражал и пафос революционной борьбы, и настроения пробуждающегося

народа, и волнующие чувства поэта-гражданина, страстно любившего родину

и верившего в ее прекрасное будущее. Многие черты некрасовского метода

построения обобщенного образа природы, могли стать в то время

достоянием всего передового искусства.

Но о развитии пейзажной живописи, о картинах родной природы

писали не только передовые деятели русской науки и искусства, но и

непосредственно сами живописцы. Ягодовская отмечает: «О пейзаже Шишкин

говорил, что это самый молодой вид живописи, так как всего только каких-

нибудь сто лет прошло с тех пор, как люди начали понимать и изучать

жизнь природы, а прежде самые великие мастера становились в тупик перед

деревом, что человек среди природы так мелок, так ничтожен, что

отдавать ему преимущества нельзя. Разве в лесу не чувствуешь себя таким

слабым, униженным, разве не сознаешь, что составляешь только какую-

нибудь ничтожную частицу этой невозмутимой и вечно прекрасной природы?

Иван Иванович говорил также, что новое поколение еще не умеет понимать

все таинства природы, но что в будущем придет художник, который сделает

чудеса, потому что Россия страна пейзажа; что пейзаж имеет самую лучшую

будущность, потому что другие виды живописи уже были и устарели, а этот

только нарождается»24.

Таким образом в начальный период формирования пейзажной живописи

2-й половины 19 века, молодые художники, обратившись к изображению

родной природы, опирались не только на опыт пейзажистов

предшественников, но и на художественную литературу, которая имела в то

время первостепенное значение в общественной жизни России. «... Все

наши нравственные интересы, вся духовная жизнь наша сосредоточивалась

до сих пор и еще долго будет сосредоточиваться исключительно в

литературе: она живой источник, из которого просачиваются в общество

все человеческие чувства и понятия»25 — писал Белинский. Знаменательно,

что вышедшая в те годы работа Н. Г. Чернышевского «Эстетические

отношения искусства к действительности» также содержала ряд глубоко

развитых положений, касающихся искусства пейзажной живописи.

Утверждая новое понятие о прекрасном, Чернышевский указывал в

своей работе, что и в природе прекрасное заключается в том, что говорит

о ее жизни. "Но так же, как и в других жанрах искусства, к в пейзажной

живописи понятие о прекрасном подчинено жизненным интересам человека.

«Не нужно подробно говорить и о том, — пишет Чернышевский, — что в

растениях нам нравится свежесть цвета и роскошность, богатство форм,

обнаруживающие богатую силами свежую жизнь... Кроме того, шум и

движение животных напоминают нам шум и движение человеческой жизни; до

некоторой степени напоминают о ней шелест растений, качанье их ветвей,

колеблющиеся листочки их... пейзаж прекрасен тогда, когда

оживлен....Нельзя не прибавить, — пишет далее Чернышевский, — что

вообще на природу смотрит человек глазами владельца и на земле

прекрасным кажется ему также то, с чем связано счастье, довольство

человеческой жизни»26. От художников-пейзажистов Чернышевский требовал,

прежде всего, верности натуре, но он не ограничивал их задачи только

лишь правдивым воспроизведением явлений природы, а направлял их

творческую мысль по пути идейного обобщения. Как точно подмечает в

своей работе Мальцева, «эстетическая программа Чернышевского ломала

коренным образом все узаконенные академической традицией представления

об этом виде искусства»27. И действительно, подтверждение этому мы

видим в словах Чернышевского: «Очертания предметов, — говорит он, —

опять, никак не могут быть не только нарисованы рукою, но и

представлены воображением лучше, нежели встречаются в

действительности»28. Приводя ряд примеров из области пейзажа,

Чернышевский доказывает превосходство живой природы перед созданием

искусства. Говорит ли он об изображении отдельных предметов в пейзаже,

о передаче свежести зеленой листвы, освещенной солнечным светом,

останавливает ли он внимание на естественной группировке предметной в

пейзаже, — во всем выступает одна целенаправленная мысль, что «мнение,

будто бы рисованный пейзаж может быть величественнее, грациознее или в

каком бы то ни было отношении лучше действительной природы, отчасти

обязано своим происхождением предрассудку..., что природа груба, низка,

грязна, что надобно очищать и украшать ее для того, чтобы она

облагородилась»28. В противовес этому «предрассудку» Чернышевский

доказывает, что «человек с неиспорченным эстетическим чувством

наслаждается природою вполне, не находит недостатков в ее красоте», что

и «в природе на каждом шагу встречаются картины, к которым нечего

прибавить, из которых нечего выбросить».

«Целью и самым высоким, самым прекрасным назначением искусства»

Чернышевский считал: «... для вознаграждения человека в случае

отсутствия полнейшего эстетического наслаждения, доставляемого

действительностью, воспроизвести, по мере сил, эту драгоценную

действительность и ко благу человека, объяснить ее... и быть для

человека учебником жизни»29.

Именно в таких простых и в то же время таких весомых словах и

заключалась программа искусства пейзажа, вооружающая художника новым

методом в работе над натурой, над воспроизведением природы в ее обычном

облике.

Спустя двадцать, пять лет после выхода в свет труда

Чернышевского, знаменитый исследователь русской живописи Стасов в

одной из своих статей особенно глубоко оценил роль этой книги в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать