Русская пейзажная живопись 19 века

сознания, революционной борьбы. Особенно остро это проявляется в пору

революционно-демократического движения второй половины 19 века в

России.

Образ природы, как облик человека, отражает в себе жизнь, чувства

и мысли того общества, которое воспитало его создателя-художника. В

пейзажах отражаются размышления лучших русских людей о судьбах родины,

глубокая любовь к своему народу, взволнованный призыв к борьбе против

несправедливости. Идеи, которыми освещено было все искусство второй

половины 19 столетия, проникают в изображения, наполняя его новым для

общеевропейской живописи содержанием.

Живопись художников-пейзажистов реалистического направления ярко

свидетельствует о том горячем интересе и серьезном внимании, с которым

наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям,

нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только

разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на

защиту «униженного и оскорбленного» народа.

В пейзажной живописи это стремление прежде всего выразилось в

подчеркнутом интересе лучших живописцев к национальной русской природе,

изображению родного края.

Чтобы показать, как шло сложение национальной школы

реалистического пейзажа, следует, в первую очередь, обратиться к

произведениям молодых художников, так как ни в чем, пожалуй, не

появились столь ярко и непосредственно новые и самобытные черты

реализма, как в их, подчас еще незрелых и несовершенных опытах.

Естественно, что на первых порах молодые русские художники в

переломный период формирования национальной пейзажной школы искали

опоры в творческих завоеваниях своих предшественников. Прогрессивное по

своим устремлениям творчество таких мастеров первой половины века, как

С. Ф. Щедрин и М- И. Лебедев, могло служить для них поучительным

примером в работе над живой натурой. Но глубокий интерес и внимание к

произведениям этих художников значительно ослаблялись тем

обстоятельством, что и С. Щедрин и М. Лебедев в лучшую пору своего

творчества жили вдали от родины и работали над изображением. природы

Италии. Между тем, пейзажисты 50-х годов, открывавшие новую страницу

истории русского пейзажа, сосредоточивались на изображения родной

природы. Но и на этом пути русские пейзажисты, вступавшие в жизнь

искусства на рубеже 50-х годов, могли в какой-то степени опираться в

своих исканиях на опыт ближайших предшественников.

Пейзажисты 50-х годов создавали свои картины уже на иной идейной

основе, и их пейзажам было свойственно новое эстетическое качество. И

тем не менее, то, что было создано раньше в области изображения русской

природы, до некоторой степени, помогло им.

Созвучно устремлениям молодежи могло быть в то время творчество

А. Г. Венецианова, представлявшее огромной важности прогрессивное

явление своего времени. В его картинах молодые художники 50-х годов

находили правдиво переданные поэтические образы русской природы. Он же

был первым художником, который обратился к изображению крестьянского

труда на родных полях.

Уже в первой половине века художники А. В. Тыранов и Г. В.

Сорока, бывшие прямыми воспитанниками Венецианова, пробовали свои силы

в работе над деревенским пейзажем, в родных для художников местах. Их

картины, «не всегда совершенные по мастерству, отличаются необычайной

чистотой восприятия природы и искренностью чувства». Являясь

преемниками венециановских традиций, эти пейзажисты своим творчеством

представляют характерное явление в реалистическом искусстве 40-х

годов.

Творчество самого Венецианова было для пейзажистов 50-х годов

настолько близким наследием, что даже в классных занятиях учителя

Московского Училища Живописи широко применяли венециановскую систему,

основанную на тщательном изучении предмета изображения. Но несмотря на

все это, именно в 50-х годах, под влиянием широкой борьбы за

демократизацию искусства, происходила переоценка всего наследия.

Первый период в развитии русского реалистического пейзажа,

включающий в свой круг произведения 50-х годов, во многом отличается

от того, что дало искусство 60-х годов. Как отмечают исследователи,

дело здесь не только в том, что художники к тому времени в большей мере

овладели профессиональным мастерством живописи — само содержание их

произведений глубже проникнутое дыханием жизни природы и идеями

народности, приобретало большую внутреннюю цельность и теснее

связывалось с общим движением идейного демократического искусства.

За начало первого периода развития русской реалистической

пейзажной живописи условно принимают появление в 1851 году на

ученической выставке в Московском Училище Живописи и Ваяния волжских

пейзажей Солова, картин «Вид на Кремль в ненастную погоду и «Зимний

пейзаж» Саврасова и пейзажей Аммона — трех пейзажистов, окончивших в

том году Училище. В то же время начинают выступать с пейзажами и

другие художники московской школы: Герц, Бочаров, Дубровин и др.

Среди немногих известных пейзажей конца 50-х годов произведения

Саврасова «Пейзаж с рыбаком» и «Уборка хлеба» представляют собою

завоевания первого периода.

К началу 60-х годов отдельные произведения пейзажистов уже смело

могли встать в ряд с картинами жанровой живописи, являвшейся в том

время самым передовым искусством. Однако, эти завоевания оказались

далеко не достаточными, когда общественные условия, сложившиеся в

пореформенной России, потребовали от всего реалистического искусства

социально заостренного содержания.

В пореформенной России крестьянский вопрос приобрел в

общественных кругах еще большую социальную заостренность. Все

устремления передовой общественной мысли направлялись теперь на то,

чтобы подготовить угнетенный народ к борьбе за свое освобождение. С

особенной напряженностью велась борьба за народное содержание в

литературе и искусстве, и проблема народности, поднятая Добролюбовым

еще в конце 50-х годов в работе «О степени участия народности в

развитии русской литературы»41, стала знамением идейного

реалистического искусства. Именно в начале этого десятилетия русская

пейзажная живопись вступила в новый этап своего развития.

В 60-х годах, во второй период формирования реалистической

пейзажной живописи, ряды художников, изображавших родную природу,

становились значительно шире и их все более захватывал интерес к

реалистическому искусству.

Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос

о содержании их искусства. От художников ждали произведений, которые

отражали бы настроения угнетенного народа.

Именно в это десятилетие и проявился у русских пейзажистов

интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком

своего искусства могли бы рассказать о народной печали. Тоскливая

природа осени, с грязными, размытыми дорогами, редкие перелески,

хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки,

-все эти темы в своих бесконечных вариантах, такой любовью и старанием

исполняемые русскими пейзажистами, получили права гражданства в 60-е

годы. Характерно, что в это же время нашла широкое распространение

тема зимнего пейзажа, над которой особенно много работали Саврасов и

Каменев.

Но, вместе с тем, в те же 60-е годы в русской пейзажной живописи

у некоторых художников наметился интерес к иной тематике. Побуждаемые

высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и

плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья

народной жизни, воплощая, тем самым, в своих пейзажах одно из важнейших

требований материалистической эстетики Чернышевского, видевшего красоту

природы прежде всего в том, с чем «связано счастье и довольство

человеческой жизни»42. Именно в разнообразии тем зарождалась будущая

многогранность содержания, свойственная пейзажной живописи периода

расцвета.

Тему родного края каждый по-своему, разрабатывали А. Саврасов, Ф.

Васильев, А. Куинджи, И.Шишкин. Несколько поколений талантливых

художников-пейзажистов- М. Клодт, А.Киселев, И. Остроухов,

С.Светославский и другие.

Одно из первых мест среди них по праву принадлежит В. Поленову.

Одной из особенностей Поленова было стремление соединить

пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив

человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в

которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный

образ. И в «Московском дворике», элегических по настроению картинах

«Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Ранний снег», «Золотая осень»-во всех

своих пейзажах Поленов средствами живописи утверждает важную и по

существу, очень простую истину: поэзия и красота - вокруг нас в

привычном течении повседневности, в окружающей нас природе.

Творчество Поленова крупное и значительное явление в русской

живописи второй половины 19 века. С Саврасовым и Васильевым его

сближают не сразу ощутимая, но крепкая и строгая композиционная

построенность и картинность, придающие его пейзажам определенную

монументальность. Также Поленов свободнее и непосредственнее, чем его

сподвижники, пользуется средствами и приемами пленэра. Свет и воздух

становятся «героями» его замечательных полотен, и сегодня покоряющих

своей свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и

естественностью.

Неоднозначным было отношение и к искусству И. Шишкина.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать