Театр в мировой литературе

Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего

совершенства. Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогические части

комедии (эписодии) и уменьшил партии хора. Действие стало более живым и

достоверным, так как на сцене могли одновременно выступать и давать

мотивировку своим поступкам три персонажа. Однако хор у Софокла

продолжает играть важную роль в трагедии.

Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла

мифов.Это "Антигона"(около 442 до н. э.),"Царь Эдип" (около 429 до н.э.) и

"Эдип в Колоне" (поставлен в 441 г. до н. э., уже после смерти Софокла).

В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время, лежит миф

о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род.

Трагедии Софокла явились художественным воплощением гражданских и

нравственных идеалов античной рабовладельческой демократии периода ее

расцвета. Этими идеалами были политическое равенство и свобода всех

полноправных граждан, беззаветное служение родине, уважение к богам,

благородство стремлений и чувств сильных духом людей.

РИМСКИЙ ТЕАТР

Истоки римского театра

Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к обрядовым

играм, богатым карнавальными элементами. Таков, например, праздник

Сатурналий - в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого

праздника было "переворачивание" привычных общественных отношений:

господа на время становились "рабами", а рабы - "господами".

Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздники

сбора урожая. Еще в отдаленные времена, когда Рим представлял собой

небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с

окончанием жатвы. На этих праздниках распевались веселые грубоватые песни

- фесценнины. Зародившись еще при родовом строе, фесценнины существовали и

в последующие века, и в них, по свидетельству Горация, находила отражение

социальная борьба между плебеями и патрициями.

Существовала и другая форма примитивных зрелищ - сатура. Основой

для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов. В 364 г. до н. э.

Рим постигло моровое поветрие. Чтобы умилостивить богов, решили

устроить сценические игры. Из Этрурии были приглашены актеры-плясуны,

которые исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты. Этрусским актерам

стала подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске шуточный

диалог, написанный нескладными стихами, а также жестикуляцию. Так возникли

сатуры (в переводе значит "смесь").Сатуры были драматическими сценками

бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку

и танцы.

Еще одним видом драматических представлений комического характера

являлись ателланы, которые были позаимствованы у других племен, населявших

Апеннинский полуостров, с которыми Рим вел непрерывные войны. Молодежь

увлеклась этими играми и стала устраивать их в дни праздников.

Таким образом, в Риме существовали примерно те же обрядовые игры,

что и в Древней Греции. Но дальше слабых зачатков драмы развитие народного

театра не пошло. Это объясняется консервативным укладом римской жизни и

сильным сопротивлением жрецов. Поэтому в Риме не сложилось самостоятельной

мифологии, которая в Греции послужила "почвой и арсеналом" искусства, в том

числе драмы.

Римский театр эпохи республики

Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и перевели

ее на латинский язык, приспособив к своим понятиям и вкусам.

После первой Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до н.

э., было решено устроить драматическое представление. Постановку

поручили греку Ливию Андронику, находившемуся в рабстве у римского

сенатора, который и дал ему латинское имя Ливий. После отпущения на

волю, он остался в Риме и стал обучать греческому и латинскому языку

сыновей римской знати. Этот учитель и поставил на играх трагедию и,

вероятно, также комедию, переработанные им с греческого образца или, быть

может, просто переведенные с греческого языка на латинский. Эта постановка

дала первый толчок развитию римского театра.

С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы драматург

Гней Невий (около 280-201 до н.э.). Его с полным основанием можно назвать

первым самобытным римским поэтом.

Наибольшей славы Невий достиг в области комедии. Невий был создателем

паллиаты - литературной комедии, которая представляла собой переработку

бытовой греческой комедии. Паллиата ставилась в Риме в течении III-II вв.

до н. э.

Продолжателем дела Невия как комедиографа был его младший современник

Тит Макций Плавт. Его творчество относится к тому периоду, когда Рим из

сельскохозяйственной общины превращается в сильнейшее государство

Средиземноморья. По единодушной оценке древних, Плавт был самым блестящим

представителем паллиаты. Он умел искусно соединить новую аттическую комедию

с элементами народной римской ателланы, с ее буффонадой, живостью

действия, с ее порой непристойными, но остроумными шутками.

Публий Теренций Афр, работавший, как и Плавт, в жанре паллиаты,

принадлежал уже к следующему поколению драматургов. Уроженец Карфагена,

Теренций еще мальчиком был привезен в Рим, где стал рабом римского

сенатора. Заметив выдающиеся способности юноши, сенатор дал ему хорошее

образование, а затем отпустил на волю. Теренций написал шесть комедий, и

все они сохранились. Сюжеты этих комедий он, как правило, заимствует у

Менандра, причем сознательно подчеркивает их греческий колорит. Конфликты

в комедиях Теренция носят семейный характер, и основной целью драматурга

является гуманизация нравов. Теренций стремится дать более углубленную

психологическую характеристику своих персонажей, создавая интересные,

жизненные образы.

Одна из наиболее известных комедий "Братья" (160 до н. э.) - ставит

вопрос о воспитании молодежи. В комедии побеждают новые взгляды,

представители которых считают, что надо быть снисходительным к проделкам

молодых людей, воспитывать их не приказами и наказаниями, а добрыми

советами.

Теренций может быть назван предшественником новой европейской

драмы. Европейский театр неоднократно обращался к его творчеству.

Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в творчестве Ж.-Б.

Мольера.

Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник в XVIII

в., в период формирования буржуазной "мещанской" драмы. Дидро считал

Теренция своим предшественником, Лессинг в "Гамбургской драматургии" дал

подробный анализ "Братьев", считая эту комедию образцовой.

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Литургическая и полулитургическая драма

Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала

церковная драма. Борясь против остатков античного театра, против сельских

игрищ, церковь стремилась использовать действенность театральной

пропаганды в своих целях. Уже в IX веке театрализуется месса,

вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа, о

его погребении и воскресении. Из этих диалогов рождается ранняя

литургическая драма. Существовало два цикла такой драмы - рождественский,

рассказывающий о рождении Христа, и пасхальный, передающий историю его

воскресения.

Со временем литургическая драма усложняется, разнообразятся костюмы

"актеров", создаются "режиссерские инструкции" с точным указанием теста и

движений. Всем этим занимались сами священники.

Устроители литургических представлений накопили постановочный

опыт и стали искусно показывать народу вознесение Христа и другие

евангельские чудеса. Приближаясь к жизни и используя постановочные

эффекты, литургическая драма уже не привлекала, а отвлекала

прихожан от службы. Развитие жанра таило в себе его самоуничтожение.

Не желая отказаться от услуг театра и не будучи в силах

совладать с ним, церковные власти выводят литургическую драму из-под

сводов храмов на паперти. Рождается полулитургическая драма (середина XII

в.).И тут церковный театр, формально находясь во власти духовенства,

подпал под влияние городской толпы. Теперь она диктует ему свои вкусы,

заставляет давать представления в дни ярмарок, а не церковных праздников,

полностью перейти на родной, понятный толпе язык.

Светская драматургия

Первые ростки нового реалистического направления связываются с

именем трубадура Адама де Ла-Аль (около 1238-1287) из французского города

Арраса. Де Ла-Аль был страстно увлечен поэзией, музыкой и театром. Он жил в

Париже и в Италии (при дворе Карла Анжуйского) и получил довольно

широкую известность как поэт, музыкант, драматург.

В творчестве Адама де Ла-Аль народно-поэтическое начало

сочеталось с сатирическим. В его произведениях были зачатки будущего

театра Возрождения. Но на протяжении средних веков этот драматург не имел

продолжателей. Жизнерадостность и вольная фантазия меркли под воздействием

церковных строгостей и прозаической трезвости городов.

Сатирическое начало народных зрелищ драматургии Адама де Ла-Аль

нашло свое продолжение в фарсах, героями которых были то ярмарочный

зазывала, то врач-шарлатан, то циничный поводырь слепца. Однако жанр фарса

достиг своего расцвета позже, в XV веке. В XIII же веке комедийная струя

заглушалась театром миракля, тоже имевшим своей темой жизненные события,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать