Театр в мировой литературе

реальный Шекспир был только ширмой, за которой скрывался истинный автор

великих творений — человек высочайшей культуры и образованности,

воплощающий ренессансный универсализм. На роль этого загадочного автора

выдвигали многих известных деятелей английского Возрождения, в том числе

выдающегося философа Фрэнсиса Бэкона, графа Ретленда, графа Пембрука, графа

Дарби и других. Вероятно, духовный аристократизм, в высшей степени присущий

гению Шекспира, не получил а глазах исследователей личностного

подтверждения в фигуре странного обывателя из провинциального английского

городка, приехавшего в Лондон скорее всего на заработки и «случайно»

написавшего несколько десятков драматических шедевров, чтобы обеспечить

себе спокойную старость. Ни одна из выдвинутых версий не признана пока

абсолютно достоверной, споры продолжаются, то замирая, то вспыхивая вновь с

яростной силой. Мы слишком любим Шекспира и потому испытываем потребность

творить его идеальный, гармоничный, художественно совершенный образ чуть ли

не по законам его собственного театра. Мы знаем о нем ничтожно мало. Кому

под силу проникнуть в тайну гения? Будь этот гений простолюдином из

Стрэдфорда или утонченным лондонским аристократом, не пожелавшим снять

маски, — это уже никак не может повлиять на созданный Шекспиром мир,

который живет и будет жить независимо от воли его создателя.

Первое собрание сочинений Шекспира было выпущено уже после смерти

автора в 1623 году двумя актерами его труппы Хемипгом и Конделлом, которые

утверждали, что в основу издания положены подлинные рукописи Шекспира. С

тех пор проведена огромная текстологическая работа, которая не завершена и

доныне, и в установленный шекспировский «канон» были включены 37 пьес, 2

поэмы и сборник сонетов.

Творчество Шекспира принято делить на три периода. К первому периоду

(1591—1601) относятся преимущественно комедии («Сон в Иванову ночь»,

«Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой», «Веселые Виндзорские кумушки»,

«Венецианский купец», «Как вам это понравится», «Много шума попусту»,

«Бесплодные усилия любви»), трагедии «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь» и

целый ряд исторических хроник («Генрих VI», «Ричард III», «Король Иоанн»,

«Ричард II», «Генрих IV»,

Шекспиру не пришлось изобретать заново азбуки театрального

искусства: к моменту появления в Лондоне будущего великого драматурга оно

уже возмужало и сложилось, создав благодатную почву для гения. Изящно-

пасторальный мир Джона Лили (1554—1606), трагический титанизм Кристофера

Марло (1564—1593), увлекательная сюжетность Роберта Грина (1558—1592),

острый драматизм Томаса Кида (1558—1594) — все это соединилось в

шекспировском театре, демонстрирующем разнообразие драматургических жанров

и виртуозность стилистических приемов. К самым ранним произведениям

Шекспира обычно относят его исторические хроники. Этот жанр возник в

английском театре независимо от античной традиции и особенно полно отвечал

национальным запросам. Прозаические хроники были популярным жанром

английской средневековой литературы, именно из них черпал впоследствии

Шекспир сюжеты своих великих «северных» трагедий, особый интерес имела для

него хроника Холиншеда (1577), где рассказывалась, в частности, и печальная

история принца Датского.

Жанр исторической хроники формировался на основе традиций

средневекового театра. Но если в религиозных мистериях, популярных у

европейского зрителя позднего средневековья, были представлены в

аллегорическом воплощении судьбы мира, то исторические хроники

ориентированы на национально-государственную проблематику и в центре их —

судьбы отечества. Проблемы законопорядка, престолонаследия и гражданского

мира живо волновали шекспировских современников, еще хранивших в памяти

историю феодальных кровавых смут. Поэтому магистральным сюжетом

шекспировских хроник является становление английской государственности, что

определило их проблематику и жанровое своеобразие.

Лучезарность мироощущений Шекспира выразилась в комедиях. Античная

комедия была преимущественно сатирической и нравоописательной. В

европейском средневековом театре комедия заведомо была отнесена к жанрам

«низким», и в ней господствовал фарсовый площадной юмор.

Самый популярный тип такой комедии — фарс, где действовали

персонажи, представляющие своеобразные социальные маски (пройдоха-адвокат,

развратник-священник, крестьянин-плут и т. д.). Материалом комедии обычно

служил быт средневекового города, и столкновения персонажей определялись их

меркантильными интересами. Шекспир открыл новые возможности комедии, сделав

ее лирической и даже, как порой говорят, романтической. Комедия его выросла

на новой, уже окультуренной почве европейского Ренессанса, создавшего свое

представление об эстетической норме и видевшего в искусстве не грубую копию

реальности, а воплощение идеальной природы. Поэтому традиционный

сатирический элемент перестает играть в комедиях Шекспира решающую роль, а

зачастую и вообще отсутствует. Для него меняются сами источники

комического.

Над чем же смеется Шекспир и его благодарный зритель, не утративший

вкуса к комедиям, возраст которых — четыре столетия? Смешное стареет

быстрее всего, и порой то, что веселило двадцать лет назад, становится

скучным и непонятным для нового поколения. Чтобы комедия «выжила» в течение

четырех веков, она должна обладать необходимой универсальностью в самой

трактовке комического. И именно это составило новаторство Шекспира.

Основой комедийного сюжета у него становятся превратности любви, во все

времена повторяющиеся. А истоки их — или в необычном стечении жизненных

обстоятельств или в прихотях страстей. Отсюда два основных жанра

шекспировской комедии — комедия положений и комедия характеров.

Сюжетная канва шекспировских комедий редко бывала собственным вымыслом

драматурга: он пользовался сюжетами античными, историческими, перерабатывал

популярные новеллы, прежде всего итальянские, пьесы своих предшественников

и современников.

К первому периоду творчества Шекспира относится и его единственная

трагедия – «Ромео и Джульетта».

Ромео и Джульетта были хорошо известны в эпоху Возрождения и до

Шекспира не раз подвергалась литературным обработкам. О враждующих

итальянских семьях Монтекки и Капулетти упомянул еще Данте в своей

«Божественной комедии» («Чистилище», VI, 106). Мотив семейной вражды,

препятствующей соединению влюбленных, был достаточно популярен в

средневековой литературе, но приобрел особый смысл в эпоху Возрождения,

провозгласившую право человека на счастье и на свободный выбор жизненного

призвания.

Сюжет этот недаром привлек Шекспира. В «Ромео и Джульетта» он выразил

истинно ренессансное представление о любви как о мощной гармонизирующей

силе, объемлющей собой плотское и духовное и составляющей части

космического универсума. Недаром любовный диалог Ромео и Джульетты в сцене

ночного свидания изобилует астральными образами и сравнениями. Чувство это

вспыхивает стихийно и мощно, сметая на пути все препятствия. Не случайно

действие в шекспировской трагедии охватывает всего 5 суток, на протяжении

которых влюбленные проживают историю своей юной страсти от первой встречи

до трагической развязки. Они обретают о своем союзе искомую гармонию. И это

гармонизирующее начало, побеждающее вражду и смерть, определило

оптимистический финал шекспировской трагедии. Семьи Монтекки и Капулетти,

примирившись над телами погибших детей, решают воздвигнуть золотые статуи

Ромео и Джульетте.

Второй период творчества Шекспира принято называть «трагическим». Это

связано не только с тем, что основным его жанром становится трагедия, но и

с общими особенностями мировоззрения зрелого Шекспира, для которого

лучезарный полдень как будто сменился резкими вечерними тенями.

Перелом в настроениях Шекспира может показаться слишком резким. Перелом

этот явно связан с актуальными политическими событиями в Англии, имевшими к

Шекспиру самое непосредственное отношение. Как известно, он был дружен с

группой молодых и влиятельных аристократов, завсегдатаев театра «Глобус». В

1601 году выносится судебный приговор лорду Эссексу, обвиненному в

государственной измене, после чего Эссекса казнили. К заговору был

причислен и лорд Саутгэмптон, который подвергся тюремному заключению.

Незадолго до этого Шекспир пишет трагедию «Юлий Цезарь», в центре которой

история политического заговора и трагическая судьба Брута, совершившего

убийство тирана из самых благородных побуждений, но не сумевшего уничтожить

тиранию. Нравственное поражение Брута составляет самостоятельную

психологическую линию этой великой трагедии. Именно в это время рождается у

Шекспира замысел «Гамлета», появление которого ознаменовало начало нового

периода его творчества.

Легенда о датском принце Амлете впервые была представлена в хронике

Саксона Грамматика «История датчан» (1200 г.), которой впоследствии

воспользовался Холиншед.

«Гамлет» явился своеобразным прологом ко всем великим трагедиям

Шекспира. Исходя из особенностей конфликта, можно выделить два типа

трагедий Шекспира: «субъективные», сосредоточенные на героях, «рабах

страстей», и «объективные», в центре которых проблема состояния мира.

Особенность «Гамлета» состоит в том, что он сочетает оба эти аспекта и

потому остается одной из самых сложных трагедии Шекспира, подвергавшейся

самым противоречивым трактовкам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать