Театр в мировой литературе

но обращенным к религии.

Миракль

Само название миракль происходит от латинского слова "чудо".

И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные

противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству

божественных сил - святого Николая, девы Марии и т.д. С течением времени

эти пьесы, сохраняя религиозную морализацию, все острее показывали произвол

феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми. В

первом из известных нам мираклей - "Игра о святом Николае" (1200) - в

центре внимания было чудо, совершенное святым для избавления

христианина, попавшего в языческий плен, и история в него лишь отзвуком

крестовых походов. Более поздний "Миракль о Роберте-дьяволе" давал уже

общую картину кровавого века Столетней войны (1337-1453) и страшный

портрет бессердечного феодала.

Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале – из

жизни города, из жизни монастыря или средневекового замка. Разоблачая

притеснителей народа, миракль о Берте рисует в положительном свете тех

людей из их среды, которые не подвержены порокам и страстям, присущим

знати, и могут, попав в среду простых тружеников, быть среди них своими

людьми.

Двойственность миракля была связана с идеологической незрелостью

городского бюргерства того времени. Не случайно миракль, начинавшийся

обычно с обличительного изображения действительности, всегда

заканчивался компромиссом, актом раскаяния и прощения, что практически

означало примирение с только что показанными злодеяниями, ибо предполагало

в каждом злодее возможного праведника. Это устраивало и бюргерское

сознание, и церковь.

Мистерия

Время расцвета мистериального театра - XV-XVI века, время бурного

расцвета городов и обострения социальных противоречий. Город уже в

значительной мере преодолел феодальную зависимость, но еще не подпал под

власть абсолютного монарха. Мистерия и явилась выражением расцвета

средневекового города, его культуры. Она выросла из так называемых

"мимических мистерий" - городских процессий в честь религиозных

праздников, в честь торжественных выездов королей. Из этих празднеств

постепенно складывалась площадная мистерия, использующая ранний опыт

средневекового театра.

Мистериальная драматургия разделяется на три цикла: "ветхозаветный",

имеющий своим содержанием циклы библейских сюжетов; "новозаветный",

рассказывающий историю рождения и воскресения Христа, и "апостольский",

в котором сюжеты пьес были заимствованы из "Жития святых" и частично из

мираклей о святых.

Мистерия раздвинула тематический диапазон средневекового театра,

накопила огромный сценический опыт, который был использован

последующими жанрами средневековья.

Мистерии развили театральную технику, утвердили в народе вкус к

театру, подготовили некоторые особенности ренессансной драмы. Но к 1548

году мистериальным обществам, особенно широко распространенным во

Франции, запрещают показ мистерий: слишком ощутимой стала критическая

комедийная линия мистериального театра. Причина гибели еще и в том, что

она не получила поддержки со стороны новых, прогрессивных сил

общества. Религиозное содержание отталкивало людей гуманистически

настроенных, а площадная форма и критичекие элементы вызывали гонения

церкви.

Историческая обреченность мистерии была предрешена внутренней

противоречивостью жанра. К тому же мистериальный театр потерял и свою

организационную почву: королевская власть искореняет все городские

вольности и запрещает цеховые союзы. Мистерия подвергается резкой критике

со стороны как католической церкви, так и реформационного движения.

Моралите

Реформационное движение развернулось в Европе в XVI в. Оно носило

антифеодальный характер и приняло форму борьбы с идеологической опорой

феодализма - католической церковью.

Реформационное движение утверждает принцип "личного общения с

Богом", принцип личной добродетели. В руках зажиточного бюргерства мораль

становится оружием борьбы и против феодалов, и против неимущих

городских масс. Стремление придать святость буржуазному мировоззрению

рождает театр моралите. Он вырастает из мистерий, в которых

нравоучительная дидактика заключалась в религиозные формы и часто теряла

смысл из-за соседства бытовых комических сцен. Моралите освободило

морализацию как от религиозных сюжетов, так и от бытовых отвлечений

и, обособившись, обрело стилевое единство и большую дидактическую

направленность. Однако при этом были утеряны действенность постановки и

жизненные черты персонажей.

Основным признаком моралите являлся аллегоризм. В пьесах действуют

аллегорические персонажи, каждый из которых олицетворяет какой-то

человеческий порок или добродетель. Эти персонажи лишены индивидуальных

характеров, и даже реальные вещи в их руках превращаются в символы.

Столкновения героев строились соответственно борьбе двух начал: добра и

зла, духа и тела. Этот конфликт чаще всего изображался в виде

противопоставления двух фигур, двух персонажей, олицетворяющих собой доброе

и злое начала, воздействующие на человека.

Историческое значение аллегорического жанра было в том, что он внес

в средневековую драматургию четкость, поставил перед театром задачу

построения типического образа. Но, будучи во власти догматической морали,

этот жанр не смог породить ничего значительного.

Фарс

Фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со второй

половины XV века. Однако он до этого прошел долгий путь скрытого

развития. Само название происходит от латинского farta ("начинка").

Веселые масленичные представления и народные спектакли дают начало

"дурацким корпорациям" - объединениям мелких судебных чиновников,

разнообразной городской богемы, школяров, семинаристов. В XV в. шутовские

общества распространяются по всей Европе.

Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строем к

действительности. Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев

индульгенциями, чванливых дворян, скаредных купцов. Остро подмеченные и

обрисованные черты характеров несут сатирически заостренный жизненный

материал.

Главными принципами актерского искусства для фарсеров были

характерность, доведенная до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий

активность и жизнерадостность самих исполнителей.

Сценической задачей фарсеров было воссоздание определенных типов:

ловкого городского молодчика, хвастливого солдата, хитрого слуги и т.п. Но

при определенности сценических типов-масок была развита и импровизация-

следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией.

Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра Западной

Европы. В Италии из фарса родилась комедия дель арте; в Испании -

творчество "отца испанского театра" Лопе де Руэда; а Англии по типу

фарса писал свои интерлюдии Джон Гейвуд, в Германии - Ганс Сакс; во

Франции фарсовые традиции питали искусство Мольера. Именно фарс стал

звеном между старым и новым театром.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Вильям ШЕКСПИР (1564—1616)

Имя великого английского, драматурга в переводе с английского

означает «потрясающий копьем». Именно так, победно, навеки, вошел о мировую

литературу Шекспир — создатель нового европейского театра, до сих пор не

имеющий соперников.

Он был сыном эпохи удивительной и особенно благотворной для творческих

дерзаний, которая недаром была названа эпохой Возрождения. Каждая

европейская страна переживала Возрождение по-своему и преподнесла миру свои

собственные дары. Шекспировская Англия не знала лучезарного утра,

осенившего великих итальянских гениев — Данте, Петрарку, Боккаччо; она

сразу вступила в яркий полдень ренессанской культуры, который еще сияет в

комедиях Шекспира и его «Ромео и Джульетте», но быстро отступает перед

багрово-красными вечерними тенями «Гамлета» и «Короля Лира».

Расцвет английского Возрождения связан с блестящей «елизаветинской»

эпохой, когда на престол Англии вступила Елизавета I, завершившая правление

династии Тюдоров. Англия, незадолго до этого пережившая столетие кровавой

феодальной смуты, нуждалась в сильной власти и стабильности. Елизавета I

поистине железной рукой подавляла феодальную оппозицию, отправив на эшафот

свою соперницу, шотландскую королеву Марию Стюарт, а впоследствии своего

любимца лорда Эссекса, уличенного в заговоре. Время это безоблачным не

было, Англия мужала, завоевывала мир, победно прокладывала новые морские

пути и приобретала новые колонии. Она поразила Европу разгромом испанской

Непобедимой Армады в 1588 году, положив конец властвованию испанских

мореплавателей над мировыми океанами, И при этом будущее представало

тревожным. По дорогам Англии брели бездомные и обездоленные, то и дело

вспыхивали бунты. При этом страна жила тревожным ожиданием новой

династической войны, потому что Елизавета I, «королева-девственница», не

дала отечеству желанного наследника.

Резкие контрасты, драматизм поистине театральных исторических сюжетов

(чего стоил хотя бы отец Елизаветы I Генрих VII, за короткое время

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать