но обращенным к религии.
Миракль
Само название миракль происходит от латинского слова "чудо".
И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные
противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству
божественных сил - святого Николая, девы Марии и т.д. С течением времени
эти пьесы, сохраняя религиозную морализацию, все острее показывали произвол
феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми. В
первом из известных нам мираклей - "Игра о святом Николае" (1200) - в
центре внимания было чудо, совершенное святым для избавления
христианина, попавшего в языческий плен, и история в него лишь отзвуком
крестовых походов. Более поздний "Миракль о Роберте-дьяволе" давал уже
общую картину кровавого века Столетней войны (1337-1453) и страшный
портрет бессердечного феодала.
Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале – из
жизни города, из жизни монастыря или средневекового замка. Разоблачая
притеснителей народа, миракль о Берте рисует в положительном свете тех
людей из их среды, которые не подвержены порокам и страстям, присущим
знати, и могут, попав в среду простых тружеников, быть среди них своими
людьми.
Двойственность миракля была связана с идеологической незрелостью
городского бюргерства того времени. Не случайно миракль, начинавшийся
обычно с обличительного изображения действительности, всегда
заканчивался компромиссом, актом раскаяния и прощения, что практически
означало примирение с только что показанными злодеяниями, ибо предполагало
в каждом злодее возможного праведника. Это устраивало и бюргерское
сознание, и церковь.
Мистерия
Время расцвета мистериального театра - XV-XVI века, время бурного
расцвета городов и обострения социальных противоречий. Город уже в
значительной мере преодолел феодальную зависимость, но еще не подпал под
власть абсолютного монарха. Мистерия и явилась выражением расцвета
средневекового города, его культуры. Она выросла из так называемых
"мимических мистерий" - городских процессий в честь религиозных
праздников, в честь торжественных выездов королей. Из этих празднеств
постепенно складывалась площадная мистерия, использующая ранний опыт
средневекового театра.
Мистериальная драматургия разделяется на три цикла: "ветхозаветный",
имеющий своим содержанием циклы библейских сюжетов; "новозаветный",
рассказывающий историю рождения и воскресения Христа, и "апостольский",
в котором сюжеты пьес были заимствованы из "Жития святых" и частично из
мираклей о святых.
Мистерия раздвинула тематический диапазон средневекового театра,
накопила огромный сценический опыт, который был использован
последующими жанрами средневековья.
Мистерии развили театральную технику, утвердили в народе вкус к
театру, подготовили некоторые особенности ренессансной драмы. Но к 1548
году мистериальным обществам, особенно широко распространенным во
Франции, запрещают показ мистерий: слишком ощутимой стала критическая
комедийная линия мистериального театра. Причина гибели еще и в том, что
она не получила поддержки со стороны новых, прогрессивных сил
общества. Религиозное содержание отталкивало людей гуманистически
настроенных, а площадная форма и критичекие элементы вызывали гонения
церкви.
Историческая обреченность мистерии была предрешена внутренней
противоречивостью жанра. К тому же мистериальный театр потерял и свою
организационную почву: королевская власть искореняет все городские
вольности и запрещает цеховые союзы. Мистерия подвергается резкой критике
со стороны как католической церкви, так и реформационного движения.
Моралите
Реформационное движение развернулось в Европе в XVI в. Оно носило
антифеодальный характер и приняло форму борьбы с идеологической опорой
феодализма - католической церковью.
Реформационное движение утверждает принцип "личного общения с
Богом", принцип личной добродетели. В руках зажиточного бюргерства мораль
становится оружием борьбы и против феодалов, и против неимущих
городских масс. Стремление придать святость буржуазному мировоззрению
рождает театр моралите. Он вырастает из мистерий, в которых
нравоучительная дидактика заключалась в религиозные формы и часто теряла
смысл из-за соседства бытовых комических сцен. Моралите освободило
морализацию как от религиозных сюжетов, так и от бытовых отвлечений
и, обособившись, обрело стилевое единство и большую дидактическую
направленность. Однако при этом были утеряны действенность постановки и
жизненные черты персонажей.
Основным признаком моралите являлся аллегоризм. В пьесах действуют
аллегорические персонажи, каждый из которых олицетворяет какой-то
человеческий порок или добродетель. Эти персонажи лишены индивидуальных
характеров, и даже реальные вещи в их руках превращаются в символы.
Столкновения героев строились соответственно борьбе двух начал: добра и
зла, духа и тела. Этот конфликт чаще всего изображался в виде
противопоставления двух фигур, двух персонажей, олицетворяющих собой доброе
и злое начала, воздействующие на человека.
Историческое значение аллегорического жанра было в том, что он внес
в средневековую драматургию четкость, поставил перед театром задачу
построения типического образа. Но, будучи во власти догматической морали,
этот жанр не смог породить ничего значительного.
Фарс
Фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со второй
половины XV века. Однако он до этого прошел долгий путь скрытого
развития. Само название происходит от латинского farta ("начинка").
Веселые масленичные представления и народные спектакли дают начало
"дурацким корпорациям" - объединениям мелких судебных чиновников,
разнообразной городской богемы, школяров, семинаристов. В XV в. шутовские
общества распространяются по всей Европе.
Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строем к
действительности. Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев
индульгенциями, чванливых дворян, скаредных купцов. Остро подмеченные и
обрисованные черты характеров несут сатирически заостренный жизненный
материал.
Главными принципами актерского искусства для фарсеров были
характерность, доведенная до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий
активность и жизнерадостность самих исполнителей.
Сценической задачей фарсеров было воссоздание определенных типов:
ловкого городского молодчика, хвастливого солдата, хитрого слуги и т.п. Но
при определенности сценических типов-масок была развита и импровизация-
следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией.
Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра Западной
Европы. В Италии из фарса родилась комедия дель арте; в Испании -
творчество "отца испанского театра" Лопе де Руэда; а Англии по типу
фарса писал свои интерлюдии Джон Гейвуд, в Германии - Ганс Сакс; во
Франции фарсовые традиции питали искусство Мольера. Именно фарс стал
звеном между старым и новым театром.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Вильям ШЕКСПИР (1564—1616)
Имя великого английского, драматурга в переводе с английского
означает «потрясающий копьем». Именно так, победно, навеки, вошел о мировую
литературу Шекспир — создатель нового европейского театра, до сих пор не
имеющий соперников.
Он был сыном эпохи удивительной и особенно благотворной для творческих
дерзаний, которая недаром была названа эпохой Возрождения. Каждая
европейская страна переживала Возрождение по-своему и преподнесла миру свои
собственные дары. Шекспировская Англия не знала лучезарного утра,
осенившего великих итальянских гениев — Данте, Петрарку, Боккаччо; она
сразу вступила в яркий полдень ренессанской культуры, который еще сияет в
комедиях Шекспира и его «Ромео и Джульетте», но быстро отступает перед
багрово-красными вечерними тенями «Гамлета» и «Короля Лира».
Расцвет английского Возрождения связан с блестящей «елизаветинской»
эпохой, когда на престол Англии вступила Елизавета I, завершившая правление
династии Тюдоров. Англия, незадолго до этого пережившая столетие кровавой
феодальной смуты, нуждалась в сильной власти и стабильности. Елизавета I
поистине железной рукой подавляла феодальную оппозицию, отправив на эшафот
свою соперницу, шотландскую королеву Марию Стюарт, а впоследствии своего
любимца лорда Эссекса, уличенного в заговоре. Время это безоблачным не
было, Англия мужала, завоевывала мир, победно прокладывала новые морские
пути и приобретала новые колонии. Она поразила Европу разгромом испанской
Непобедимой Армады в 1588 году, положив конец властвованию испанских
мореплавателей над мировыми океанами, И при этом будущее представало
тревожным. По дорогам Англии брели бездомные и обездоленные, то и дело
вспыхивали бунты. При этом страна жила тревожным ожиданием новой
династической войны, потому что Елизавета I, «королева-девственница», не
дала отечеству желанного наследника.
Резкие контрасты, драматизм поистине театральных исторических сюжетов
(чего стоил хотя бы отец Елизаветы I Генрих VII, за короткое время
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8