Творчество И.Е.Репина

Творчество И.Е.Репина

Северский Государственный Технологический Институт

Кафедра ОН

Реферат

Творчество И.Е.Репина

Выполнил:

Принял:

-2002-

Содержание

Вступление. 3

Биография и творчество И.Е.Репина. 4

Становление художника (тема бурлачества) 4

Расцвет творчества 8

Работы на революционную тему 11

Историческая живопись 14

Портретная живопись 18

Заключение 22

Список используемой литературы 23

Вступление.

Значительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья

Ефимович Репин. И.Е.Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников

второй половины 19 века. Его творчество олицетворяет собой высшие

достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным

и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.

Репин не признавал «искусства для искусства». «Я не могу заниматься

непосредственным творчеством, - писал он, - делать из своих картин ковры,

ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими

ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая

жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст».

Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось слышать

от него жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии

художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от

себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная

жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое

горение. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин

был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно

глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал ( за

искусство, «просвещенное светом разума». «Судья теперь мужик», ( утверждал

художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения

интересам народа. Все это позволило художнику создать на глубоко

реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие

общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Биография и творчество И.Е.Репина.

Родился Репин в 1844 году в Чугуеве (на Украине) в семье военного

поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался

торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги

лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные

восторги зрителей. Когда же ему подарили краски, то ничем другим, кроме

рисования, он больше уже не мог заниматься. И все допытывался у навестившей

его во время тяжелой болезни соседки, которая утешала его рассказами о рае:

а краски и кисточки там будут? Начальные художественные навыки Репин

получил в школе военных топографов и в мастерской местного живописца И. М.

Бунакова. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств.

«К 1859 году мечты мои о Петербурге, — пишет Репин, — становились

все неотступнее; только бы добраться и увидеть Академию художеств». В 1863

году Репин смог поехать в Петербург. Здесь он поступил в Рисовальную школу

Общества поощрения художников, где преподавал И. Н. Крамской — тогда еще

совсем молодой художник; а в январе 1864 года был принят в Академию.

Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал

крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы не

погибнуть от голода, я бросался на всякую работу — красил на домах железные

крыши, красил экипажи и даже железные ведра». Родители не могли помочь

сыну, так как очень нуждались сами. ... Несмотря на все трудности, Репин

упорно учился.

Становление художника (тема бурлачества)

Овладевая в Академии основами профессионального мастерства, Репин как

художник и гражданин развивался прежде всего под влиянием И. Н. Крамского и

В. В. Стасова — признанных вождей нового, демократического искусства.

Молодой художник часто приходил к Крамскому, показывал академические

рисунки и свои первые самостоятельные опыты. Крамской внимательно следил за

его успехами, беседовал с ним об искусстве, обращая внимание на

необходимость работы с натуры, возбуждая интерес к жизненно важным темам,

внушая чувство ответственности за свое искусство перед народом. Под

влиянием Крамского Репин помимо обязательных академических заданий на

исторические и мифологические темы начал работать над сюжетами из

окружающей жизни, особенно увлекшись на первых порах портретами родных и

близких. Вскоре, однако, это увлечение было вытеснено серьезным и большим

замыслом, который на несколько лет поглотил все мысли художника. Репин

задумал написать большое полотно «Бурлаки на Волге». Идея эта возникла у

него еще в стенах Академии художеств. Одаренность Репина, серьезность его

отношения к жизни были столь велики, что позволили ученику Академии

написать картину, которая не только прославила его, но и стала этапным

произведением русской школы живописи. В картине «Бурлаки на Волге»

(1870—1873) Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к

постановке глубоких жизненных проблем.

Бурлачество, как одно из возмутительных явлений российской

действительности, низводящее людей до уровня рабочего скота, волновало в те

годы многих писателей и художников, чьи сердца чутко отзывались на

страдания и горе народное. О великой скорби, выливающейся в тоскливой

бурлацкой песне-стоне, поведал в своем стихотворении «Размышления у

парадного подъезда» Некрасов (1858). Бурлакам посвятили свои картины

художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин. Полотно

Репина «Бурлаки на Волге» пользовалось в свое время наибольшей

популярностью, так как оно глубже и полнее других произведений раскрывало

все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающими

значительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокую

несправедливость угнетения народа.

Идея картины зародилась у Репина, когда он во время прогулки по Неве

летом 1869 года вдруг увидел ватагу бурлаков, тянущих баржу, и невдалеке от

них группу нарядных веселящихся господ.

Отправившись вместе с художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым

в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной

жизни. Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, а стали

живыми, близкими людьми, со своим внутренним миром, своими заботами и

чаяниями. Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью ту

мысль, которая лежала в основе замысла Репина. До конца дней своих он не

мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих

воспоминаний в книге «Далекое близкое». И прежде всего попа-расстригу

Канина. Это тот самый бурлак, которого Репин поставил во главе бурлацкой

ватаги,—человек с просветленным, мудрым и кротким лицом. При виде его Репин

вспоминал о греческих философах, которых покупали патриции Рима на рынках

рабов для воспитания своих детей. А много лет спустя образ Канина опять

всплывает в памяти Репина при взгляде на Толстого, идущего за сохой по

пашне. Такие сравнения могут зародиться только в уме истинного демократа.

Обратимся к рассмотрению картины.

По песчаной отмели волжского берега на фоне необозримых голубых

просторов реки прямо на зрителя медленно и тяжело движется ватага

оборванных и изнуренных людей.

Во главе бурлацкой ватаги шествует Канин — невысокого роста,

широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, которая, пряча

волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и

выстрадавшего на своем веку. На лице и в глазах — выражение простодушия,

доброты, печали. По правую руку от Канина, добродушно посмеиваясь и

ворчливо подбадривая соседей, с огромной медвежьей силой тянет лямку

нижегородский боец, богатырь-коренник; по левую руку — в исступлении

наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, ожесточенно и

иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Следом за ними,

меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями,

спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Несколько отступя от

него еле бредет истощенный и больной старик, жестом мучительного отчаяния

стирающий рукавом пот со лба. В порыве боли, обиды и возмущения на короткий

миг распрямляется молоденький паренек Ларька, пытаясь поправить лямку, к

которой он никак не может приноровиться. Сзади него опытный спокойный

старик-бурлак на ходу, не ослабляя лямки, достает кисет с табаком и

деловито набивает им трубку. За стариком как-то егозливо и неуверенно,

мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. А рядом «грек», который

гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор.

Шествие замыкает понуро и удрученно плетущийся бурлак, с трудом

передвигающий непослушные ноги.

Показывая неимоверные усилия людей, исполняющих «службу скотинную»

(по выражению Стасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию

характеров бурлаков и их переживаний. Все лица бурлаков ясно читаются, не

загораживая друг друга. Уже здесь, задолго до появления первых портретов

людей из народной среды («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать