Творчество И.Е.Репина
Северский Государственный Технологический Институт
Кафедра ОН
Реферат
Творчество И.Е.Репина
Выполнил:
Принял:
-2002-
Содержание
Вступление. 3
Биография и творчество И.Е.Репина. 4
Становление художника (тема бурлачества) 4
Расцвет творчества 8
Работы на революционную тему 11
Историческая живопись 14
Портретная живопись 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Вступление.
Значительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья
Ефимович Репин. И.Е.Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников
второй половины 19 века. Его творчество олицетворяет собой высшие
достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным
и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.
Репин не признавал «искусства для искусства». «Я не могу заниматься
непосредственным творчеством, - писал он, - делать из своих картин ковры,
ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими
ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая
жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст».
Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось слышать
от него жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии
художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от
себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная
жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое
горение. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин
был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно
глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал ( за
искусство, «просвещенное светом разума». «Судья теперь мужик», ( утверждал
художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения
интересам народа. Все это позволило художнику создать на глубоко
реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие
общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.
Биография и творчество И.Е.Репина.
Родился Репин в 1844 году в Чугуеве (на Украине) в семье военного
поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался
торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги
лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные
восторги зрителей. Когда же ему подарили краски, то ничем другим, кроме
рисования, он больше уже не мог заниматься. И все допытывался у навестившей
его во время тяжелой болезни соседки, которая утешала его рассказами о рае:
а краски и кисточки там будут? Начальные художественные навыки Репин
получил в школе военных топографов и в мастерской местного живописца И. М.
Бунакова. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств.
«К 1859 году мечты мои о Петербурге, — пишет Репин, — становились
все неотступнее; только бы добраться и увидеть Академию художеств». В 1863
году Репин смог поехать в Петербург. Здесь он поступил в Рисовальную школу
Общества поощрения художников, где преподавал И. Н. Крамской — тогда еще
совсем молодой художник; а в январе 1864 года был принят в Академию.
Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал
крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы не
погибнуть от голода, я бросался на всякую работу — красил на домах железные
крыши, красил экипажи и даже железные ведра». Родители не могли помочь
сыну, так как очень нуждались сами. ... Несмотря на все трудности, Репин
упорно учился.
Становление художника (тема бурлачества)
Овладевая в Академии основами профессионального мастерства, Репин как
художник и гражданин развивался прежде всего под влиянием И. Н. Крамского и
В. В. Стасова — признанных вождей нового, демократического искусства.
Молодой художник часто приходил к Крамскому, показывал академические
рисунки и свои первые самостоятельные опыты. Крамской внимательно следил за
его успехами, беседовал с ним об искусстве, обращая внимание на
необходимость работы с натуры, возбуждая интерес к жизненно важным темам,
внушая чувство ответственности за свое искусство перед народом. Под
влиянием Крамского Репин помимо обязательных академических заданий на
исторические и мифологические темы начал работать над сюжетами из
окружающей жизни, особенно увлекшись на первых порах портретами родных и
близких. Вскоре, однако, это увлечение было вытеснено серьезным и большим
замыслом, который на несколько лет поглотил все мысли художника. Репин
задумал написать большое полотно «Бурлаки на Волге». Идея эта возникла у
него еще в стенах Академии художеств. Одаренность Репина, серьезность его
отношения к жизни были столь велики, что позволили ученику Академии
написать картину, которая не только прославила его, но и стала этапным
произведением русской школы живописи. В картине «Бурлаки на Волге»
(1870—1873) Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к
постановке глубоких жизненных проблем.
Бурлачество, как одно из возмутительных явлений российской
действительности, низводящее людей до уровня рабочего скота, волновало в те
годы многих писателей и художников, чьи сердца чутко отзывались на
страдания и горе народное. О великой скорби, выливающейся в тоскливой
бурлацкой песне-стоне, поведал в своем стихотворении «Размышления у
парадного подъезда» Некрасов (1858). Бурлакам посвятили свои картины
художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин. Полотно
Репина «Бурлаки на Волге» пользовалось в свое время наибольшей
популярностью, так как оно глубже и полнее других произведений раскрывало
все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающими
значительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокую
несправедливость угнетения народа.
Идея картины зародилась у Репина, когда он во время прогулки по Неве
летом 1869 года вдруг увидел ватагу бурлаков, тянущих баржу, и невдалеке от
них группу нарядных веселящихся господ.
Отправившись вместе с художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым
в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной
жизни. Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, а стали
живыми, близкими людьми, со своим внутренним миром, своими заботами и
чаяниями. Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью ту
мысль, которая лежала в основе замысла Репина. До конца дней своих он не
мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих
воспоминаний в книге «Далекое близкое». И прежде всего попа-расстригу
Канина. Это тот самый бурлак, которого Репин поставил во главе бурлацкой
ватаги,—человек с просветленным, мудрым и кротким лицом. При виде его Репин
вспоминал о греческих философах, которых покупали патриции Рима на рынках
рабов для воспитания своих детей. А много лет спустя образ Канина опять
всплывает в памяти Репина при взгляде на Толстого, идущего за сохой по
пашне. Такие сравнения могут зародиться только в уме истинного демократа.
Обратимся к рассмотрению картины.
По песчаной отмели волжского берега на фоне необозримых голубых
просторов реки прямо на зрителя медленно и тяжело движется ватага
оборванных и изнуренных людей.
Во главе бурлацкой ватаги шествует Канин — невысокого роста,
широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, которая, пряча
волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и
выстрадавшего на своем веку. На лице и в глазах — выражение простодушия,
доброты, печали. По правую руку от Канина, добродушно посмеиваясь и
ворчливо подбадривая соседей, с огромной медвежьей силой тянет лямку
нижегородский боец, богатырь-коренник; по левую руку — в исступлении
наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, ожесточенно и
иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Следом за ними,
меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями,
спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Несколько отступя от
него еле бредет истощенный и больной старик, жестом мучительного отчаяния
стирающий рукавом пот со лба. В порыве боли, обиды и возмущения на короткий
миг распрямляется молоденький паренек Ларька, пытаясь поправить лямку, к
которой он никак не может приноровиться. Сзади него опытный спокойный
старик-бурлак на ходу, не ослабляя лямки, достает кисет с табаком и
деловито набивает им трубку. За стариком как-то егозливо и неуверенно,
мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. А рядом «грек», который
гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор.
Шествие замыкает понуро и удрученно плетущийся бурлак, с трудом
передвигающий непослушные ноги.
Показывая неимоверные усилия людей, исполняющих «службу скотинную»
(по выражению Стасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию
характеров бурлаков и их переживаний. Все лица бурлаков ясно читаются, не
загораживая друг друга. Уже здесь, задолго до появления первых портретов
людей из народной среды («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»,