Творчество И.Е.Репина

При открытии выставки в Москве последовало распоряжение — работу Репина не

экспонировать. Этот запрет оставался долгое время в силе и после того, как

произведение было куплено П. М. Третьяковым.

Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном

«Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Это полотно принадлежит к

числу наиболее значительных произведений исторической живописи Репина и в

то же время является одним из самых народных его творений. Демократизм

идеалов художника, глубокое понимание им психологии народа, любовь ко всему

яркому и героическому позволили Репину написать это замечательное полотно.

Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века.

Сокровищница русской демократической живописи пополнилась в эти годы

монументальными полотнами Сурикова, Репина, Васнецова, в которых народ

впервые в истории русской живописи предстал в своем величии, непобедимости

и мощи. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам».

Запорожская вольница, которой посвятил свое полотно Репин, была в его

представлении той народной республикой, где нашли осуществление лучшие

демократические идеалы человечества. Тот факт, что Репин идеализировал

Запорожскую Сечь, не имеет в данном случае большого значения. Важно то, что

художник утверждал в своей картине эти высокие демократические принципы

всеобщей свободы, равенства и братства, показал красоту и величие народа,

защищающего свою независимость, свое боевое товарищество.

Картина написана на сюжет знаменитого письма запорожцев турецкому

султану. Народные предания донесли до нас этот эпизод в следующем виде:

разгневанный на казаков за истребление ими 15-тысячного войска султан

Махмуд IV прислал им грозное письмо, повелевая добровольно сдаться и

угрожая в случае отказа поголовным уничтожением; запорожцы ответили султану

насмешливым письмом, бросив ему открытый вызов. История написания этого

письма и легла в основу картины.

На переднем плане Репин изобразил запорожцев, которые собрались за

наспех сколоченным дощатым столом, чтобы дать отповедь заклятому врагу.

Дружно трудятся они над составлением издевательской грамоты и широко по

степи разносится их гомерический хохот. Тут и кошевой атаман Серко,

сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных

глаз; и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный

и властный «Тарас Бульба»; и лукавый писарь, с ехидной старательностью

нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему

полуобнаженный казак-острослов;

и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей»; и дюжий рубака-

воин, серьезный и простодушный, как дитя; и заливающийся тонким визгливым

смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие. В безудержном смехе

запорожцев над жестоким врагом накануне боев с ним обнаруживается их

героический дух, независимость, удаль и боевой задор.

Репин показывает крепкую боевую сплоченность запорожских рыцарей,

великую силу их товарищества. Оно проявляется и в том, как тесно сгрудились

запорожцы вокруг стола, кровно заинтересованные в общем деле, и в том, как

они свободно и непринужденно обращаются друг с другом, и в том, как дружно

реагируют на происходящее.

Запорожцы изображены на фоне широкой степи. За их спинами царит

обычная лагерная жизнь: поднимается к небу дым костров, снуют люди,

колышатся пики, гарцуют конники. Этот фон повышает героический пафос

звучания полотна. Да и сами запорожцы представлены во всем их боевом

вооружении, великолепно написанном Репиным.

В картине нет главных и второстепенных персонажей, нет разделения на

героев и толпу, как это было принято в академической живописи. Все образы

обладают яркой выразительностью, все являются героями произведения. В этом

решении исторической темы сказался подлинный демократизм Репина, его

представление о народе как о движущей силе истории.

Изображая эпизод из истории Запорожской Сечи, Репин поднял его до

высокого героического звучания. Его герои — люди особой богатырской породы,

сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в

процессе создания картины. Представленные больше натуральной величины и

написанные с предельной рельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются

в пределы большого полотна. Репину пришлось выслушать много упреков за эту

«тесноту». Но это был сознательный художественный прием, который

способствовал впечатлению мощи изображенных людей.

Вся сцена очень естественно скомпонована Репиным, наполнена

внутренней динамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц, насыщенности

бурными эмоциями картина не знает себе равных). И вместе с этим композиция

полотна подчинена требованиям монументального искусства. Расположение

персонажей лишено натуралистической случайности. Не боясь нарушить внешнее

правдоподобие, Репин большую часть людей изображает лицом к зрителю, как бы

веерообразно распластывая группу на плоскости холста. Это дает ему

возможность сосредоточить внимание на лицах запорожцев, обыграть

выразительность их типов и характеров. Благодаря своей центричности и

подчеркнутой фронтальности крайних, фланкирующих сцену фигур композиция

обладает устойчивостью. При этом она уравновешена в основных своих

компонентах — многие персонажи в правой и левой части картины даны в

соответствии друг с другом. Замыкающие с двух сторон изображение казаки,

стоящие спиной к зрителю, статичностью своих фигур упорядочивают сложное

переплетение поз и ракурсов запорожцев, увлеченных сочинением письма.

Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм

монументального полотна. Мажорные яркие краски картины чуть погашены

сумеречным освещением предвечернего часа и потому не нарушают возвышенно-

героического строя произведения, не мельчат его своей пестротой.

«Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па

исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Они являлись для него

неиссякаемым источником веры в силу народную, живым свидетельством

богатства народной души, заветной мечтой о великом и прекрасном будущем

народа. И недаром художник относился к ним не как к героям далекого

прошлого, а как к живым и дорогим для него людям. «Чертовский народ! —

восхищался запорожцами Репин. — Никто на свете не чувствовал так глубоко

«свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову).

Картина «Запорожцы», рассказывающая о героических подвигах

свободолюбивого и мужественного народа, принесла Репину славу подлинно

исторического живописца. Ничего равного ей художнику уже больше не удалось

создать в области исторической живописи.

Портретная живопись

Репин был художником широких творческих интересов, многогранного

таланта. Бесконечно влюбленный в жизнь, неисчерпаемое богатство ее

проявлений, он пытался охватить в своем творчестве многие стороны

окружающей его действительности. Но предметом самого пристального его

внимания всегда оставался человек. Поэтому-то Репин и был первоклассным

портретистом. Глубина проникновения в характер изображаемого, восприятие

человека не только в неповторимом своеобразии его личности; но и в ее

социальной обусловленности, поразительное портретное сходство и, наконец,

виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из крупнейших

портретистов XIX века.

Портретное творчество Репина — новый этап в развитии русского

портрета, завершающий деятельность в этой области таких замечательных

портретистов, как Перов и Крамской. Портреты Репина подкупают своей

подлинностью, способностью художника в непосредственном, казалось бы,

случайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его

натуры, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица

портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти человеческого

лица и фигуры. Исключительно широк был круг портретируемых художником — от

простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных

писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого,

Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига,

композитора Мусоргского). Мастером группового портрета Репин показал себя в

картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901—1903).

Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника — «Отдых»,

«Осенний букет» и др.

Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П.

Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина».

Портрет написан в феврале 1881 года, за четыре сеанса, незадолго до смерти

композитора, находившегося на излечении в Николаевском военном госпитале.

При всей глубине характеристики Репину удалось передать в портрете

непосредственность первого впечатления, сохранить в его живописи свежесть

этюда. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую

печать на весь облик Мусоргского. Конкретность изображения одутловатого от

болезни лица композитора, его помутневших, словно выцветших глаз, мягких

спутавшихся волос просто поразительна. Зритель воочию ощущает эту больную

человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но за всем этим

очень явственно проступает иное. Чистые, как родниковая вода, печальные и

все понимающие глаза освещают лицо Мусоргского; приковывают внимание его

высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. И уже не больной,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать