Творчество И.Е.Репина

пригнувшаяся к столу и в страхе, исподлобья глядящая на пришельца, не

узнавая его (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии); мальчик-

гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный

возвращением отца, что кажется — из глаз его вот-вот хлынут слезы; молодая

женщина у рояля, бледное, измученное лицо которой искажено сложным

выражением растерянности, испуга, радости. Художник не дает счастливой

развязки в картине — не в ней дело, а в тех противоречивых и глубоких

чувствах, которые переживает в изображенный момент каждый и в которых

отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни.

Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении

вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают

атмосферу семейного уюта. Этот семейный уют, привычный уклад жизни семьи,

который читается в только что прерванных занятиях каждого из

присутствующих, объединяют воедино их всех. И только вернувшийся выглядит в

этой светлой, чистой, прибранной комнате пришельцем из другого мира. С ним

этот мир человеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату,

расширяя рамки изображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит

за пределами этого маленького «островка». Ссыльный в момент, представленный

в картине, еще противостоит всей семье. Его отчужденность, необычность

всего его вида подчеркивают драматизм происходящего. Вернувшийся дан в

пустом пространстве комнаты. Ему надо сделать несколько шагов навстречу

близким, надо почувствовать, что они приняли его, рады встрече с ним.

Художник незаметно повышает горизонт в той части комнаты, где стоит

вошедший. Половицы пола стремительно и в сильном перспективном сокращении

уходят в глубину — создается ощущение, что почва ускользает у него из-под

ног. Оттого так неуверен и робок шаг героя картины. Тонко почувствованное

психологическое состояние вернувшегося ссыльного находит яркое зрительное

выражение.

Верно улавливая психологическую атмосферу происходящего, Репин не

показывает в картине простой и открытой радости встречи, что крайне

упростило бы содержание произведения. Но несколькими ненавязчивыми

моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика, свидетельствующая о

том, что в семье чтут память об отце, а также висящие на стене портреты

Некрасова и Шевченко — борцов за народное счастье) художник дает

почувствовать, что годы долгого ожидания, забот и тревог не сломили этих

людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все

свои силы близкий им человек. В этой теме морального оправдания героя —

высокий гражданственный пафос произведения, его этический смысл.

Серьезность и общественная значимость проблем, которые были подняты

Репиным, заставили его решать произведение на большом холсте, в формах,

очищенных от элементов жанровости и бытовизма. Современная тема получила

историческое истолкование, приобрела большое общечеловеческое содержание.

«Не ждали» — одна из самых пленерных, напоенных светом и воздухом

работ Репина. Рассеянный свет, льющийся через открытую дверь балкона,

приглушает краски картины и в то же время придает им особую свежесть и

чистоту. Эта светлая, тонко сгармонированная гамма хорошо соответствует

эмоциональному строю произведения, чистоте чувств изображенных людей.

Глубина психологического анализа, достигнутая Репиным в картине «Не

ждали», ставит его в один ряд с лучшими русскими писателями XIX века,

тонкими знатоками человеческого сердца, такими, как Тургенев, Толстой,

Достоевский.

Историческая живопись

Наряду с картинами на современные темы большое место в творчестве

Репина занимала историческая живопись. Но история для художника

существовала лишь постольку, поскольку она была связана с современностью,

помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. Психолога-Репина и в истории

прежде всего интересовали сильные человеческие характеры, столкновения

страстей, патетика чувств, находящая выражение в яркой экспрессии лица,

драматические конфликты. Художником были созданы такие широко известные

исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его

Иван» (1881—1885), «Запорожцы» (1878— 1891). И здесь, как и в картинах на

темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с

множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой

характерности («Запорожцы»), ищет остродраматические ситуации, чтобы

представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван

Грозный», «Царевна Софья»).

Картина «Царевна Софья Алексеевна» была первым произведением

художника на историческую тему; полотно было написано в 1879 году, вскоре

после возвращения из пенсионерской командировки. Это, по существу, портрет-

картина.

Софья интересовала Репина как человек сильного, неукротимого

характера. В ней сочетались властолюбие, государственный ум, культура и

вместе с тем «мужицкая» грубость.

Репин изобразил Софью в келье Новодевичьего монастыря, куда она была

заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком мятеже,

направленных против Петра I. Петр сам раскрывал все нити заговора,

допрашивал свою сестру и беспощадно расправлялся со всеми ее приверженцами,

в первую очередь — со стрельцами.

На картине Софья представлена стоящей у стола, скрестив на груди

руки; она еле сдерживает бессильный гнев и негодование. Художник сумел

ярко охарактеризовать незаурядную натуру царевны, выразительно передать

историческую обстановку и существо происходящего, подчеркнув обреченность

Софьи изображением в окне головы повешенного стрельца. Как верно отметил

И.Н.Крамской, «Софья производит впечатление запертой в железную клетку

тигрицы, что совершенно отвечает истории».

Но драматизм в картине «Царевна Софья» носит в определенной мере

внешний характер. Образ Софьи не свободен от театральной аффектации

душевных движений.

Гораздо большей силой воздействия на зрителя, большим

внутренним напряжением и остротой психологического конфликта обладает

прославленная картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла:

«Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова

«Месть». Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели

мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое

создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Это

было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами

царя Александра II) всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через

этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти.) Я работал

завороженный. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой

картины, прятал ее. Но что-то гнало меня к этой картине, и я работал над

ней».

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного

душевного потрясения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке

которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание

непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние.

Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое

лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. По сравнению с ним лицо

умирающего царевича выглядит гораздо более одухотворенным, человечным,

живым. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам —

жалости к отцу и прощения. Они очищают его душу, возвышают ее над всеми

мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели.

«Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный,

тиран, владыка, — ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь,

который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», — передавал

свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа

умирающего царевича. Кстати сказать, судьба самого Гаршина была также

трагична: три года спустя после создания Репиным картины он в припадке

психической болезни бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбился

насмерть.

Колорит картины «Иван Грозный» —мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-

красный — эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой

драмы, которая разыгрывается на его глазах. Эпизод, происшедший в связи с

картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для

реакции на нее зрителей. Однажды один из посетителей галереи, Абрам

Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к

полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови ...»

располосовал его ножом в нескольких местах.

Анализируя картину, следует подчеркнуть, что гнев художника, его

пафос обличения направлены не против бесчеловечности грозного царя-зверя, а

против тех условий, которые сделали его таковым, против самодержавной

власти, убивающей и калечащей в человеке все истинно человеческое. Обер-

прокурор синода Победоносцев правильно уловил целенаправленность картины, с

возмущением написав о ней Александру III: «.. . Удивительное ныне

художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с

тенденцией критики и обличения. И к чему тут Иван Грозный? Кроме тенденции

известного рода не подберешь иного мотива».

Картина «Иван Грозный и сын его Иван» была показана в 1885 году на

XIII Передвижной выставке в Петербурге и вызвала бурную реакцию публики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать