пригнувшаяся к столу и в страхе, исподлобья глядящая на пришельца, не
узнавая его (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии); мальчик-
гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный
возвращением отца, что кажется — из глаз его вот-вот хлынут слезы; молодая
женщина у рояля, бледное, измученное лицо которой искажено сложным
выражением растерянности, испуга, радости. Художник не дает счастливой
развязки в картине — не в ней дело, а в тех противоречивых и глубоких
чувствах, которые переживает в изображенный момент каждый и в которых
отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни.
Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении
вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают
атмосферу семейного уюта. Этот семейный уют, привычный уклад жизни семьи,
который читается в только что прерванных занятиях каждого из
присутствующих, объединяют воедино их всех. И только вернувшийся выглядит в
этой светлой, чистой, прибранной комнате пришельцем из другого мира. С ним
этот мир человеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату,
расширяя рамки изображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит
за пределами этого маленького «островка». Ссыльный в момент, представленный
в картине, еще противостоит всей семье. Его отчужденность, необычность
всего его вида подчеркивают драматизм происходящего. Вернувшийся дан в
пустом пространстве комнаты. Ему надо сделать несколько шагов навстречу
близким, надо почувствовать, что они приняли его, рады встрече с ним.
Художник незаметно повышает горизонт в той части комнаты, где стоит
вошедший. Половицы пола стремительно и в сильном перспективном сокращении
уходят в глубину — создается ощущение, что почва ускользает у него из-под
ног. Оттого так неуверен и робок шаг героя картины. Тонко почувствованное
психологическое состояние вернувшегося ссыльного находит яркое зрительное
выражение.
Верно улавливая психологическую атмосферу происходящего, Репин не
показывает в картине простой и открытой радости встречи, что крайне
упростило бы содержание произведения. Но несколькими ненавязчивыми
моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика, свидетельствующая о
том, что в семье чтут память об отце, а также висящие на стене портреты
Некрасова и Шевченко — борцов за народное счастье) художник дает
почувствовать, что годы долгого ожидания, забот и тревог не сломили этих
людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все
свои силы близкий им человек. В этой теме морального оправдания героя —
высокий гражданственный пафос произведения, его этический смысл.
Серьезность и общественная значимость проблем, которые были подняты
Репиным, заставили его решать произведение на большом холсте, в формах,
очищенных от элементов жанровости и бытовизма. Современная тема получила
историческое истолкование, приобрела большое общечеловеческое содержание.
«Не ждали» — одна из самых пленерных, напоенных светом и воздухом
работ Репина. Рассеянный свет, льющийся через открытую дверь балкона,
приглушает краски картины и в то же время придает им особую свежесть и
чистоту. Эта светлая, тонко сгармонированная гамма хорошо соответствует
эмоциональному строю произведения, чистоте чувств изображенных людей.
Глубина психологического анализа, достигнутая Репиным в картине «Не
ждали», ставит его в один ряд с лучшими русскими писателями XIX века,
тонкими знатоками человеческого сердца, такими, как Тургенев, Толстой,
Достоевский.
Историческая живопись
Наряду с картинами на современные темы большое место в творчестве
Репина занимала историческая живопись. Но история для художника
существовала лишь постольку, поскольку она была связана с современностью,
помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. Психолога-Репина и в истории
прежде всего интересовали сильные человеческие характеры, столкновения
страстей, патетика чувств, находящая выражение в яркой экспрессии лица,
драматические конфликты. Художником были созданы такие широко известные
исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его
Иван» (1881—1885), «Запорожцы» (1878— 1891). И здесь, как и в картинах на
темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с
множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой
характерности («Запорожцы»), ищет остродраматические ситуации, чтобы
представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван
Грозный», «Царевна Софья»).
Картина «Царевна Софья Алексеевна» была первым произведением
художника на историческую тему; полотно было написано в 1879 году, вскоре
после возвращения из пенсионерской командировки. Это, по существу, портрет-
картина.
Софья интересовала Репина как человек сильного, неукротимого
характера. В ней сочетались властолюбие, государственный ум, культура и
вместе с тем «мужицкая» грубость.
Репин изобразил Софью в келье Новодевичьего монастыря, куда она была
заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком мятеже,
направленных против Петра I. Петр сам раскрывал все нити заговора,
допрашивал свою сестру и беспощадно расправлялся со всеми ее приверженцами,
в первую очередь — со стрельцами.
На картине Софья представлена стоящей у стола, скрестив на груди
руки; она еле сдерживает бессильный гнев и негодование. Художник сумел
ярко охарактеризовать незаурядную натуру царевны, выразительно передать
историческую обстановку и существо происходящего, подчеркнув обреченность
Софьи изображением в окне головы повешенного стрельца. Как верно отметил
И.Н.Крамской, «Софья производит впечатление запертой в железную клетку
тигрицы, что совершенно отвечает истории».
Но драматизм в картине «Царевна Софья» носит в определенной мере
внешний характер. Образ Софьи не свободен от театральной аффектации
душевных движений.
Гораздо большей силой воздействия на зрителя, большим
внутренним напряжением и остротой психологического конфликта обладает
прославленная картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла:
«Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова
«Месть». Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели
мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое
создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Это
было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами
царя Александра II) всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через
этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти.) Я работал
завороженный. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой
картины, прятал ее. Но что-то гнало меня к этой картине, и я работал над
ней».
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного
душевного потрясения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке
которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание
непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние.
Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое
лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. По сравнению с ним лицо
умирающего царевича выглядит гораздо более одухотворенным, человечным,
живым. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам —
жалости к отцу и прощения. Они очищают его душу, возвышают ее над всеми
мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели.
«Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный,
тиран, владыка, — ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь,
который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», — передавал
свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа
умирающего царевича. Кстати сказать, судьба самого Гаршина была также
трагична: три года спустя после создания Репиным картины он в припадке
психической болезни бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбился
насмерть.
Колорит картины «Иван Грозный» —мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-
красный — эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой
драмы, которая разыгрывается на его глазах. Эпизод, происшедший в связи с
картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для
реакции на нее зрителей. Однажды один из посетителей галереи, Абрам
Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к
полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови ...»
располосовал его ножом в нескольких местах.
Анализируя картину, следует подчеркнуть, что гнев художника, его
пафос обличения направлены не против бесчеловечности грозного царя-зверя, а
против тех условий, которые сделали его таковым, против самодержавной
власти, убивающей и калечащей в человеке все истинно человеческое. Обер-
прокурор синода Победоносцев правильно уловил целенаправленность картины, с
возмущением написав о ней Александру III: «.. . Удивительное ныне
художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с
тенденцией критики и обличения. И к чему тут Иван Грозный? Кроме тенденции
известного рода не подберешь иного мотива».
Картина «Иван Грозный и сын его Иван» была показана в 1885 году на
XIII Передвижной выставке в Петербурге и вызвала бурную реакцию публики.