Творчество Нестерова на уроках
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По теме: Изучение творчества М.В. Нестерова
на уроках МХК общеобразовательной школы
2004
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте
русского искусства второй половины IXI – первой
половины XX в
1. Общая характеристика Российского искусства эпохи ………….6
2. М.В. Нестеров – как художник переходного периода
рубежа XIX – XX вв …………………………………………..12
3. Становление М.В. Нестерова как художника
и характеристика его творчества ……………………………..20
Глава 2. Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК
в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы
2.1. Специфика структуры уроков по МХК ………………………...33
2.2. Организация процессов восприятия учениками
5 – 6-х классов творчества М.В. Нестерова ………………….39
2.3. Экспериментальный урок по предмету МХК
в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы ……………...46
2.4. Методические рекомендации учителям ………………………..53
Заключение ……………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной дипломной работы «Изучение творчества М.В. Нестерова на
уроках МХК общеобразовательной школы».
Интерес к этой теме вызван тем, что творчество талантливого русского
художника М.В. Нестерова – это поиск духовно-религиозного и этического
идеала, обращение к воплощению просветленной и чистой душевной красоты
людей, пренебрегших мирской суетой.
Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе
его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись.
М.В. Нестеров создавал не только картины – сказки, картины – легенды,
картины – иконы, но также он работал в области монументальной живописи, был
талантливым мастером портрета. Многие исследователи посвятили свои работы
изучению портретной живописи М.В. Нестерова.
Г.В. Ляхова и К.А. Дятлова, в своем труде «Мастера портрета»,
упоминают о том, что М.В. Нестеров обратился к портретной живописи в
завершающий период своего творчества, но и за это недолгое время он успел
прославиться как талантливый портретист.
Художник создал целую галерею изображений видных деятелей науки и
искусства. Чаще всего мастер показывал свои модели в процессе труда. С
течением времени портретные образы М.В. Нестерова становились все более
выразительными и глубокими. Исследователь С. Дурылин замечает, что для
портретного мастерства М.В. Нестерова, становятся характерными черты,
найденные в предшествующие годы, - отражение душевного строя человека в
единении со средой, интерьером и пейзажем.
Внимание к образной символике сближало многие произведения М.В.
Нестерова.
Он был тонким мастером лирического пейзажа.
Во-вторых, меня заинтересовала проблема такой темы в
общеобразовательной школе. Уроки МХК строятся по интегративному принципу, а
это делает их содержание не похожим на традиционные учебные дисциплины.
Специфика предмета обучения – сложнейший мир художественной культуры и
художественной деятельности людей в мировом историческом контексте – для
этого нужны особые формы и методы обучения.
Цель данной дипломной работы: определить историко-культурологический
подход к изучению творчества русского художника второй половины XIX -
начала XX в. М.В. Нестерова учащимися 5 – 6-х классов общеобразовательной
школы.
Цель определяет задачи:
1. Показать место и роль русского искусства второй половины XIX –
первой половины XX в. в мировой культуре.
2. Раскрыть значимость творчества М.В. Нестерова.
3. Проанализировать педагогические и психологические особенности
преподавания творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х классах
общеобразовательной школы.
Поставленные задачи помогают последовательно выстроить текст
дипломной работы, т.е. определить ее структуру.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы.
В первой главе «Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте
русского искусства второй половины XIX – первой половины XX в.
рассматривается общая характеристика эпохи, и краткая характеристика
творчества М.В. Нестерова.
Во второй главе, «Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК
в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы» - методика преподавания
творчества М.В. Нестерова.
Представлено изучение психологических особенностей учащихся 5 – 6-х
классов, даны эстетические принципы преподавания творчества М.В.
Нестерова в курсе МХК.
В заключение сделаны выводы по теме.
Объект исследования – изучение творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х
классах общеобразовательной школы. Предмет исследования – особенности
развития познавательных процессов учащихся 5 – 6-х классов при
ознакомлении с творчеством М.В. Нестерова.
Исследование осуществлялось в 3 этапа:
1. Историко-теоретический.
На данном этапе изучается творческое наследие М.В. Нестерова в
контексте русского искусства второй половины XIX - начала XX в.
2. Опытно-экспериментальный.
Урок в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы .
3. Заключительно-обобщающий.
Представление методических рекомендаций по изучению творчества М.В.
Нестерова.
Практическая значимость данного исследования заключается в его
направленности на усвоение знаний о творчестве М.В. Нестерова, формирование
навыков художественного анализа и эстетического вкуса, нравственного идеала
подростков.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в раскрытии
такого аспекта психолого-педагогической деятельности, как развитие
нравственных черт в личности и формирование художественного вкуса, идеалов
у учеников 5 – 6-х классов.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. НЕСТЕРОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ИСКУССТВА
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
1. Общая характеристика российского искусства эпохи
Вторая половина XIX в. несла на себе печать реформ Александра II, а
после его гибели в 1881 г. преддверия революционных событий первых двух
десятилетий XX в. Исходя из общественного бытия этого большого периода,
можно сказать, что искусство играло тогда огромную роль в формировании
национального сознания.
В культуре России, во всех ее направлениях преобладал критический
реализм, стремившийся раскрыть обществу глаза на углублявшиеся социальные
проблемы, углублявшийся раскол между различными слоями и группами в
российском обществе.
Именно художники 60-х гг. XIX в. Показали свое критическое отношение к
действительности, проявив в этом свою гражданскую и нравственную позицию.
Их искусство было остросоциальным, соответствовавшим новой системе видения
задач творчества, которые давали подробную оценку новым работам художников.
Искусство критического реализма носило характер проповеди,
размышления. Живопись была тесно связана с литературой (Ф.М. Достоевский,
Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов). Произведения художников являлись не только
иллюстрацией к этой литературе, но и к самой жизни.
70-е годы XIX века - это пора расцвета русского демократического
реализма. Прогрессивная демократическая живопись завоевала тогда
общественное признание. Появились критики - Стасов, И.Н. Крамской, в это же
время П. Третьяков начал коллекционировать самые значительные произведения.
Петербургская Академия художеств продолжала давать академическое
образование с требованием тем дипломных работ на мифологические темы.
В 1863 году борьба за отражение реальной действительности вылилась в
так называемый Бунт 14 ти, которые отказались писать картины на
предложенную руководством Академии тему, т.к. они считали, что есть темы
намного важнее, чем религиозная тематика. Они ушли из Академии художеств и
организовали свою «Петербургскую артель художников». Одним из организаторов
этого бунта и артели был И.Н. Крамской.
Артель просуществовала недолго, но вскоре московские и петербургские
художники объединились в Товарищество передвижников (передвижные выставки с
1870 г.). Тематика произведений была социально-направленной, что будоражило
общество, вызывало неоднозначную реакцию со стороны разных слоев.
Наибольший расцвет передвижники достигли в 80-е годы XIX века. У них была
своя четкая идейная программа - отображать жизнь со всеми ее социальными
проблемами.
Бытовой жанр был лишен анекдотичности, основная направленность -
гражданственность. Товарищество было создано по инициативе И.Н. Крамского и
Г.Г. Мясоедова, их поддерживали В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин, А.К.
Саврасов, В.Е. Маковский и др.
Членами учредителями был составлен и 1-й устав Товарищества.
В 70 - 80-е годы к ним присоединились такие художники, как И.Е. Репин,
В.Н. Суриков, В.М. Васнецов, Н.А. Ярошенко, Н.А. Касаткин и др. А с
середины 80-х гг. в передвижных выставках приняли участие В.А. Серов, И.И.
Левитан, В.Д. Поленов.
Основной задачей передвижников было многостороннее отражение
современной им жизни, их творчество будило общественную мысль, привлекало
зрителя к наболевшим вопросам современности.
Особенно ими развивался бытовой жанр, а также историческая, портретная
и пейзажная живопись. В этих жанрах прослеживались тенденции к созданию
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9