Творчество Нестерова на уроках

Творчество Нестерова на уроках

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По теме: Изучение творчества М.В. Нестерова

на уроках МХК общеобразовательной школы

2004

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ………………………………………………………………3

Глава 1. Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте

русского искусства второй половины IXI – первой

половины XX в

1. Общая характеристика Российского искусства эпохи ………….6

2. М.В. Нестеров – как художник переходного периода

рубежа XIX – XX вв …………………………………………..12

3. Становление М.В. Нестерова как художника

и характеристика его творчества ……………………………..20

Глава 2. Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК

в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы

2.1. Специфика структуры уроков по МХК ………………………...33

2.2. Организация процессов восприятия учениками

5 – 6-х классов творчества М.В. Нестерова ………………….39

2.3. Экспериментальный урок по предмету МХК

в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы ……………...46

2.4. Методические рекомендации учителям ………………………..53

Заключение ……………………………………………………………..

Список литературы ……………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной дипломной работы «Изучение творчества М.В. Нестерова на

уроках МХК общеобразовательной школы».

Интерес к этой теме вызван тем, что творчество талантливого русского

художника М.В. Нестерова – это поиск духовно-религиозного и этического

идеала, обращение к воплощению просветленной и чистой душевной красоты

людей, пренебрегших мирской суетой.

Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе

его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись.

М.В. Нестеров создавал не только картины – сказки, картины – легенды,

картины – иконы, но также он работал в области монументальной живописи, был

талантливым мастером портрета. Многие исследователи посвятили свои работы

изучению портретной живописи М.В. Нестерова.

Г.В. Ляхова и К.А. Дятлова, в своем труде «Мастера портрета»,

упоминают о том, что М.В. Нестеров обратился к портретной живописи в

завершающий период своего творчества, но и за это недолгое время он успел

прославиться как талантливый портретист.

Художник создал целую галерею изображений видных деятелей науки и

искусства. Чаще всего мастер показывал свои модели в процессе труда. С

течением времени портретные образы М.В. Нестерова становились все более

выразительными и глубокими. Исследователь С. Дурылин замечает, что для

портретного мастерства М.В. Нестерова, становятся характерными черты,

найденные в предшествующие годы, - отражение душевного строя человека в

единении со средой, интерьером и пейзажем.

Внимание к образной символике сближало многие произведения М.В.

Нестерова.

Он был тонким мастером лирического пейзажа.

Во-вторых, меня заинтересовала проблема такой темы в

общеобразовательной школе. Уроки МХК строятся по интегративному принципу, а

это делает их содержание не похожим на традиционные учебные дисциплины.

Специфика предмета обучения – сложнейший мир художественной культуры и

художественной деятельности людей в мировом историческом контексте – для

этого нужны особые формы и методы обучения.

Цель данной дипломной работы: определить историко-культурологический

подход к изучению творчества русского художника второй половины XIX -

начала XX в. М.В. Нестерова учащимися 5 – 6-х классов общеобразовательной

школы.

Цель определяет задачи:

1. Показать место и роль русского искусства второй половины XIX –

первой половины XX в. в мировой культуре.

2. Раскрыть значимость творчества М.В. Нестерова.

3. Проанализировать педагогические и психологические особенности

преподавания творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х классах

общеобразовательной школы.

Поставленные задачи помогают последовательно выстроить текст

дипломной работы, т.е. определить ее структуру.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список

использованной литературы.

В первой главе «Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте

русского искусства второй половины XIX – первой половины XX в.

рассматривается общая характеристика эпохи, и краткая характеристика

творчества М.В. Нестерова.

Во второй главе, «Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК

в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы» - методика преподавания

творчества М.В. Нестерова.

Представлено изучение психологических особенностей учащихся 5 – 6-х

классов, даны эстетические принципы преподавания творчества М.В.

Нестерова в курсе МХК.

В заключение сделаны выводы по теме.

Объект исследования – изучение творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х

классах общеобразовательной школы. Предмет исследования – особенности

развития познавательных процессов учащихся 5 – 6-х классов при

ознакомлении с творчеством М.В. Нестерова.

Исследование осуществлялось в 3 этапа:

1. Историко-теоретический.

На данном этапе изучается творческое наследие М.В. Нестерова в

контексте русского искусства второй половины XIX - начала XX в.

2. Опытно-экспериментальный.

Урок в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы .

3. Заключительно-обобщающий.

Представление методических рекомендаций по изучению творчества М.В.

Нестерова.

Практическая значимость данного исследования заключается в его

направленности на усвоение знаний о творчестве М.В. Нестерова, формирование

навыков художественного анализа и эстетического вкуса, нравственного идеала

подростков.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в раскрытии

такого аспекта психолого-педагогической деятельности, как развитие

нравственных черт в личности и формирование художественного вкуса, идеалов

у учеников 5 – 6-х классов.

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. НЕСТЕРОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ИСКУССТВА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1. Общая характеристика российского искусства эпохи

Вторая половина XIX в. несла на себе печать реформ Александра II, а

после его гибели в 1881 г. преддверия революционных событий первых двух

десятилетий XX в. Исходя из общественного бытия этого большого периода,

можно сказать, что искусство играло тогда огромную роль в формировании

национального сознания.

В культуре России, во всех ее направлениях преобладал критический

реализм, стремившийся раскрыть обществу глаза на углублявшиеся социальные

проблемы, углублявшийся раскол между различными слоями и группами в

российском обществе.

Именно художники 60-х гг. XIX в. Показали свое критическое отношение к

действительности, проявив в этом свою гражданскую и нравственную позицию.

Их искусство было остросоциальным, соответствовавшим новой системе видения

задач творчества, которые давали подробную оценку новым работам художников.

Искусство критического реализма носило характер проповеди,

размышления. Живопись была тесно связана с литературой (Ф.М. Достоевский,

Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов). Произведения художников являлись не только

иллюстрацией к этой литературе, но и к самой жизни.

70-е годы XIX века - это пора расцвета русского демократического

реализма. Прогрессивная демократическая живопись завоевала тогда

общественное признание. Появились критики - Стасов, И.Н. Крамской, в это же

время П. Третьяков начал коллекционировать самые значительные произведения.

Петербургская Академия художеств продолжала давать академическое

образование с требованием тем дипломных работ на мифологические темы.

В 1863 году борьба за отражение реальной действительности вылилась в

так называемый Бунт 14 ти, которые отказались писать картины на

предложенную руководством Академии тему, т.к. они считали, что есть темы

намного важнее, чем религиозная тематика. Они ушли из Академии художеств и

организовали свою «Петербургскую артель художников». Одним из организаторов

этого бунта и артели был И.Н. Крамской.

Артель просуществовала недолго, но вскоре московские и петербургские

художники объединились в Товарищество передвижников (передвижные выставки с

1870 г.). Тематика произведений была социально-направленной, что будоражило

общество, вызывало неоднозначную реакцию со стороны разных слоев.

Наибольший расцвет передвижники достигли в 80-е годы XIX века. У них была

своя четкая идейная программа - отображать жизнь со всеми ее социальными

проблемами.

Бытовой жанр был лишен анекдотичности, основная направленность -

гражданственность. Товарищество было создано по инициативе И.Н. Крамского и

Г.Г. Мясоедова, их поддерживали В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин, А.К.

Саврасов, В.Е. Маковский и др.

Членами учредителями был составлен и 1-й устав Товарищества.

В 70 - 80-е годы к ним присоединились такие художники, как И.Е. Репин,

В.Н. Суриков, В.М. Васнецов, Н.А. Ярошенко, Н.А. Касаткин и др. А с

середины 80-х гг. в передвижных выставках приняли участие В.А. Серов, И.И.

Левитан, В.Д. Поленов.

Основной задачей передвижников было многостороннее отражение

современной им жизни, их творчество будило общественную мысль, привлекало

зрителя к наболевшим вопросам современности.

Особенно ими развивался бытовой жанр, а также историческая, портретная

и пейзажная живопись. В этих жанрах прослеживались тенденции к созданию

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать