Творчество Нестерова на уроках

его жена. М. Нестеров написал посмертный портрет М.И. Мартыновской.

Акварель, изображающая умирающую, подписана рукой художника так: «Последнее

воскресенье. 1 июня 1886 г.».

В 1887 г. М.В. Нестеров написал три варианта картины «Царевна», где он

снова запечатлевает образ покойной жены. Потом он написал «картину -

воспоминание» - «Христова невеста» - с лицом любимой жены.

В 1888 - 1889 гг. М. Нестеров отправляется в поездку по Волге, затем

ненадолго заехал в Уфу, там сделал наброски «За приворотным зельем», и

одновременно работал над картиной «Пустынник». Позже он поселился под

Москвой, в Троице - Сергиевом Посаде. Впервые посетил дом Мамонтовых в

Абрамцеве, где он познакомился с В.Д. Поленовым, В.Н. Суриковым, В.А.

Серовым. Здесь же увидел картины В.М. Васнецова.

Вскоре М.В. Нестеров дебютировал «Пустынником» на XVII выставке

Товарищества передвижников. Картина была приобретена П.М. Третьяковым.

Потом художник поехал в Петербург. А чуть позже он впервые поехал за

границу (Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Капри, Париж, Дрезден).

В 1889-1890 гг. М.В. Нестеров работал в Троице-Сергиевом Посаде и в

Москве над картиной «Видение отроку Варфоломею». Картину в Москве смотрят

И.И. Левитан, В.И. Суриков. Она была куплена П. Третьяковым. И также она

была показана на XVIII выставке Товарищества передвижников.

В 1890-1895 гг. М.В. Нестеров переехал в Киев. Там он познакомился с

В. Васнецовым. Работал во Владимирском соборе. Сблизился с семьей Прахова.

В 1891 г. он работал в Киеве над картиной «Юность Сергия

Радонежского». В Москве, Зоологическом саду писал «мерзкую тварь» для этой

картины. И продолжал работу над ней в Уфе.

В 1892 году Нестеров привез картину «Юность Сергия Радонежского» в

Москву. Показывал ее братьям Васнецовым, П. Третьякову. Потом он

возвратился в Киев и работал над головой Сергия.

В 1893 году картина «Юность Сергия Радонежского» после горячих дебатов

была принята жюри Товарищества передвижников. Поездка за границу во второй

раз была им осуществлена в том же году (Константинополь, Греция, Италия).

Весною 1895 года М.В. Нестеров поселился в окрестностях Троице-

Сергиевого Посада - «у Черниговской». Там он написал картину «Под

благовест». Вскоре он отправляется в поездку по старым русским городам

(Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Углич).

В 1896 г. М. Нестеров был избран членом Товарищества передвижников.

Пишет картину «На горах» - это первая часть его «романа в картинках».

В 1897 г. М. Нестеров в Киеве пишет картину «Великий постриг».

В 1898-1999 гг. М. Нестеров пишет другую картину - «Дмитрий царевич

убиенный». Потом он выставляет картины «Чудо», «Под благовест» на

художественной выставке в Мюнхене. В том же году был избран академиком

живописи (по представлению И.Е. Репина, Поленова, В. Васнецова).

В 1899-1904-х гг. М.В. Нестеров работает над росписями в храме

Александра Невского в Абастумане.

В 1900-1901 гг. произошла его встреча с М. Горьким (в Ялте) и началась

их дружба.

В этот же период М.В. Нестеров работает над этюдом к картине «Святая

Русь». Позже он едет на Белое море, в Соловецкий монастырь. Пишет

портретный этюд М. Горького. Знакомиться с художественным театром,

сближается с Ф. Шаляпиным.

В 1901-1905-х гг. М. Нестеров работает над картиной «Святая Русь».

В 1902 году художник женится на Е.П. Васильевой.

В 1905 году М. Нестеров едет в Париж, а затем по Волге и Каме. В это

время он пишет картину «За Волгой» - третью часть «романа в картинках».

Также он пишет в это время портреты своей второй жены Е.П. Нестеровой, а

также портреты своей дочери О.М. Нестеровой и портрет И.Г. Яшвиль.

В 1906 году М. Нестеров написал портреты Яна Станиславского, О.М.

Нестеровой («Амазонка»). Тогда же отправляется в поездку к Л. Толстому в

Ясную Поляну.

В 1907 году у М. Нестерова была большая персональная выставка в

Петербурге и Москве. Были выставлены картины «Святая Русь», «Дмитрий

царевич убиенный». Всего 85 произведений, в том числе - неожиданные для

зрителя - «Свирель», «Два лада». Потом он второй раз едет в Ясную Поляну, и

пишет там портрет Л. Толстого.

В 1908 году М. Нестеров вновь едет в Италию (Неаполь, Капри). В этом

же году он отклоняет предложение стать профессором Академии художеств.

В 1908 - 1911 гг. М.В. Нестеров работает над росписями для Марфо-

Мариинской обители в Москве.

В 1909 году художник участвует в Международной художественной выставке

в Мюнхене. Дарит свою коллекцию картин русских художников Уфе (она

составила основу Музея, открытого в 1920 г.).

В 1910 году он окончательно переезжает из Киева в Москву, где был

избран в том же году действительным членом Академии художеств.

В 1911 году он снова отправляется в поездку в Италию. Также он

участвует в Международной художественной выставке в Риме.

В 1913 - 1914-х гг. М. Нестеров работает для Собора в Сумах.

В 1914 году пишет картину «Лисичка» и портрет Н.М. Нестеровой.

В 1914 - 1916 гг. он пишет картину «На Руси», задумывает картины

«Христиане», «Душа народа». В это же время пишет такие свои произведения,

как «Философы», «Архиерей», «В лесах», «Соловей поет».

В 1918 - 1919-х гг. М.В. Нестеров пишет автопортрет. В этот же период

едет на Кавказ, пребывает в Армавире с семьей.

В 1920 году он возвращается в Москву. В 1921 - 1922-х гг. была им

написана картина «Мыслитель».

В 1923 году М. Нестеров написал портрет своей второй дочери Н.М.

Нестеровой («Девушка у пруда»).

В 1925 году им были написаны портреты А.Н. Северцова, П.Д. Корина,

В.М. Васнецова. А также женский портрет .

В 1926 году было празднование 40-летия творческой деятельности М.В.

Нестерова в Государственной академии художественных наук. В этом году он

начал писать воспоминания («Давние дни»).

В 1927 - 1928-х гг. пишет портреты С.И. и Н.И. Тютчевых.

В 1928 году он пишет автопортрет (два варианта). Совершает поездки в

Ленинград и Киев. Пишет портрет В.М. Титовой, «Большая девушка», «Элегия».

В 1930 году - пишет портрет П.Д. и А.Д. Кориных. Первый портрет И.П.

Павлова.

В 1931 году - портретный этюд А.М. Нестерова.

В 1933 - 1934-х гг. - первый портрет С.С. Юдина.

В 1934 году М. Нестеров написал портрет И.Д. Шадра, второй портрет

А.И. Северцова.

В 1935 году у художника была выставка 16-ти картин в ГМИИ в Москве.

Также он написал портреты В.Г. Черткова (1935), второй портрет С.С.

Юдина (1935), второй портрет И.П. Павлова (1935), Е.П. Разуновой (1936),

Е.И. Таль (1936), К.Г. Держинского (1936-37), О.Ю. Шмидта (1937), Е.С.

Кругликовой (1939), В.И. Мухиной (1939-1940).

В 1936 году было празднование 50-летия творческой деятельности М.В.

Нестерова.

В 1941 году художник получил Государственную премию первой степени за

портрет И.П. Павлова (1935). В этом же году портрет А.В. Щусева.

В 1942 году вышла из печати книга М.В. Нестерова «Давние дни».

Чествование М.В. Нестерова связанное с его 80-летием, было отмечено в этом

же 1942 году, и в это же время его наградили орденом Трудового Красного

Знамени и присвоили ему звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В этом же году он написал свое последнее произведение - картину-пейзаж

«Осень в деревне».

М.В. Нестеров скончался 18 октября, на 81-м году жизни.

Таким образом, краткий взгляд на жизнь и творчество этого художника

показывает, что картины М. Нестерова говорят о взаимоотношениях художника с

окружавшими его явлениями, событиями, большими темами русской истории и

действительности, русской культуры, русской живописи его времени. И речь

здесь идет не о том, как лично относился к этому всему М.В. Нестеров,

художник и человек, а о том, какое место, какая «ячейка» была ему отведена,

что им найдено в общей мозаике сложной, противоречивой и все же

диалектически целостной картине его эпохи, России конца XIX в и начала XX

в.

Перед М. Нестеровым, как и перед его сверстниками, вставал вопрос об

«излитии» любыми приемами накопившегося в сердце и в совести. Нестеров был

одним из самых взыскательных художников в истории не только русского

искусства, но и мирового. Для него не могло быть «все равно как», а надо

было «хорошо», «особенно». И не «все равно, что», а тоже - «нечто большое и

важное», «народное и русское».

То, что выбрал М. Нестеров, было, без сомнения, «внутренним», не

«внешним», и не «историей» (на этот путь встали художники В.И. Суриков и

А.П. Рябушкин), и не «иконой» или былиной (как В.М. Васнецов), а «поэзией и

легендой», или, как это выразил исследователь С. Дурылин (9), «легендой, и

песней, и сказкой».

[2]

3. Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его

творчества

Следя за ростом, за эволюцией М.В. Нестерова - художника, можно

увидеть, как целеосознанно и последовательно он осуществлял особую

программу, им в словах, естественно, не формулируемую. Происходит развитие,

увеличение его образов. Он втягивается, подобно Сурикову, в историческое

прошлое своей страны. То, что Нестеров был реалистом, в лучшем смысле слова

художником правды, связанным с Россией, и с народом, в этом сомнений нет.

Говоря о его раннем творчестве, можно заметить, что Нестеров - один из

замечательнейших исторических иллюстраторов в нашем искусстве. В лучших

своих произведениях он никогда не шел по пути внешней иллюстрации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать