его жена. М. Нестеров написал посмертный портрет М.И. Мартыновской.
Акварель, изображающая умирающую, подписана рукой художника так: «Последнее
воскресенье. 1 июня 1886 г.».
В 1887 г. М.В. Нестеров написал три варианта картины «Царевна», где он
снова запечатлевает образ покойной жены. Потом он написал «картину -
воспоминание» - «Христова невеста» - с лицом любимой жены.
В 1888 - 1889 гг. М. Нестеров отправляется в поездку по Волге, затем
ненадолго заехал в Уфу, там сделал наброски «За приворотным зельем», и
одновременно работал над картиной «Пустынник». Позже он поселился под
Москвой, в Троице - Сергиевом Посаде. Впервые посетил дом Мамонтовых в
Абрамцеве, где он познакомился с В.Д. Поленовым, В.Н. Суриковым, В.А.
Серовым. Здесь же увидел картины В.М. Васнецова.
Вскоре М.В. Нестеров дебютировал «Пустынником» на XVII выставке
Товарищества передвижников. Картина была приобретена П.М. Третьяковым.
Потом художник поехал в Петербург. А чуть позже он впервые поехал за
границу (Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Капри, Париж, Дрезден).
В 1889-1890 гг. М.В. Нестеров работал в Троице-Сергиевом Посаде и в
Москве над картиной «Видение отроку Варфоломею». Картину в Москве смотрят
И.И. Левитан, В.И. Суриков. Она была куплена П. Третьяковым. И также она
была показана на XVIII выставке Товарищества передвижников.
В 1890-1895 гг. М.В. Нестеров переехал в Киев. Там он познакомился с
В. Васнецовым. Работал во Владимирском соборе. Сблизился с семьей Прахова.
В 1891 г. он работал в Киеве над картиной «Юность Сергия
Радонежского». В Москве, Зоологическом саду писал «мерзкую тварь» для этой
картины. И продолжал работу над ней в Уфе.
В 1892 году Нестеров привез картину «Юность Сергия Радонежского» в
Москву. Показывал ее братьям Васнецовым, П. Третьякову. Потом он
возвратился в Киев и работал над головой Сергия.
В 1893 году картина «Юность Сергия Радонежского» после горячих дебатов
была принята жюри Товарищества передвижников. Поездка за границу во второй
раз была им осуществлена в том же году (Константинополь, Греция, Италия).
Весною 1895 года М.В. Нестеров поселился в окрестностях Троице-
Сергиевого Посада - «у Черниговской». Там он написал картину «Под
благовест». Вскоре он отправляется в поездку по старым русским городам
(Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Углич).
В 1896 г. М. Нестеров был избран членом Товарищества передвижников.
Пишет картину «На горах» - это первая часть его «романа в картинках».
В 1897 г. М. Нестеров в Киеве пишет картину «Великий постриг».
В 1898-1999 гг. М. Нестеров пишет другую картину - «Дмитрий царевич
убиенный». Потом он выставляет картины «Чудо», «Под благовест» на
художественной выставке в Мюнхене. В том же году был избран академиком
живописи (по представлению И.Е. Репина, Поленова, В. Васнецова).
В 1899-1904-х гг. М.В. Нестеров работает над росписями в храме
Александра Невского в Абастумане.
В 1900-1901 гг. произошла его встреча с М. Горьким (в Ялте) и началась
их дружба.
В этот же период М.В. Нестеров работает над этюдом к картине «Святая
Русь». Позже он едет на Белое море, в Соловецкий монастырь. Пишет
портретный этюд М. Горького. Знакомиться с художественным театром,
сближается с Ф. Шаляпиным.
В 1901-1905-х гг. М. Нестеров работает над картиной «Святая Русь».
В 1902 году художник женится на Е.П. Васильевой.
В 1905 году М. Нестеров едет в Париж, а затем по Волге и Каме. В это
время он пишет картину «За Волгой» - третью часть «романа в картинках».
Также он пишет в это время портреты своей второй жены Е.П. Нестеровой, а
также портреты своей дочери О.М. Нестеровой и портрет И.Г. Яшвиль.
В 1906 году М. Нестеров написал портреты Яна Станиславского, О.М.
Нестеровой («Амазонка»). Тогда же отправляется в поездку к Л. Толстому в
Ясную Поляну.
В 1907 году у М. Нестерова была большая персональная выставка в
Петербурге и Москве. Были выставлены картины «Святая Русь», «Дмитрий
царевич убиенный». Всего 85 произведений, в том числе - неожиданные для
зрителя - «Свирель», «Два лада». Потом он второй раз едет в Ясную Поляну, и
пишет там портрет Л. Толстого.
В 1908 году М. Нестеров вновь едет в Италию (Неаполь, Капри). В этом
же году он отклоняет предложение стать профессором Академии художеств.
В 1908 - 1911 гг. М.В. Нестеров работает над росписями для Марфо-
Мариинской обители в Москве.
В 1909 году художник участвует в Международной художественной выставке
в Мюнхене. Дарит свою коллекцию картин русских художников Уфе (она
составила основу Музея, открытого в 1920 г.).
В 1910 году он окончательно переезжает из Киева в Москву, где был
избран в том же году действительным членом Академии художеств.
В 1911 году он снова отправляется в поездку в Италию. Также он
участвует в Международной художественной выставке в Риме.
В 1913 - 1914-х гг. М. Нестеров работает для Собора в Сумах.
В 1914 году пишет картину «Лисичка» и портрет Н.М. Нестеровой.
В 1914 - 1916 гг. он пишет картину «На Руси», задумывает картины
«Христиане», «Душа народа». В это же время пишет такие свои произведения,
как «Философы», «Архиерей», «В лесах», «Соловей поет».
В 1918 - 1919-х гг. М.В. Нестеров пишет автопортрет. В этот же период
едет на Кавказ, пребывает в Армавире с семьей.
В 1920 году он возвращается в Москву. В 1921 - 1922-х гг. была им
написана картина «Мыслитель».
В 1923 году М. Нестеров написал портрет своей второй дочери Н.М.
Нестеровой («Девушка у пруда»).
В 1925 году им были написаны портреты А.Н. Северцова, П.Д. Корина,
В.М. Васнецова. А также женский портрет .
В 1926 году было празднование 40-летия творческой деятельности М.В.
Нестерова в Государственной академии художественных наук. В этом году он
начал писать воспоминания («Давние дни»).
В 1927 - 1928-х гг. пишет портреты С.И. и Н.И. Тютчевых.
В 1928 году он пишет автопортрет (два варианта). Совершает поездки в
Ленинград и Киев. Пишет портрет В.М. Титовой, «Большая девушка», «Элегия».
В 1930 году - пишет портрет П.Д. и А.Д. Кориных. Первый портрет И.П.
Павлова.
В 1931 году - портретный этюд А.М. Нестерова.
В 1933 - 1934-х гг. - первый портрет С.С. Юдина.
В 1934 году М. Нестеров написал портрет И.Д. Шадра, второй портрет
А.И. Северцова.
В 1935 году у художника была выставка 16-ти картин в ГМИИ в Москве.
Также он написал портреты В.Г. Черткова (1935), второй портрет С.С.
Юдина (1935), второй портрет И.П. Павлова (1935), Е.П. Разуновой (1936),
Е.И. Таль (1936), К.Г. Держинского (1936-37), О.Ю. Шмидта (1937), Е.С.
Кругликовой (1939), В.И. Мухиной (1939-1940).
В 1936 году было празднование 50-летия творческой деятельности М.В.
Нестерова.
В 1941 году художник получил Государственную премию первой степени за
портрет И.П. Павлова (1935). В этом же году портрет А.В. Щусева.
В 1942 году вышла из печати книга М.В. Нестерова «Давние дни».
Чествование М.В. Нестерова связанное с его 80-летием, было отмечено в этом
же 1942 году, и в это же время его наградили орденом Трудового Красного
Знамени и присвоили ему звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В этом же году он написал свое последнее произведение - картину-пейзаж
«Осень в деревне».
М.В. Нестеров скончался 18 октября, на 81-м году жизни.
Таким образом, краткий взгляд на жизнь и творчество этого художника
показывает, что картины М. Нестерова говорят о взаимоотношениях художника с
окружавшими его явлениями, событиями, большими темами русской истории и
действительности, русской культуры, русской живописи его времени. И речь
здесь идет не о том, как лично относился к этому всему М.В. Нестеров,
художник и человек, а о том, какое место, какая «ячейка» была ему отведена,
что им найдено в общей мозаике сложной, противоречивой и все же
диалектически целостной картине его эпохи, России конца XIX в и начала XX
в.
Перед М. Нестеровым, как и перед его сверстниками, вставал вопрос об
«излитии» любыми приемами накопившегося в сердце и в совести. Нестеров был
одним из самых взыскательных художников в истории не только русского
искусства, но и мирового. Для него не могло быть «все равно как», а надо
было «хорошо», «особенно». И не «все равно, что», а тоже - «нечто большое и
важное», «народное и русское».
То, что выбрал М. Нестеров, было, без сомнения, «внутренним», не
«внешним», и не «историей» (на этот путь встали художники В.И. Суриков и
А.П. Рябушкин), и не «иконой» или былиной (как В.М. Васнецов), а «поэзией и
легендой», или, как это выразил исследователь С. Дурылин (9), «легендой, и
песней, и сказкой».
[2]
3. Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его
творчества
Следя за ростом, за эволюцией М.В. Нестерова - художника, можно
увидеть, как целеосознанно и последовательно он осуществлял особую
программу, им в словах, естественно, не формулируемую. Происходит развитие,
увеличение его образов. Он втягивается, подобно Сурикову, в историческое
прошлое своей страны. То, что Нестеров был реалистом, в лучшем смысле слова
художником правды, связанным с Россией, и с народом, в этом сомнений нет.
Говоря о его раннем творчестве, можно заметить, что Нестеров - один из
замечательнейших исторических иллюстраторов в нашем искусстве. В лучших
своих произведениях он никогда не шел по пути внешней иллюстрации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9