представлениями о художественных средствах передачи настроения человека,
которое используется в избирательном искусстве, музыке и литературе.
В познании художественных средств изображения действительности в
искусстве большое значение имеет и усвоение таких понятий, как композиция
произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора,
сравнение, минор и мажор (в музыке), перспектива (в изобразительном
искусстве) и мн. др.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся
художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет
работа по осмыслению той или иной связи, которая существует между
различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на
занятиях по МХК необходимо использовать произведения музыки и литературы.
Так, например, при изучении творчества С. Герасимова и П. Соколова,
можно при показе их иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,
привести строчки из текста этой повести. Или при рассмотрении иллюстраций
художников Н. Муратова и Кукрыниксов, привести строчки из сказок Салтыкова-
Щедрина. Или при изучении некоторых художников-пейзажистов, прочитать
стихотворение М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий» и прослушать
одноименный романс А. Варламова.
Подобное синтетическое использование искусства в процессе учебной
работы помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов
искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетического
восприятия деятельности.
Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике,
является формирование у учащихся полноценных эстетических вкусов, умения
отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного
ремесленничества, от художественных поделок. Это особенно относится к
музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются
какофонией и бездумным модернизмом - и недооценивают классики, и иногда и
форм отечественного искусства.
Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой
информации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную
музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту
трудность можно с помощью уроков МХК - широким использованием классической
литературы, лучших образцов современной музыки и классики и художественного
творчества.
При изучении произведений искусства также важнейшее значение имеет
раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в
целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у
учащихся понимания того, что подлинное произведение искусства всегда
утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного,
стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра,
свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в
жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца - такова идейная
направленность произведений лучшей художественной классики. И учитель,
ведущий урок МХК, должен дать это понимание своим ученикам.
Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используются
различные формы внеклассной работы. В школах проводятся тематические
литературно-художественные вечера: «Песни и музыка Великой Отечественной
войны», «Мотивы морали и нравственной чистоты в музыке», «Идеи патриотизма
в изобразительном искусстве» и т.д. (34, стр. 30-31). Эти мероприятия
оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоцонально-нравственную
жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную
чистоту мыслей и поведения.
Уроки МХК могут помочь развить у учащихся их творческие способности и
наклонности. Школьники, рассматривая шедевры мирового художественного
искусства, слушая прекрасную классическую музыку и красивые стихи, могут
понять и осознать, что они тоже готовы внести свою лепту в искусство. И
тогда они начнут активно заниматься тем видом творческой деятельности,
которая им больше по душе.
Можно придти к выводу, что дети от природы любознательны, также они
творчески активны, изначально талантливы. Многие родители и педагоги
пытаются как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки и наклонности,
чтобы своевременно помочь ему их развить. Уроки МХК, истории искусства и
другие предметы, связанные с искусством, тоже, как нельзя лучше подходят к
этой роли.
[10]
2.2. Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова
Из многих научных источников по воспитанию и развитию школьников (30,
32, 33), следует, что изучать творчество такого талантливого русского
художника конца XIX - начала XX в., как М.В. Нестеров, надо в 5 - 6-х
классах общеобразовательной школы. Так как, в 5 - 6-х классах на уроках
искусства тема года единая - «Изобразительное искусство как познание и
утверждение человеческих ценностей». Произведения Нестерова, как и многих
других талантливых художников, очень подходят к этой теме.
Несколько уроков 5-го класса, уже дают представление детям о новом
уровне восприятия трех жанров - пейзажа, портрета, натюрморта - в различных
видах изобразительного искусства.
Урок МХК или история искусств - это особый урок. И требования к нему
должны быть особые - он должен строиться по законам искусства. Отсюда и
вытекает ряд его особенностей. Прежде всего, на уроках, посвященных
изучению творчества М.В. Нестерова должны решаться задачи нравственно-
эстетического воспитания. Потому что нравственно-эстетический опыт
человечества, материализованный в художественно - образной форме, является
сущностью самого искусства.
Искусство предполагает, прежде всего, духовное общение. Поэтому оно
должно быть и на уроках искусства.
Ведь неспроста в современной педагогике все чаще и чаще раздаются
голоса, ратующие за необходимость сотрудничества, сотворчества учителя и
ученика. А ведь оно пришло к нам, из народной педагогики, когда мать и
дочь, отец и сын на равных решали насущные жизненные вопросы.
По мнению Д.Б. Кабалевского (30, стр. 16), следует, что урок искусства
немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности.
Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых
диалогов с учащимися, музыки, зрительных образов, поэтического текста,
игровых ситуаций. Все это и является составными элементами эмоциональной
драматургии уроков искусства. На уроке о творчестве М.В. Нестерова учителю
необходимо иметь много материала, такого как репродукции картин художника,
слайды, книги, описывающие и анализирующие его творчество, подходящие
музыкальные и литературные произведения. Весь арсенал средств работает на
то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить учеников. Поэтому общение по
поводу искусства, т.е. эмоциональное вхождение в тему - это самые важные,
бесценные минуты урока.
А.В. Луначарский писал (32, стр. 14): «Мы устроены так, что
чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо
основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но
призовем к этому всю нашу нервную систему»[11].
Вот почему очень важно, чтобы на уроках, посвященных изучению
творчества Нестерова, звучали не холодные, бездушные ответы, а содержащие
собственное переживание и впечатление, окрашенное детской радостью,
эмоцией, совершенно искренние всплески души и разума, а не просто
правильные ответы школьников. И именно тогда процесс восприятия искусства
приобретает на уроке желанную форму, осуществляясь в единстве мысли и
чувства.
Например, когда перед учащимися предстанет целая галерея женских
образов, вышедших из под кисти М. Нестерова и выстраданных в его сердце и
душе, лучше, если зазвучит русская народная песня в инструментальном
переложении. Гибкая, напевная, берущая за душу мелодия - это фон для
проникновенных стихов великого русского поэта Н. Некрасова:
«Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взором цариц…»
И каждый ученик, непременно ощутит внутри своей души и своего сердца,
сопричастность с возвышающими душу человека строками Н. Некрасова и с
земной красотой пленительных женских образов, созданных замечательным
русским художником М.В. Нестеровым.
Для того, чтобы учащиеся полнее представили образ «нестеровской
девушки» необходимо продемонстрировать им несколько репродукций картин
Нестерова, изображающих судьбу русских женщин и проанализировать их.
Продемонстрировать ученикам цикл поэтических картин, написанных М.
Нестеровым - «Роман в картинках» («На горах», «В лесах», «За Волгой»).
Такая последовательность картин с похожестью сюжета заинтересует учащихся,
и они с увлечением посмотрят и на другие картины М. Нестерова, с
изображением русских женщин, женские портреты этого художника («Великий
постриг» - четвертую часть «Романа в картинках», «Христова невеста», «У
креста», «Равноапостольная княгиня Ольга», «Царевна», портреты жены и
дочерей «Девушка у пруда», «Амазонка»).
Учащимся будет интересно узнать, что до картины «Христова невеста» М.
Нестеров не писал пейзажей. Но девушку на этой картине, он окружил родной
природой. Ученики должны теперь понять, что художник отныне вступил в самый
избранный тесный круг верных певцов и вдохновенных поэтов русской природы.
Учащиеся, рассматривая эти картины, переживают за этих девушек и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9