женщин, также они своими глазами видят как на этих произведениях оживает
старина, сохранившаяся еще в русском старообрядчестве.
С помощью таких картин с нежными тихими женскими образами, созданных
кистью М. Нестерова, ученики глубже и полнее поймут и прочувствуют всю
чистоту, красоту, женственность и мягкость души русской женщины, так как
художник очень ярко выразил свои мысли на картинах, а потому детям будет
легче их понимать. Им будет более понятен не только смысл сюжетов картин М.
Нестерова, но и замысел самого автора, и то, что он сам чувствовал,
создавая женские облики на своих полотнах.
Изучать творчество М.В. Нестерова нужно в 5 - 6-х классах еще и
потому, что именно в этом возрасте учащиеся уже начинают глубже понимать и
осмысливать материал, который им предлагается на уроке МХК, легче
запоминают новые термины. Способны выходить на некоторые обобщения. Это
позволяет глубже раскрывать содержание урока.
В 5 классе искусство рассматривается под иным углом зрения - как
познание и утверждение человеческих ценностей. 5 класс - новая ступень
познания.
На уроках МХК учащиеся узнают об истории возникновения пейзажа, как
результата потребности человека осмыслить свое отношение к природной среде.
Поэтому именно с этого возраста учителям МХК легче знакомить учеников с
таким художником как М.В. Нестеров. Они уже знают, что такое натюрморт,
портрет, пейзаж; легенда, былина тоже им знакомы.
В произведениях М. Нестерова насквозь сквозит святость и народная
вера, чистота и возвышенность человеческой души. На примере анализа и
сравнения двух картин М. Нестерова - «Видение отроку Варфоломею» (1889-
1890) и «Душа народа» (1916) - можно показать ученикам, как художник сам
понимал святость и веру русского народа и как правдиво он передал эту веру
на своих полотнах. Учащиеся 5-х классов уже могут понять, что происходит на
подобных картинах, и они правильно их воспринимают.
Все содержание занятия, обращенное к детям, и планируемая педагогом
деятельность учащихся должны содержать возможность раскрытия чувств,
опираться на живые ощущения и сенсорные впечатления в виде звуков, красок,
восприятия формы и пространства. Духовное напряжение, возвышение и
уточнение духовных потребностей и интересов детей, детских переживаний и
полихудожественного развития детей. Эти общие мысли полихудожественного
развития реализуются в содержании программ отдельных классов.
А вот в 5 классе дети уже более осознанно все понимают и воспринимают,
и уже немного больше знают об искусстве. Поэтому можно через искусство
формировать нравственность, духовность в детях. Через искусство можно
добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить
школьников сопереживать, и тогда их духовная жизнь станет более
полнокровной, они смогут более глубоко воспринимать и человека, и природу,
и музыку, и изобразительное искусство и многое другое. Одним словом, они
поднимутся еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры. Вот почему
необходимо создавать на уроке условия, благоприятные для сопереживания.
Например, некоторые картины Нестерова на нравственно-религиозную тему,
наиболее удачно демонстрировать под музыку великого русского композитора С.
Рахманинова. Смотря на такое монументальное создание, картины «Душа
народа», учащиеся почувствуют поэтическую взволнованность, которая вместо
звучания лирического здесь обретает подлинно трагическое звучание.
Учащиеся глядя на такие картины М.В. Нестерова, как «Видение отроку
Варфоломею», «Святая Русь», «Душа народа» и многие другие, могут сказать,
что М. Нестерову очень нравилось тяготение к прекрасной старине, красоте, к
народному искусству, к сказке.
В сопереживании кроются истоки нравственности, и чем сильнее будет
сопереживание, тем определеннее и устойчивее будут утверждаться
нравственные начала. Все начинается с простого - с отношения ребенка к
цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого
порядка - к родной природе, дому, Родине.
И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания,
прошедшие через душу ребенка становятся его собственными знаниями, его
собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к
прекрасному и безобразному, добру и злу. Приобщение учащихся к искусству в
условиях школьного урока в единстве восприятия - это первые шаги в мире
искусства. Это всего лишь начальный этап вхождения в храм искусства.
Ребенка, когда он делает свои первые шаги поддерживают родители, и с
каждым новым движением он приобретает все большую уверенность.
Так и школьный учитель должен тонко чувствовать своих учеников,
бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в прекрасный мир
искусства.
Также на примере портретов, написанных М. Нестеровым, можно показать
ученикам насколько глубок интерес этого художника к конкретному человеку.
Портреты М. Нестерова - это прекрасная встреча с портретным искусством,
встреча с человеком, его мыслями, чувствами, переживаниями, отношениями к
жизни, миру, к своей эпохе, многообразная галерея индивидуальностей и
характеров. Это самая сложная и в то же время прекрасная работа -
вглядываясь в человека, изучая его, открывая себя с ним, что очень важно
для учащихся 5 - 6-х классов, открывать для себя богатство его души,
сравнивая себя с ним, стремиться к совершенству.
На уроке, посвященном изучению творчества М.В. Нестерова широкая
развернутая панорама портретных образов этого художника, помогает ребятам
целостно воспринимать сущность этого жанра.
Также важно, чтобы дети поняли, что художник, через искусство портрета
дает представление о людях, которые как бы воплощают в себе дух своего
времени («Портрет И.П. Павлова»).
Изучение портретов кисти М. Нестерова, дает еще и прекрасную
возможность пробудить интерес к человеку вообще, как одному из самых
совершеннейших и прекраснейших созданий на земле, подчеркнуть, что
уникальность человека должна как можно полнее выявляться во всех периодах
человеческой жизни.
Из всего этого можно сделать вывод, что задача учителя МХК - опираясь
на представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли
воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях,
поступках людей; научить учащихся понимать истинную красоту, которая, не
всегда может быть тихой и спокойной, скромной и собранной, или яркой и
громкой.
[12]
2.3. Экспериментальный урок по предмету МХК в 5-м классе
общеобразовательной школы
В этом параграфе описывается экспериментальный урок по предмету МХК в
5-м классе общеобразовательной школы на тему: «Творчество русского
художника конца XIX начала XX в. М.В. Нестерова.
Урок разделен на 4 части:
1. Общая характеристика живописи конца XIX начала XX в. Краткая
биография художника М.В. Нестерова.
2. Женские образы в творчестве М.В. Нестерова.
3. Святость и вера в картинах М.В. Нестерова.
4. М.В. Нестеров - портретист.
Цель урока: опираясь на личные впечатления учащихся, знания о живописи
русских художников, сформировать умение «читать» и понимать произведение
искусства - картину, портрет, составлять описание репродукции, развивать
устную речь, мышление, фантазию, память, работать над обогащением
словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями,
литературными произведениями.
Урок помогает воспитывать патриотизм, интерес к предмету,
отечественной культуре, прививает любовь к искусству, развивает
художественный вкус.
К занятию готовится выставка репродукций картин М.В. Нестерова, книг
по искусству о творчестве М.В. Нестерова, словари. На доске оформлена
запись (в две колонки): словарь и эпиграфы.
Словарь: Эпиграфы:
Портрет «Постоянный труд, без
Автопортрет коего нет истинного великого,
является
Пейзаж необходимым условием
художественного
Лирика творчества»
А.С. Пушкин.
Акварель «В искусстве все являются
учениками
Колорит друг друга, но каждый идет
своим путем».
Цвет
М.М. Пришвин.
Репродукция
Реставрация
Вернисаж
Плеяда
Легенда
Былина
Живопись
Красота
Истина
Шедевр.
На уроке звучит музыка великого русского композитора С. Рахманинова.
Сначала одному из учеников предлагается прочитать эпиграфы на доске. Потом
учитель читает словарь с доски, после каждого понятия ученики объясняют его
значение, если слово для них новое, учитель объясняет сам его значение.
Следующим этапом идет слово учителя. Педагог рассказывает тему урока,
показывает учащимся репродукции картин М.В. Нестерова, вместе с учениками
анализирует их, сравнивает.
Картины М.В. Нестерова очень лиричны, музыкальны, сказочны, поэтичны,
эмоциональны, красивы. А ведь воспитание чувств ребенка начинается именно с
красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств ребенка, его
эмоциональной отзывчивости.
Только на эмоциональной основе устанавливаются самые прочные связи
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9