Творчество Нестерова на уроках

Время завершения картины «Святая Русь» неожиданно оказалось связанным

и с другими значительными явлениями в творчестве М.В. Нестерова. Он стал

писать портреты. Наиболее значителен портрет его дочери «Амазонка». Девушка

в красной шапочке и черной амазонке, с тонким хлыстом в руках остановилась

у берега реки. Чуть склонив голову, она смотрит куда-то вдаль, в сторону

зрителя. Лицо ее спокойно, но легкий излом фигуры, поворот плеч и наклон

головы создают впечатление грустного раздумья. Прост и безлюден пейзаж с

широкой, спокойной, окрашенной отблесками заката гладью реки, в которой

отражается противоположный берег с синеватой далью леса, бледно-желтое,

чуть розовеющее вечернее небо.

В советское время работ в области религиозного искусства была для

художника невозможна. Его творчество сосредоточено на портретном жанре,

М.В. Нестеров создает выдающиеся образы современников, деятелей науки и

искусства (портреты П. и А. Кориных, А. Северцова, С. Юдина, И. Шадра, И.

Павлова, Е. Кругликовой и мн др.). Эти портреты выдвинули художника в ряд

ведущих живописцев - реалистов эпохи. Работы объединяет ощущение богатства

духовной жизни, разнообразие характеров, с замечательной точностью

отраженных в пластике, рельефное выражение душевного склада и настроения

человека. М.В. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического

пейзажа.

М.В. Нестеров внес значительный вклад в русскую портретную живопись. К

жанру портрета он обратился в 1900 -х гг. После портрета дочери

(«Амазонка»), также интересен двойной портрет «Философы», получивший

большую известность, но которой мастер изобразил С.Н. Булгакова и П.А.

Флоренского - двух известных русских ученых-философов.

Особый интерес представляет «Портрет академика И.П. Павлова» (1935).

Глядя на него сразу видно, что этот красивый седой старик, несмотря на свой

возраст, крепок физически и полон живой, кипучей энергии.

Очень выразительно лицо Павлова: высокий, открытый лоб с глубокими

морщинами, серьезный взгляд сквозь очки, белизна седых волос и бороды. Эти

черты очень скупо, но тем не менее необыкновенно точно передают облик

академика, его острый ум и вспыльчивость характера.

Еще он написал «Портрет скульптора В.И. Мухиной» (1940), писал и

портреты И.Д. Шадра, портреты своей второй жены и своих детей, и еще очень

многих близких ему людей, и портреты известных личностей. Также им написаны

два автопортрета.

Друзья художника удивлялись необычайному способу работы над картиной.

М.В. Нестеров всегда начинал портрет с левого верхнего угла, и постепенно

из разрозненных деталей появлялся гармоничный и цельный образ. Но писал

мастер долго и очень медленно, внимательно всматриваясь в портретируемого.

И если в религиозных композициях проявлялось увлечение символизмом и

романтизмом, то портретное искусство М.В. Нестерова всегда оставалось

глубоко реалистическим.

Таким образом, творческая судьба М.В. Нестерова кажется не только

незаурядной, но порой исключительной. Художник прошел многие этапы в

развитии отечественного искусства, и в каждый из них он внес свое

собственное слово. Его жизнь оказалась связанной с огромным историческими

событиями в жизни его страны, его народа. М.В. Нестеров умел не только

понять все их значение, но и найти художественную форму их выражения.

Главным для него всегда было познание природы и человека. Он умел понять,

казалось бы, скрытую структуру жизни, он желал проникнуть и проникал подчас

в человеческое сердце и изображал эту жизнь сердца.

[9]

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М.В. НЕСТЕРОВА НА УРОКАХ МХК В 5 - 6-х КЛАССАХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1. Специфика структуры уроков по МХК

Искусство играет большую роль в формировании нравственности

подрастающего поколения. Еще Аристотель писал, что искусство способно

оказывать влияние на душу человека, и поскольку оно обладает таким

свойством, оно должно быть включено в число предметов воспитания молодежи

(30, стр. 12).

Искусство является могучим средством духовного возвышения человека,

развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить

жизнь по «законам красоты». Однако, влияние искусства на воспитание

человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического

развития.

В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть

красота в душе араба» (33, стр. 61). Без знания законов художественного

отражения действительности, без понимания языка и художественных средств

искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит

удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую

подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Задача школы -

обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в

большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей

действительности, развития мышления и нравственного совершенства. Для этого

необходимо, чтобы в каждой школе был предмет МХК (мировая художественная

культура). Уроки по МХК в общем плане воспитания школьников обозначают

процесс формирования чувств в области прекрасного. На уроках МХК это

прекрасное связано с искусством, с художественным отражением

действительности в сознании и чувствах учащихся. С помощью таких уроков

дети начинают понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В

этом смысле сущность уроков по МХК состоит в организации разнообразной

художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на

формирование у них способностей полноценного восприятия и нравственного

понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку нравственных

понятий, идеалов и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований

в области искусства. Существенной стороной этих уроков является также

познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении

человека.

Не менее важной стороной содержания уроков по МХК является их

направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого

развития они должны охватывать? Прежде всего, необходимо формировать у

учащихся эстетические и нравственные потребности в познании искусства, в

постижении художественных ценностей. Существенным компонентом этого

воспитания являестя овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и

умением выражать свои суждения (и взгляды) по вопросам художественного

отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся

отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства,

выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую

направленность искусства. Большое место в содержании уроков по МХК занимает

формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и

переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и

гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную

взыскательность, а также стремиться к повышению культуры поведения.

Также важным содержательным компонентом уроков по МХК является

приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и

способностей к изобразительному искусству, музыке и литературе.

Уроки МХК должны начинаться в школе с младших классов. Основное их

направление состоит в ознакомлении детей с различными видами искусства,

приучение их к эстетическому восприятию, к пониманию искусства и простейшим

эстетическим суждениям.

В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная

подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением выразительно и

эмоционально читать стихи, желательно иметь навыки музыкального или

изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в

различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми

внутренних противоречий между имеющимся и необходимым условием их

эстетического и нравственного развития, но и возбуждают потребность в

приобщении к искусству.

Для воспитания художественного восприятия у учащихся существенное

значение имеет использование приема сравнения при изучении художественных

произведений, прослушивании музыки и цитирования литературных произведений,

стихов и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного

отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка вопросов,

направленных на выяснение того, что детям нравиться в том или ином

произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их

восприятие и побуждает к оценочным суждениям. На уроках необходимо не

только показывать школьникам репродукции картин, но и широко использовать

чтение стихов и прослушивание музыки, песен. Также необходимо проводить

экскурсии в музеи на выставки картин. В основе таких экскурсий лежит

знакомство школьников с музейным предметом. У детей появляется возможность

увидеть картины «живьем». Это закладывает «навыки чувствования»

произведений искусства, основы эмоциональной культуры и эстетического

отношения к реальности.

Простейшие эстетические представления и суждения формируются в

начальных классах. Однако, основная работа в этом направлении

осуществляется с учащимися - подростками и старшими школьниками,

обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому

пониманию искусства. Очень важно в этих классах обогащать учащихся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать