Утесов и Райкин - жизнь и творчество

психологических состояний, эмоций.

Несколько особняком в ряду мономиниатюр стоит моноспектакль об истории

одной любви. Это, собственно, целая пьеса в четырех картинах с несколькими

действующими лицами и с одним актером. Райкин играет только одного героя,

при этом без грима, хотя перед нами проходят разные годы и разные времена,

почти вся жизнь человека, который думал лишь о себе, в юности потерял

счастье и так его не нашел до последних своих дней. В очень коротком

моноспектакле нам показали всю жизнь человека. Мы увидели его самого -

юного, молодого, зрелого, старого. Мы ощутили не только внешние, но и

внутренние перемены. И в характере, и в психологическом строе, и в душевном

состоянии. Актер играл человека. Не посмеивался над ним, не грустил о нем,

а просто сделал несколько быстрых и удивительно верно схваченных набросков

жизни и характера. Мы привыкли, что Райкин - это всегда смешно и весело. А

тут мы видим жизненную, довольно грустную историю.

По словам самого А. И. Райкина, он с удовольствием играет в театре

такие миниатюры, как "Жизнь человеческая", "Жанна на шее". Лирика

присутствует как необходимая краска в общей программе, где есть и

комедийные, и сатирические, и лирические эпизоды.

Еще один жанр "малых форм" - фельетон Аркадия Райкина. Стержень

фельетона составляет монолог, который населяется многими персонажами, и

актер, читающий фельетон, как бы отходит в сторону, давая простор условному

действию. Райкин всегда в центре монолога, в самой гуще событий,

составляющих суть фельетона. Когда-то в репертуаре Райкина был фельетон

"Гостиница Москва". Райкин, работающий преимущественно над образами

сатирическими, построил этот свой рассказ исключительно из персонажей

положительных. Это был добрый, веселый, теплый рассказ. Его герои приехали

в Москву из разных концов страны, из разных городов, из разных республик. У

каждого из них свои дела, свои интересы. У каждого свои заботы, свой мир,

свое отношение к тому, что он видит. Но с какой влюбленностью они говорят о

своей родной земле, о своих соотечественниках, о Москве. Райкин очень

комично рисовал своих героев, не заботясь о притушевывании или смягчении

комедийных средств. Но положительное в героях фельетона не становилось

менее значительным.

Говоря об очень важных явлениях жизни, о подлинных ее героях, Райкин не

жалел и красок юмористических, подмечая смешное в серьезном, так же как

серьезное всегда звучит в его сатирическом осмеянии.

К сатире Райкин пришел от юмора. Это в известной степени наложило

отпечаток на все его творчество. Оно оптимистично по своей природе. Оно

основано на любви к человеку, на вере в него. И не удивительно поэтому, что

в палитре Райкина-сатирика большое разнообразие красок.

Когда говорят, что оружие Райкина - смех, это справедливо, но, может

быть, не совсем точно. Оружие Райкина - мысль, и боль, и действие,

выраженное средствами актерского искусства, средствами комедии и сатиры,

публицистики и лирики.

Смех владеет зрительным залом. Райкин вызывает смех, дает ему

направление, цель, исподволь определяет его силу, оттенки. Партитура смеха

рождается вместе с новым спектаклем, с новыми образами. Вместе с эстрадными

авторами и драматургами актер погружается в раздумья о жизни и сцене, о

людях, с которыми сталкивает жизнь, и воплощаемых в итоге в театральных

образах.

Во имя жизни мы смеемся над злом - вот центральная мысль многих

монологов Райкина. Эта мысль, в сущности, пронизывает все сценическое

существование Райкина, все спектакли его театра.

Недаром слово "смех" вынесено в названия некоторых программ Театра

миниатюр - "Смеяться, право, не грешно", "Время смеется". К. С.

Станиславский говорил о знаменитом комике Живокини, что он "смешил

серьезом". В полной мере это меткое выражение подходит к юмору Райкина.

Остановимся на программе "Светофор". Райкин выходит на сцену.

Произносит первые слова вступительного монолога. И мысль актера начинает

движение по своей орбите. Предельной силы достигает выразительный,

отточенный жест. Точное и взвешенное, острое и веселое, смелое и разящее

райкинское слово. Чередой проходят перед зрителем герои "Светофора". Для

каждого из них Райкин находит свой рисунок, свою характеристику, "свой

смех".

Один из героев "Светофора" сошел со сцены и долгое время "жил" среди

нас. Это ему принадлежат нередко повторяемые нами слова: "Ты меня уважаешь,

я тебя уважаю, мы уважаемые люди...", "дефсит". Он убежден, что нормальные

отношения между людьми могут быть только тогда, когда существует дефицит,

"дефсит".

Спектакль Театра миниатюр "Избранное" знакомит нас с историей театра. В

один вечер мы видим героев спектаклей разных лет. И все они такие разные.

Приверженец того, что было раньше ( "раньше и кефир был лучше" ). Человек,

облеченный властью, но вовсе не склонный принимать решения ( "Где горит?

Что горит? Ах, сгорело?" ). Деятель Петр Сидорович, обнаруживший подобно

герою гоголевского "Носа", что у него исчезла голова, но этого даже никто

не заметил. Отец десяти, нет одиннадцати детей ( "целая футбольная

команда", разве всех упомнишь? ). Каждому из них Райкин адресует "свой

смех". Смех злой и добродушный, непримиримый и взволнованный, взывающий к

совести.

Спектакли Театра миниатюр всегда были очень популярны. Райкин умел

создать в нем атмосферу творчества, в которой всесторонне проявлялись

исполнительские возможности и других актеров. Зритель хорошо знал артистов

В. Горшенину, О. Малоземову, Р. Рому, Т. Кушелевскую, Г. Новикову, М.

Максимова и других.

Товарищи по сцене, по искусству отмечают исключительную

требовательность Райкина к себе, его настойчивость, работоспособность,

неугомонность, умение не жалеть себя.

"Сколько раз мы восхищались тем, как репетирует Райкин, - вспоминает Е.

П. Гершуни. - Безжалостно, без конца, не зная времени для сна, отдыха, еды,

он может сотни раз повторять одну и ту же сцену, пока не найдет нужный ему

единственный результат. А потом все равно не остановится, будет добиваться

еще лучшего, еще более лаконичного, более яркого и выразительного образа" (

Гершуни Е. П. - Рассказываю об эстраде . - Л . , "Искусство" 1968.).

Уместно вспомнить и об обширной географии военных гастролей театра .

Осенью 1941 г. Ленинградский театр эстрады и миниатюр выступал в

Среднеазиатских республиках , в начале 1942 г. - в Сибири и на Дальнем

Востоке , на самых отдаленных пограничных заставах , в частях , на кораблях

Тихоокеанской и Амурской флотилий , в конце 1942 г. и в 1943 г. - на

Центральном и Северокавказском фронтах . На Кавказе же Аркадию Райкину был

вручен Орден Отечественной войны. В начале 1943 г. он успел сняться в

кинофильме " Концерт фронту " , где сыграл роль веселого киномеханика . В

1944 г. - Белорусский фронт , в 1945 г. - Прибалтийский . " За четыре года

мы, - вспоминал позднее Райкин ,- проехали много тысяч километров по всем

фронтам от Балтики до Кушки , от Новороссийска до Тихого океана . ...

выступал перед солдатами , матросами , командирами . И нацеливал свои , как

принято выражаться , сатирические стрелы туда же , куда целились бойцы ,- в

фашистов ".

Разнообразен репертуар тех выступлений . Уже на третий день войны

появился новый большой фельетон - " Монолог черта " , в главном персонаже

которого легко угадывался " бесноватый фюрер ".

Поправками оброс довоенный фельетон В.Полякова " Невский проспект ".

Артист сам дополнил его текст и усилил его патриотическое звучание . "

Невский проспект " призывает к защите города Пушкина , Гоголя , Блока . В

фельетоне звучит тема родного города . " Крепнет , наливается гневом голос

артиста , и трепет проходит по рядам зрителей , когда Райкин , изображая

бюрократа-снабженца , предлагает кому-то поделиться бензином ,

предназначенным для фронта " ( О.Леонидов , Прошу внимания ,- " Огонек ",

1942 , N 46 ). И совсем другой взволнованный голос рассказывал о том , что

значит честное " поделимся " - жители Ленинграда часть своего голодного

пайка отдавали фронту .

В фельетоне сочетаются гражданский пафос и боевой задор , гордость и

любовь с ненавистью и сарказмом .

Появились и новые сатирические персонажи , подсказанные временем .

Зрители увидели фигуру , знакомую по карикатурам и плакатам : фашистского

вояку в накинутом на плечи дамском меховом пальто , чернобурке , фетровых

ботинках . Политический шарж , острая реприза отражали злобу дня . "Во

время войны, - вспоминает Райкин, по дипломатическим соображениям избегали

говорить, а тем более писать о том, что союзники медлят с открытием второго

фронта. В спектакле " Кроме шуток " , который мы поставили тогда ,

говорилось о том , что было бы очень хорошо , если бы весь мир жил по одним

часам . А то по нашим , получается в самый раз , а в Нью-Йорке считают ,

что еще рано ." (" Смена " , 1978 г. , N 15)

Такую " шутку " можно считать классическим примером точной , умной

политической репризы , понятной самым широким зрительским массам.

Театр выступал с антифашистскими миниатюрами " Передача окончена ", "

Буква В " , " Ать-два " . В галерее райкинских фигур появился рыночный

фотограф , завлекавший клиентов декорацией - ярко-синим грубо намалеванным

морем и белой лодкой . Фотограф залихватски зазывал всех желающих сняться

на фоне " роскошного " пейзажа . Заполучив жертву , он не унимался : " А ну

, сделайте вид бодро-весело . Гребите по морям , по волнам ! ".

Художник Карусель-Базарский устраивал " военную "выставку картин . Одну

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать