Утесов и Райкин - жизнь и творчество

Программы " Теаджаза " ставились как эстрадные спектакли , где

различные жанры и номера были объединены сюжетным хором или общими героями

.

Но не сразу Утесов был понят и признан . Имелось существенное

обстоятельство весьма мешавшее деятельности самого Утесова и руководимого

им джаза , это было время активной деятельности Российской ассоциации

пролетарских музыкантов ( РАПМ ) , созданной в 1925 году , с целью

объединения музыкантов вокруг задач социалистического строительства .

Наверное , РАПМ и приносил что-то полезное на то время , но вместе с тем ,

рапмовцы нанесли музыке весьма серьезный ущерб . Прежде всего это была

замкнутая организация , взявшая на себя смелость говорить от имени народа ,

и она решительно отвергала творчество всех композиторов , в эту организацию

не входивших . Мало того , выделив из композиторовклассиков нескольких , в

первую очередь Мусоргского и Бетховена , признавая , что их творчество

героично народно , рапмовцы отвергли искусство многих других композиторов

- классиков . Особенно от них доставалось П.И. Чайковскому , которого

рапмовцы рассматривали как представителя загнивающего дворянства и

упрекали за синтементальность . Лирику рапмовцы вовсе не признавали .

Утесов же был певцом - лириком . К произведениям композиторов -

рапмовцев он не обращался , чем и вызывал осуждение . А тут еще и джаз ,

как говорили рапмовцы , типичное порождение буржуазного мира , одно из

прямых доказательств его загнивания . Один из авторитетных тогда

музыковедов В.Городинский , писал : " Что мы называем легкожанровой музыкой

? Это музыка бара , кафешантана , варьете , " цыганщина " , джазовая

фокстротчина и т.д. , все это , что составляет некий музыкальный самогон ,

что является художественной формой использования музыкального звучания не

для поднятия масс , а для того , чтобы душить их инициативу , затемнять их

сознание ". ( Городинский В. Музыкальный фронт СССР . Музгиз . 1933 г. )

Конечно в таких условиях работать Утесову было трудно . Какие только

оскарбительные слова в свой адрес он не слышал , какие только реплики о

нем и об оркестре не раздавались ! Например , под рубрикой " Огонь по

халтурщикам " была напечатана рецензия в связи с пребыванием Утесова и его

оркестра в Харькове : " Что же представляло собой само выступление Утесова

? Кривлянье , шутовство , рассчитанное на то , чтобы благодушно повеселить

" господина " публику . Все это сопровождалось ужасным шумом ,

раздражающим и подавляющим слух . Уходя и театра , слушатель уносил с собой

чувство омерзения и брезгливости от всех этих похабных подергиваний и

пошлых кабацких песен .

На это безобразие должна обратить внимание вся советская общественность

. Необходимо прекратить эту халтуру . Нужно изгнать с советской эстрады

таких гнусных рвачей от музыки , как Л.Утесов и К` " . ( Хоменко Ю.

Утесовщина . - " За пролетарскую музыку " , 1930 г. , N 8 . )

В свою очередь Утесов , пытаясь доказать значение джаза , возможность

его развития в советских условиях , перед концертами выступал с "

рефератами " , утверждая , что его джаз по своей природе бодр ,

жизнерадостен , что он порожден эпохой индустриализации . Ну как-то надо

было защищать джаз !? А главное Утесов не прекращал работы , создавал новые

программы , и успех его ансамбля увеличивался .

А между тем защищать джаз было действительно трудно . В статье "

Социальные истоки музыкального искусства " А.В. Луначарский утверждал , что

" ... современная музыка ( прежде всего джазовая ) рубит вашу волю в

котлету , что же касается подъемности джазовой музыки , то это подъемность

типа наркотика , заставляющая дергаться как паяца на ниточке ". ( "

Пролетарский музыкант " . 1929 г. N 4)

Однако были люди , защищавшие джаз ! Г. Ландсберг , которого не

случайно знатоки называют первым по времени теоретиком джаза в нашей стране

, писал : " Как не существует единого западного искусства , так нет и

единого западного джаза . За годы кризиса в джазе укрепилось левое крыло ,

смыкающееся с радикальной интеллигенцией Европы и особенно Америки ,

группирующееся вокруг пианиста и дирижера Дюка Эллингтона " . ( Ландсберг

Г. На путях джазовой культуры . - " Рабочий и театр " , 1929 г. N 22 )

В то же время джаз , как экзотическая новинка , начал все чаще звучать

в фешенебельных ресторанах , посещаемых буржуазной публикой , и ,

естественно , приспосабливался к ее вкусам . Утесов естественно

воспользовался этим фактом , решив доказать , что его джаз решительно

отвергает принципы буржуазной культуры , что его джаз избирает собственную

дорогу и служит советскому зрителю .

В программе " Джаз на повороте " ( 1930 г. ) , был придуман такой ход :

первое отделение называлось " Джаз на западе ", и в нем оркестр честно

играл боевики " У камина " Рэя Нобла , " Штормовая погода " Гарольда Арлена

, " Несколько тех дней " Шелтона Брукса . Зато второе отделение гордо

именовалось " Джаз в СССР " , и тут уж оркестр , в белых брюках и темно

голубых джемперах с эмблемой " ТД " , сполнял рапсодию на темы песен

народов СССР Дунаевского , Джазовую сюиту Животова .

Эта программа стала действительно поворотом в судьбе Утесова . Газеты

писали : " Теа-джаз - машина бодрости ... Буквально вентилируешь усталые

мозги , получив порцию утесовского Теа-джаза . Учащенный ритм и темп

сооответствует бурным стремительным темпом нашей жизни".

Следующей программой был " Музыкальный магазин " ( 1932 г. ). Утесов

говорил так : " Лучшее , что сделал я и мой оркестр почти за полвека своего

существования , - это синтетическое представление " Музыкальный магазин "

. Сам Утесов исполнял в нем несколько ролей .

По поводу " Музыкального магазина " критик писал : " Еще недавно джаз

Утесова это была шеренга юношей с одинаковыми галстуками и одинаковыми

улыбками ... И вот музыканты на виду у всех превращаются в актеров " . (

Юзовский Ю." Утесов и Хенкин" . - " Вечерняя Москва " 1933 г. 12 янв. )

На одном из представлений " Музыкального магазина " побывал

заместитель председателя Комитета по делам искусств при Совете Народных

Комиссаров Б.З. Шумяцкий . Представление ему очень понравилось , и он

предложил перенести " Музыкальный магазин " на экран .

Так появились " Веселые ребята ". Успех фильма создал Утесову подлинно

всенародную популярность . В те годы не было эстрадного коллектива имеющего

такую известность , как утесовский .

Постепенно оркестр Утесова все больше склонялся к концертной

деятельности .

Некоторые программы , например " Песни моей Родины " ( 1937 ) , " Два

корабля " ( 1938 ) , были составлены из народных песен и произведений

советских композиторов . Переход Утесова к концертным программам не

остался незамеченным , когда он выступал в парке ЦДКА , критик писал : "

Музыкальный коллектив Утесова прошел трудный путь эволюции от " Теа-джаза "

к " Музыкальному магазину " и затем к джаз-оркестру , с жизнерадостной ,

полнокровной массовой песней ." ( Лабковский Н." Утесов и его джаз" . - "

Вечерняя Москва " 1937 г. , 19июля )

Именно Утесову принадлежит честь представления на профессиональной

эстраде массовой песни .

Особое место в репертуаре Утесова занимают песни о любви . О любви на

эстраде всегда пели и поют много и охотно . У Утесова своя " аранжировка "

темы . У него всегда серьезное отношение к чувству любви , почти

обожествление его .

Чаще всего Утесов поет не о безоблачном счастье , а о драматизме этого

чувства . И в драматических любовных ситуациях его герои ведут всегда

достойно и мужественно . Они никогда не демонстрируют своей страсти , не

похваляются любовью .

У всех песен Утесова о любви есть одна общая особенность : едва ли не в

каждой , даже там , где поется о любви счастливой , чувствуется тоска по

идеалу , по той совершенной любви , которой никому не дано достичь , но к

которой постоянно стремится душа . Может быть , это и делает их такими

проникновенными . Как-то на репетиции дирижер С.Самосуд говорил оперным

певцам : " все должно быть выражено голосом так , чтобы , даже когда поешь

по радио , было понятно , что ты в это время делаешь ". Эти слова можно

впрямую отнести к творчеству Леонида Утесова : слушаешь пластинку и видишь

, о чем он поет .

Его творчество всегда отличали обаяние , юмор , он умел сразу

расположить к себе аудиторию .

Утесов всегда умел подбодрить . Во время войны это особенно было нужно

. Его песни помогали выживать .

Ежедневно , интенсивно шли репетиции , разучивались новые песни : " В

землянке " , " Одессит Мишка " , " Темная ночь " и другие .

Утесов рассказывал , что когда он пел :

" Ты одессит , Мишка ,

А это значит, что не страшны тебе

Ни горе , ни беда .

Ведь ты моряк , Мишка ,

А моряки не плачут

И не теряют бодрость духа никогда , "

- он чувствовал , что говорил собственные слова , забывая , что он

артист , и подбадривал не только Мишку , но и самого себя .

Однажды концерт проходил на перроне Ярославского вокзала для полка

морской пехоты . Утесов пропел про партизана Морозко . И вдруг из теплушки

выскочил " плечистый матрос , перепоясанный пулеметными лентами , с

автоматом на груди и протянул Утесову руку :

- С такой песней и в бой идти не страшно " . ( ТУР П ." Леонид Утесов"

.

" Театр " , 1965 г. N 7 ) Утесов со своим ансамблем побывал на многих

фронтах , однако выступить на всех боевых участках , обслужить всех

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать