Программы " Теаджаза " ставились как эстрадные спектакли , где
различные жанры и номера были объединены сюжетным хором или общими героями
.
Но не сразу Утесов был понят и признан . Имелось существенное
обстоятельство весьма мешавшее деятельности самого Утесова и руководимого
им джаза , это было время активной деятельности Российской ассоциации
пролетарских музыкантов ( РАПМ ) , созданной в 1925 году , с целью
объединения музыкантов вокруг задач социалистического строительства .
Наверное , РАПМ и приносил что-то полезное на то время , но вместе с тем ,
рапмовцы нанесли музыке весьма серьезный ущерб . Прежде всего это была
замкнутая организация , взявшая на себя смелость говорить от имени народа ,
и она решительно отвергала творчество всех композиторов , в эту организацию
не входивших . Мало того , выделив из композиторовклассиков нескольких , в
первую очередь Мусоргского и Бетховена , признавая , что их творчество
героично народно , рапмовцы отвергли искусство многих других композиторов
- классиков . Особенно от них доставалось П.И. Чайковскому , которого
рапмовцы рассматривали как представителя загнивающего дворянства и
упрекали за синтементальность . Лирику рапмовцы вовсе не признавали .
Утесов же был певцом - лириком . К произведениям композиторов -
рапмовцев он не обращался , чем и вызывал осуждение . А тут еще и джаз ,
как говорили рапмовцы , типичное порождение буржуазного мира , одно из
прямых доказательств его загнивания . Один из авторитетных тогда
музыковедов В.Городинский , писал : " Что мы называем легкожанровой музыкой
? Это музыка бара , кафешантана , варьете , " цыганщина " , джазовая
фокстротчина и т.д. , все это , что составляет некий музыкальный самогон ,
что является художественной формой использования музыкального звучания не
для поднятия масс , а для того , чтобы душить их инициативу , затемнять их
сознание ". ( Городинский В. Музыкальный фронт СССР . Музгиз . 1933 г. )
Конечно в таких условиях работать Утесову было трудно . Какие только
оскарбительные слова в свой адрес он не слышал , какие только реплики о
нем и об оркестре не раздавались ! Например , под рубрикой " Огонь по
халтурщикам " была напечатана рецензия в связи с пребыванием Утесова и его
оркестра в Харькове : " Что же представляло собой само выступление Утесова
? Кривлянье , шутовство , рассчитанное на то , чтобы благодушно повеселить
" господина " публику . Все это сопровождалось ужасным шумом ,
раздражающим и подавляющим слух . Уходя и театра , слушатель уносил с собой
чувство омерзения и брезгливости от всех этих похабных подергиваний и
пошлых кабацких песен .
На это безобразие должна обратить внимание вся советская общественность
. Необходимо прекратить эту халтуру . Нужно изгнать с советской эстрады
таких гнусных рвачей от музыки , как Л.Утесов и К` " . ( Хоменко Ю.
Утесовщина . - " За пролетарскую музыку " , 1930 г. , N 8 . )
В свою очередь Утесов , пытаясь доказать значение джаза , возможность
его развития в советских условиях , перед концертами выступал с "
рефератами " , утверждая , что его джаз по своей природе бодр ,
жизнерадостен , что он порожден эпохой индустриализации . Ну как-то надо
было защищать джаз !? А главное Утесов не прекращал работы , создавал новые
программы , и успех его ансамбля увеличивался .
А между тем защищать джаз было действительно трудно . В статье "
Социальные истоки музыкального искусства " А.В. Луначарский утверждал , что
" ... современная музыка ( прежде всего джазовая ) рубит вашу волю в
котлету , что же касается подъемности джазовой музыки , то это подъемность
типа наркотика , заставляющая дергаться как паяца на ниточке ". ( "
Пролетарский музыкант " . 1929 г. N 4)
Однако были люди , защищавшие джаз ! Г. Ландсберг , которого не
случайно знатоки называют первым по времени теоретиком джаза в нашей стране
, писал : " Как не существует единого западного искусства , так нет и
единого западного джаза . За годы кризиса в джазе укрепилось левое крыло ,
смыкающееся с радикальной интеллигенцией Европы и особенно Америки ,
группирующееся вокруг пианиста и дирижера Дюка Эллингтона " . ( Ландсберг
Г. На путях джазовой культуры . - " Рабочий и театр " , 1929 г. N 22 )
В то же время джаз , как экзотическая новинка , начал все чаще звучать
в фешенебельных ресторанах , посещаемых буржуазной публикой , и ,
естественно , приспосабливался к ее вкусам . Утесов естественно
воспользовался этим фактом , решив доказать , что его джаз решительно
отвергает принципы буржуазной культуры , что его джаз избирает собственную
дорогу и служит советскому зрителю .
В программе " Джаз на повороте " ( 1930 г. ) , был придуман такой ход :
первое отделение называлось " Джаз на западе ", и в нем оркестр честно
играл боевики " У камина " Рэя Нобла , " Штормовая погода " Гарольда Арлена
, " Несколько тех дней " Шелтона Брукса . Зато второе отделение гордо
именовалось " Джаз в СССР " , и тут уж оркестр , в белых брюках и темно
голубых джемперах с эмблемой " ТД " , сполнял рапсодию на темы песен
народов СССР Дунаевского , Джазовую сюиту Животова .
Эта программа стала действительно поворотом в судьбе Утесова . Газеты
писали : " Теа-джаз - машина бодрости ... Буквально вентилируешь усталые
мозги , получив порцию утесовского Теа-джаза . Учащенный ритм и темп
сооответствует бурным стремительным темпом нашей жизни".
Следующей программой был " Музыкальный магазин " ( 1932 г. ). Утесов
говорил так : " Лучшее , что сделал я и мой оркестр почти за полвека своего
существования , - это синтетическое представление " Музыкальный магазин "
. Сам Утесов исполнял в нем несколько ролей .
По поводу " Музыкального магазина " критик писал : " Еще недавно джаз
Утесова это была шеренга юношей с одинаковыми галстуками и одинаковыми
улыбками ... И вот музыканты на виду у всех превращаются в актеров " . (
Юзовский Ю." Утесов и Хенкин" . - " Вечерняя Москва " 1933 г. 12 янв. )
На одном из представлений " Музыкального магазина " побывал
заместитель председателя Комитета по делам искусств при Совете Народных
Комиссаров Б.З. Шумяцкий . Представление ему очень понравилось , и он
предложил перенести " Музыкальный магазин " на экран .
Так появились " Веселые ребята ". Успех фильма создал Утесову подлинно
всенародную популярность . В те годы не было эстрадного коллектива имеющего
такую известность , как утесовский .
Постепенно оркестр Утесова все больше склонялся к концертной
деятельности .
Некоторые программы , например " Песни моей Родины " ( 1937 ) , " Два
корабля " ( 1938 ) , были составлены из народных песен и произведений
советских композиторов . Переход Утесова к концертным программам не
остался незамеченным , когда он выступал в парке ЦДКА , критик писал : "
Музыкальный коллектив Утесова прошел трудный путь эволюции от " Теа-джаза "
к " Музыкальному магазину " и затем к джаз-оркестру , с жизнерадостной ,
полнокровной массовой песней ." ( Лабковский Н." Утесов и его джаз" . - "
Вечерняя Москва " 1937 г. , 19июля )
Именно Утесову принадлежит честь представления на профессиональной
эстраде массовой песни .
Особое место в репертуаре Утесова занимают песни о любви . О любви на
эстраде всегда пели и поют много и охотно . У Утесова своя " аранжировка "
темы . У него всегда серьезное отношение к чувству любви , почти
обожествление его .
Чаще всего Утесов поет не о безоблачном счастье , а о драматизме этого
чувства . И в драматических любовных ситуациях его герои ведут всегда
достойно и мужественно . Они никогда не демонстрируют своей страсти , не
похваляются любовью .
У всех песен Утесова о любви есть одна общая особенность : едва ли не в
каждой , даже там , где поется о любви счастливой , чувствуется тоска по
идеалу , по той совершенной любви , которой никому не дано достичь , но к
которой постоянно стремится душа . Может быть , это и делает их такими
проникновенными . Как-то на репетиции дирижер С.Самосуд говорил оперным
певцам : " все должно быть выражено голосом так , чтобы , даже когда поешь
по радио , было понятно , что ты в это время делаешь ". Эти слова можно
впрямую отнести к творчеству Леонида Утесова : слушаешь пластинку и видишь
, о чем он поет .
Его творчество всегда отличали обаяние , юмор , он умел сразу
расположить к себе аудиторию .
Утесов всегда умел подбодрить . Во время войны это особенно было нужно
. Его песни помогали выживать .
Ежедневно , интенсивно шли репетиции , разучивались новые песни : " В
землянке " , " Одессит Мишка " , " Темная ночь " и другие .
Утесов рассказывал , что когда он пел :
" Ты одессит , Мишка ,
А это значит, что не страшны тебе
Ни горе , ни беда .
Ведь ты моряк , Мишка ,
А моряки не плачут
И не теряют бодрость духа никогда , "
- он чувствовал , что говорил собственные слова , забывая , что он
артист , и подбадривал не только Мишку , но и самого себя .
Однажды концерт проходил на перроне Ярославского вокзала для полка
морской пехоты . Утесов пропел про партизана Морозко . И вдруг из теплушки
выскочил " плечистый матрос , перепоясанный пулеметными лентами , с
автоматом на груди и протянул Утесову руку :
- С такой песней и в бой идти не страшно " . ( ТУР П ." Леонид Утесов"
.
" Театр " , 1965 г. N 7 ) Утесов со своим ансамблем побывал на многих
фронтах , однако выступить на всех боевых участках , обслужить всех