из них с изображением снеговых гор , испещренных чьими-то следами , он
подписывал " Наши автоматчики , ушедшие в энском направлении ". Картина ,
которая раньше называлась " Морская гладь " , теперь переименована в "
Финский транспорт в 15 тысяч тонн , ушедший на дно " , а " Зеленый лес "
превратился в " Замаскировавшиеся танки " . Меткая сатира Райкина была
нацелена на беззастенчивое приспособленчество и бездарность фотографа и
художника .
В годы войны " легкокрылая " муза эстрады не только доказала свое
равноправие с другими видами искусства , но и вырвалась вперед , благодаря
оперативности , доходчивости , мобильности .
Нельзя обойти молчанием опыт Райкина, хоть и небольшой, в
кинематографе. В молодости он сыграл небольшую роль в фильме "Мятежные
годы". Запомнилась кинозрителю его роль студента-медика, а затем врача, в
ленте "Доктор Калюжный".
Воспроизведен в фильме небольшой райкинский скетч "Волшебная сила
искусства".
Одной из популярных комедий стал фильм "Мы с вами где-то встречались".
На экране мы встретились вновь с некоторыми сатирическими образами,
сыгранными Райкиным на сцене Театра миниатюр. Лента эта неимоверно
расширила зрительскую аудиторию и без того популярного актера.
Чешские кинематографисты сделали фильм "Человек со многими лицами",
посвященный гастролям театра и А. Райкину.
Имя его знакомо и англичанам. Оно внесено в энциклопедический
справочник "КТО - КТО", где приведены подробные сведения о нем и его
творческих достижениях. Английские режиссеры сняли фильм и показали всей
Англии.
Критик лондонской газеты "Таймс" писал: "Когда смотришь и слушаешь
сегодняшних комиков, все чаще приходят на память такие старые мастера
мьюзик-холла, как Роб Уилтон, Литл Тич, Джордж Формби, Грок и Мэри Ллойд...
Среди наших современных комических актеров есть вполне сносные, и они даже
вызывают смех, но почти все они не индивидуальны.
... На днях на наших телевизионных экранах засверкало изображение
именно такого индивидуального комического гения, Би-би-си впервые показало
нам прославленного русского комика А. Райкина. Это было настоящее зрелище,
подлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно. Одна из
самых больших заслуг Райкина состоит в том, что он представляет собой
полную противоположность отвратительным , "смешным до тошноты" комикам,
которых мы в таком изобилии импортируем из Соединенных Штатов. У Райкина
есть что-то от Чарли Чаплина: удивительная способность живо и наглядно
изображать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в
пояснении. Он обладает даром проникать в самую глубь человеческих чувств...
Мне никогда не приходилось видеть такой игры!"
О гастролях Театра миниатюр и о Райкине писали в газетах Венгрии,
Польши, Болгарии, Германии. Райкина знают в Италии, Японии.
Приятно отметить, что Райкин выступал и в Севастополе. Зрительные залы
Дома офицеров флота и Дворца культуры рыбаков всегда были переполнены.
И куда бы ни приехал Театр миниатюр, там всегда толпились люди, на
устах у которых один и тот же вопрос: "Есть лишний билет на Райкина?"
Именно на Райкина. Не в Театр эстрады, не в Театр миниатюр, а на Райкина.
Это говорит о популярности актера, об интересе ко всему, что произносит он
со сцены, понимании жанра искусства, созданного Райкиным.
Райкин сказал , Райкин изобразил, Райкин выставил напоказ. Зритель
привык прислушиваться к актеру. Он верит ему, верит в честность и
справедливость актерской мысли , в любовь к человеку, которой окрашено
каждое слово , возвеличивающее и осуждающее , гордое и смешное . В самом
звучании этих слов , в их окраске ,про ступает актерское отношение . Быть
может , поэтому все , что играет Райкин , неотрывно связано с обликом
актера . Все , что произносит он со сцены , принадлежит ему как личности ,
как художнику - и пафос , и лирика , и сатира , и актерское , и
человеческое .
- Мы не рабы . Рабы не мы ! Трудно переоценить талант Аркадия Райкина ,
его мастерство , сценическое и человеческое обаяние . Внимательные
современники видели в нем человека проницательного , живо интересующегося
всем происходящим . В нем видели художника , который глубоко осмысливает
многие сложные проблемы искусства , кровно заинтересован в его плодотворном
развитии и хотя понимает закономерность эволюции и перемен , но убежденно
отстаивает свои эстетические идеалы . В нем ценили неисчерпаемое остроумие
и разительную меткость оценок .
При жизни Аркадий Исаакович Райкин был удостоен всех самых высших
наград страны . В 1968 г. стал Народным артистом СССР . В 1980 г. -
Лауреатом Ленинской премии . В 1981 г. - Героем Социалистического труда .
Любовь к его искусству была и , пожалуй , осталась всенародной. И в
памяти нашей он остается одним из самых любимых и популярных среди артистов
, вписавших свое имя в историю отечественной эстрады . Кроме того , Райкин
остался выдающимся человеком , общением с которым дорожили , а высказывания
- ценили .
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Л.УТЕСОВА
" Если режиссер , ставя сегодня спектакль или фильм о довоенной жизни
нашей страны , хочет передать атмосферу , эмоциональный колорит 30-х годов
, он включает в свое произведение пластинки Леонида Утесова и с помощью
этого простого средства безошибочно добивается желаемого эффекта - тембр
голоса , жизнерадостный ритм , оптимистическая призывность и мужественность
лирики певца мгновенно переносят нас в те далекие годы .
Человек актер , певец , влившийся в шеренги энтузиастов , сам
энтузиаст , - Утесов задавал тон веселого настроения , можно сказать , тон
жизни . То , как он спел " Марш веселых ребят " , надолго запомнилось . Это
был марш жизнеутверждения .
Каким же талантом надо было обладать , чтобы подняться на этот почетный
пьедестал запевалы и оставаться на нем в течение десятилетий ?! Ведь вокруг
было немало других певцов , - талантливых , популярных . Но именно Л.Утесов
стал единственным .
Вероятно , кроме таланта певца надо обладать еще чем-то , какой-то
колдовской властью над людьми - ее часто называют обаянием - , чтобы
десятилетиями приковывать к себе внимание . И такая власть есть у Утесова
. Надо обладать мастерством , и Леонид Утесов профессионально знает , как
ладить песню и свой выход к зрителям , как заставить сотни людей жить в
унисон . А вдохновение делает его творчество крылатым .
Но мастерство исполнителя , чтобы стать общественно значимым , должно
быть наполнено духовным миром человека , его точным пониманием времени , и
чувством масштабности событий . Только тогда можно говорить об артисте как
о личности . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " - Искусство 1982г. )
Часто популярность , мода - начало " смерти " артиста . Моды на себя
артисту , пожалуй , следует скорее бояться , чем радоваться ей . Но Утесов
одолел и моду и популярность , взял над ними верх . Он стал больше , чем
просто эстрадный певец ,- он стал частью жизни нескольких поколений . Его
пение хотели слышать в празничных концертах по радио папанинцы , " Песня
старого извозчика " служила радиомаяком для одного из авиационных полков ,
и голос Утесова приводил летчиков на базу после выполнения боевых задач .
Ю.Гагарин ждал своего взлета под пение Утесова .
Ценили и любили Утесова не только слушатели , но и коллеги . В одном из
телевизионных интервью Георга Отца спросили , кто из певцов больше всего
произвел на него впечатление . Он назвал три имени : Карузо , Шаляпин ,
Утесов .
Полюбившие Утесова однажды любят его до сих пор верно и преданно . У
него всегда было что сказать людям . Его искусство является школой
человечности .
Артистизм проявился в нем рано . Подростком Утесов пел друзьям под
гитару , но он вовсе не собирался стать именно певцом . Музыка была его
неотъемлемой частью .
И начинал Утесов не как певец , а как артист театров миниатюр ,
драматического , оперетты . Его актерские способности сразу же покоряли и
коллег и зрителей . Может быть , даже не столько еще способности , сколько
светлая энергия его темперамента . С ранних лет в нем бурлила веселая и
жадная неуемность , радость жизни . И эти качества стали самыми
характерными особенностями его искусства .
" Вообще кажется , что Утесов живет в каком-то необычайно выразительном
, сочном мире . А он живет в том же мире , что и все мы , только видит его
ярче и эту яркость умеет передать в своих песнях . " ( Дмитриев Ю. "
Л.Утесов " Искусство 1982 г. )
От природы Утесов наделен заразительным умением перевоплощаться в самых
разных людей . Когда совсем юному Утесову впервые предложили принять
участие в концерте профессиональных артистов , ему ничего не оставалось тут
же освоить и исполнить популярную в то время сценку-пантомиму с разбитым
зеркалом .
Утесов вошел в театр легко , но постепенно к ниму пришло понимание
ответственности , стремление в каждом выступлении быть лучше себя
предыдущего . Он не пропускал ни одной репетиции , знал все роли во всех
спектаклях труппы и был готов заменить любого актера . Выразительных
средств всегда хватало : восприимчивой душой впитывал Утесов бесконечные
впечатления жизни , и они оседали в нем . Отдавал их Утесов так же
естественно и легко , как и вбирал . Отдавал всем - и собеседнику ,и
зрителю . Рассказывая о какой-либо встрече , он непременно воспроизводил и
голос и акцент своего собеседника , будь то поляк , казах , китаец или
грузин . И собеседник не только видел этого человека , но и чувствовал его