Утесов и Райкин - жизнь и творчество

из них с изображением снеговых гор , испещренных чьими-то следами , он

подписывал " Наши автоматчики , ушедшие в энском направлении ". Картина ,

которая раньше называлась " Морская гладь " , теперь переименована в "

Финский транспорт в 15 тысяч тонн , ушедший на дно " , а " Зеленый лес "

превратился в " Замаскировавшиеся танки " . Меткая сатира Райкина была

нацелена на беззастенчивое приспособленчество и бездарность фотографа и

художника .

В годы войны " легкокрылая " муза эстрады не только доказала свое

равноправие с другими видами искусства , но и вырвалась вперед , благодаря

оперативности , доходчивости , мобильности .

Нельзя обойти молчанием опыт Райкина, хоть и небольшой, в

кинематографе. В молодости он сыграл небольшую роль в фильме "Мятежные

годы". Запомнилась кинозрителю его роль студента-медика, а затем врача, в

ленте "Доктор Калюжный".

Воспроизведен в фильме небольшой райкинский скетч "Волшебная сила

искусства".

Одной из популярных комедий стал фильм "Мы с вами где-то встречались".

На экране мы встретились вновь с некоторыми сатирическими образами,

сыгранными Райкиным на сцене Театра миниатюр. Лента эта неимоверно

расширила зрительскую аудиторию и без того популярного актера.

Чешские кинематографисты сделали фильм "Человек со многими лицами",

посвященный гастролям театра и А. Райкину.

Имя его знакомо и англичанам. Оно внесено в энциклопедический

справочник "КТО - КТО", где приведены подробные сведения о нем и его

творческих достижениях. Английские режиссеры сняли фильм и показали всей

Англии.

Критик лондонской газеты "Таймс" писал: "Когда смотришь и слушаешь

сегодняшних комиков, все чаще приходят на память такие старые мастера

мьюзик-холла, как Роб Уилтон, Литл Тич, Джордж Формби, Грок и Мэри Ллойд...

Среди наших современных комических актеров есть вполне сносные, и они даже

вызывают смех, но почти все они не индивидуальны.

... На днях на наших телевизионных экранах засверкало изображение

именно такого индивидуального комического гения, Би-би-си впервые показало

нам прославленного русского комика А. Райкина. Это было настоящее зрелище,

подлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно. Одна из

самых больших заслуг Райкина состоит в том, что он представляет собой

полную противоположность отвратительным , "смешным до тошноты" комикам,

которых мы в таком изобилии импортируем из Соединенных Штатов. У Райкина

есть что-то от Чарли Чаплина: удивительная способность живо и наглядно

изображать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в

пояснении. Он обладает даром проникать в самую глубь человеческих чувств...

Мне никогда не приходилось видеть такой игры!"

О гастролях Театра миниатюр и о Райкине писали в газетах Венгрии,

Польши, Болгарии, Германии. Райкина знают в Италии, Японии.

Приятно отметить, что Райкин выступал и в Севастополе. Зрительные залы

Дома офицеров флота и Дворца культуры рыбаков всегда были переполнены.

И куда бы ни приехал Театр миниатюр, там всегда толпились люди, на

устах у которых один и тот же вопрос: "Есть лишний билет на Райкина?"

Именно на Райкина. Не в Театр эстрады, не в Театр миниатюр, а на Райкина.

Это говорит о популярности актера, об интересе ко всему, что произносит он

со сцены, понимании жанра искусства, созданного Райкиным.

Райкин сказал , Райкин изобразил, Райкин выставил напоказ. Зритель

привык прислушиваться к актеру. Он верит ему, верит в честность и

справедливость актерской мысли , в любовь к человеку, которой окрашено

каждое слово , возвеличивающее и осуждающее , гордое и смешное . В самом

звучании этих слов , в их окраске ,про ступает актерское отношение . Быть

может , поэтому все , что играет Райкин , неотрывно связано с обликом

актера . Все , что произносит он со сцены , принадлежит ему как личности ,

как художнику - и пафос , и лирика , и сатира , и актерское , и

человеческое .

- Мы не рабы . Рабы не мы ! Трудно переоценить талант Аркадия Райкина ,

его мастерство , сценическое и человеческое обаяние . Внимательные

современники видели в нем человека проницательного , живо интересующегося

всем происходящим . В нем видели художника , который глубоко осмысливает

многие сложные проблемы искусства , кровно заинтересован в его плодотворном

развитии и хотя понимает закономерность эволюции и перемен , но убежденно

отстаивает свои эстетические идеалы . В нем ценили неисчерпаемое остроумие

и разительную меткость оценок .

При жизни Аркадий Исаакович Райкин был удостоен всех самых высших

наград страны . В 1968 г. стал Народным артистом СССР . В 1980 г. -

Лауреатом Ленинской премии . В 1981 г. - Героем Социалистического труда .

Любовь к его искусству была и , пожалуй , осталась всенародной. И в

памяти нашей он остается одним из самых любимых и популярных среди артистов

, вписавших свое имя в историю отечественной эстрады . Кроме того , Райкин

остался выдающимся человеком , общением с которым дорожили , а высказывания

- ценили .

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Л.УТЕСОВА

" Если режиссер , ставя сегодня спектакль или фильм о довоенной жизни

нашей страны , хочет передать атмосферу , эмоциональный колорит 30-х годов

, он включает в свое произведение пластинки Леонида Утесова и с помощью

этого простого средства безошибочно добивается желаемого эффекта - тембр

голоса , жизнерадостный ритм , оптимистическая призывность и мужественность

лирики певца мгновенно переносят нас в те далекие годы .

Человек актер , певец , влившийся в шеренги энтузиастов , сам

энтузиаст , - Утесов задавал тон веселого настроения , можно сказать , тон

жизни . То , как он спел " Марш веселых ребят " , надолго запомнилось . Это

был марш жизнеутверждения .

Каким же талантом надо было обладать , чтобы подняться на этот почетный

пьедестал запевалы и оставаться на нем в течение десятилетий ?! Ведь вокруг

было немало других певцов , - талантливых , популярных . Но именно Л.Утесов

стал единственным .

Вероятно , кроме таланта певца надо обладать еще чем-то , какой-то

колдовской властью над людьми - ее часто называют обаянием - , чтобы

десятилетиями приковывать к себе внимание . И такая власть есть у Утесова

. Надо обладать мастерством , и Леонид Утесов профессионально знает , как

ладить песню и свой выход к зрителям , как заставить сотни людей жить в

унисон . А вдохновение делает его творчество крылатым .

Но мастерство исполнителя , чтобы стать общественно значимым , должно

быть наполнено духовным миром человека , его точным пониманием времени , и

чувством масштабности событий . Только тогда можно говорить об артисте как

о личности . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " - Искусство 1982г. )

Часто популярность , мода - начало " смерти " артиста . Моды на себя

артисту , пожалуй , следует скорее бояться , чем радоваться ей . Но Утесов

одолел и моду и популярность , взял над ними верх . Он стал больше , чем

просто эстрадный певец ,- он стал частью жизни нескольких поколений . Его

пение хотели слышать в празничных концертах по радио папанинцы , " Песня

старого извозчика " служила радиомаяком для одного из авиационных полков ,

и голос Утесова приводил летчиков на базу после выполнения боевых задач .

Ю.Гагарин ждал своего взлета под пение Утесова .

Ценили и любили Утесова не только слушатели , но и коллеги . В одном из

телевизионных интервью Георга Отца спросили , кто из певцов больше всего

произвел на него впечатление . Он назвал три имени : Карузо , Шаляпин ,

Утесов .

Полюбившие Утесова однажды любят его до сих пор верно и преданно . У

него всегда было что сказать людям . Его искусство является школой

человечности .

Артистизм проявился в нем рано . Подростком Утесов пел друзьям под

гитару , но он вовсе не собирался стать именно певцом . Музыка была его

неотъемлемой частью .

И начинал Утесов не как певец , а как артист театров миниатюр ,

драматического , оперетты . Его актерские способности сразу же покоряли и

коллег и зрителей . Может быть , даже не столько еще способности , сколько

светлая энергия его темперамента . С ранних лет в нем бурлила веселая и

жадная неуемность , радость жизни . И эти качества стали самыми

характерными особенностями его искусства .

" Вообще кажется , что Утесов живет в каком-то необычайно выразительном

, сочном мире . А он живет в том же мире , что и все мы , только видит его

ярче и эту яркость умеет передать в своих песнях . " ( Дмитриев Ю. "

Л.Утесов " Искусство 1982 г. )

От природы Утесов наделен заразительным умением перевоплощаться в самых

разных людей . Когда совсем юному Утесову впервые предложили принять

участие в концерте профессиональных артистов , ему ничего не оставалось тут

же освоить и исполнить популярную в то время сценку-пантомиму с разбитым

зеркалом .

Утесов вошел в театр легко , но постепенно к ниму пришло понимание

ответственности , стремление в каждом выступлении быть лучше себя

предыдущего . Он не пропускал ни одной репетиции , знал все роли во всех

спектаклях труппы и был готов заменить любого актера . Выразительных

средств всегда хватало : восприимчивой душой впитывал Утесов бесконечные

впечатления жизни , и они оседали в нем . Отдавал их Утесов так же

естественно и легко , как и вбирал . Отдавал всем - и собеседнику ,и

зрителю . Рассказывая о какой-либо встрече , он непременно воспроизводил и

голос и акцент своего собеседника , будь то поляк , казах , китаец или

грузин . И собеседник не только видел этого человека , но и чувствовал его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать