Утесов и Райкин - жизнь и творчество

характер , круг его интересов , понимал , как сам Утесов относится к

предмету пародии ! Поэтому любая беседа с Леонидом Утесовым - словно

посещение театра одного актера .

Такое умение мгновенно перевоплощаться на эстраде - важное и редкое

качество . Часто без всяких париков и гримов Утесов показывал зрителям

десятки непохожих характеров .

Однажды был в его жизни вечер , на первый взгляд , совершенно

фантастический . Тем , кто же присутствовал на нем , трудно поверить в его

реальность . Даже хорошо знавшие Утесова отнеслись с недоверием к афише

ленинградского " Палас - театра " сообщавшей , что артист предстанет во

всех мыслимых театральных жанрах : как певец - эстрадный , опереточный ,

камерный ; как танцор - балетный и эксцентрический ; как дирижер -

оркестровый и хоровой ; как скрипач и как гитарист ; как рассказчик и

куплетист ; как клоун , жонглер и акробат , " на трапеции и в трагедии " .

Утесов убедил всех сомневающихся . Он показал и бесчисленные свои таланты ,

и чувство стиля , и чувство жанра . Произведения столь различных видов

театрального искусства невозможно было бы исполнить одному артисту , не

обладай он подвижностью , гибкостью творческого аппарата , быстротой

реакции , способностью мгновенно концентрировать мысль , чувство , ощущение

в точном взгляде , интонации , позе . Все номера были исполнены не только

профессионально , но и с искренним переживанием . На этом уникальном

вечере Утесов продемонстрировал качества необходимые каждому артисту , а

эстрадному - в десятикратном .

И здесь важно отметить , что этот вечер 1923 г. , не был единственным .

Он был типичным для Утесова . Во время гражданской войны Утесов выступал в

бригаде артистов , дававшей на фронте в день по нескольку концертов . И

однажды , на так сказать сверхурочном ночном концерте , он один заменил

всех , буквально рухнувших от усталости . Утесов повторил все номера их

бригады , вспомнил все что знал сам . А знал он тогда уже много .

Однажды Н.Богословский сказал об Утесове : " Как правило , педагоги ,

умудренные жизненным опытом , влюблены в одну дидактическую истину : для

того чтобы достигнуть вершины в области искусства , надо беспрестанно

работать и совершенствовать свое мастерство . Я убежден , что эта истина

непреложна . Но откуда же тогда взялся Утесов , которому , судя по тому ,

что он умеет делать в совершенстве , понадбилось бы лет двести для упорной

работы над собой . "

Энтузиазм , напор , ощущение неиссякаемых сил ( спектакль 1923 г. шел

шесть часов ) , уверенность в себе , жажда самовыражения , творческая

жадность - все это , соединенное в одном человеке , сделало возможным и тот

удивительный вечер в " Палас - театре " , после которого , как было

написано в одной рецензии : " публика неистовствовала " , и ночной концерт

, данный красноармейцам уходящим на фронт !

И хотя потом именно такие вечера не повторялись , Утесов находил

возможность использовать свою творческую многогранность . В середине

двадцатых годов он одновременно выступал в двух ленинградских театрах ,

оперетте и " Свободном " , да еще по понедельникам , когда " Свободный " не

работал , играл в сборных труппах , в серьезных драматических спектаклях .

В спектаклях же " Свободного " театра Утесов исполнял обычно по

нескольку ролей в вечер . В пьесе - юмореске " Ну и дельце " С.Томского он

с элементами трансформации играл роли всех свидетелей : Ли - х - н Чапа ,

Пшебздубского , Менделевича , Фемистокла , Папандопуло , Старбекова .

Надевая маски или только меняя с помощью деталей форму носа , ушей ,

головы , Утесов подчас же начинал соответствовать этому новому облику ,

соответствовать манерой , акцентом речи , глазами , голосом , осанкой ,

движениями рук и ног . Он делал это так интнресно , что В.Дымов смотрел

выступления Утесова на каждом спектакле , который шел два раза в вечер .

Откуда только раздобывал он такое разнообразие деталей , столько

интонаций , характерных черточек , что ни один персонаж Утесова не был

похож на другого ?! И ведь каждый раз актер отталкивается от внутренней

сути образа . Утесов однажды сказал , что если ему надо сыграть хромого

старика , то он не станет копировать знакомых хромых стариков . " Я

придумаю его сам " - сказал Утесов и тут же показал , как хромают старики

, но показал не только их хромоту , " заодно " и характер , и настроение .

По его походке можно было даже понять отчего они хромают - от увечья ,

болезни или возраста .

В исполнении Леонида Утесова даже самые маленькие и незаметные

персонажи оперетт или рассказов становилмсь заметными и интересными, потму

что он умел найти и ярко показать особенности их человеческого существаи

прожитой ими жизни .

Преображение Утесова происходило в миг.Чудо роисходило рядом и было от

этого еще загадочнее . А секрет - в прирожденном умении остро схватить суть

человека . Утесов ярко видит и ощущает то , что каждую секунду происходит с

его персонажем .

Герой комедийного спектакля " Свободного театра " " Менднель Маранц "

(американского драматурга Д.Фридмана ) в воплощении Утесова был настолько

живым , что зрители и критика могли решительно расходиться в оценках , но

не в реакции . Утесовский Мендель Маранц изобретательромантик ,

сосредоточенный на своих идеях и не приспособленный к жизни , не

переставал размышлять над странными , с его точки зрения , поступками жены

, дочери и вообще людей . Время от времени Мендель Маранц изрекал выводы -

афоризмы : " Что такое деньги ? " - горестно спрашивал он , потому что их

ему всегда не хватало , и отвечал : " Болезнь , которую каждый хочет

схватить , но не распространить ". " Ум для мысли , а деньги могут

зарабатывать и идиоты ". Этот задерганный житейскими невзгодами чудак в

исполнении Утесова умел филосовски отстраниться от суеты и выглядетр

вопреки всему оптимистом .

На спектакле хохотали до слез и грустили все . Но критик , садясь

писать рецензию и осознавая примитивность текста , только разводил руками

и не мог понять , что же у него вызывало такой смех . А смех рождало

утесовское умение показать противоречиво-комическую сложность человеческой

природы . Утесов раздвигал границы произведения , извлекал скрытую в нем

парадоксальность . Утесов умеет легко переходить от юмора к драме и от

трагедии к юмору .

В драматических вещах он так же достоверен и искренен , как и в

комедийных . Но драматизм Утесова какой-то особый , земной , бытовой даже -

не декламационный . Умение чувствовать персонаж , видеть его насквозь ,

понимать любое движение его руки и принес Утесов на эстраду , в свои песни

.

А разве песни - это не маленькие пьесы ? И каждая со своими героями ,

своим кругом чувств , своей атмосферой действия . Певец в течение одного

вечера должен столько раз преобразиться , сколько песен он исполняет . За

свою жизнь Утесов переиграл сотни персонажей , сыграл - не только спел -

более семисот песен .

Петь он начал едва ли не с первых выходов на сцену . Пел в спектаклях ,

опереттах , выступал с очень популярными тогда куплетами . Но , как уже

говорилось , песня не была для Утесова основным жанром , надо было петь по

ходу действия , и он пел . По-настоящему певцом Утесов стал со времени

создания им " Теа-джаза " , где соединил то , что ему дорого - музыку и

театр .

Послушав зарубежные джаз-банды , Утесов решил создать свой , отличный

от западных , оркестр . Позднее он вспоминал : "... неужели нельзя , думал

я , повернуть этот жанр в нужном нам направлении ? В каком ? Мне было пока

ясно одно : мой оркестр не должен быть похожим ни на один из существующих ,

хотя бы потому , что он будет синтетическим ". Он мечтал о джазе , который

был бы хорошим , остроумным театром ; о музыкантах которые были бы хорошими

, веселыми актерами ; о концерте , который стал бы спектаклем ; о песнях ,

которые знал бы весь народ .

Музыканты нашлись . Правда , поначалу они ни за что не соглашались

"дурачиться" в соответствии с режиссерскими замыслами Утесова . " Чтобы я

, - возмущался тромбонист , - становился на колено и голосом тромбона кому-

то объяснялся в любви ? Ни за что ! Разве я для этого кончал консерваторию

? " Но - такова сила настоящего коллектива - тромбонист стал на колено .

Более того , потом он превратился в одного из самых одаренных , увлеченных

артистов " Теа-джаза" , где песня , танец , пантомима , декламация ,

эксцентрика и лирика сплавились воедино .

8 марта 1929 г. в Малом оперном театре на концерте , посвященном

Международному женскому дню , впервые прозвучал " Теа- джаз" Утесова .

Успех был ошеломляющий . Сам Утесов считал , что именно в тот день он "

схватил бога за бороду ".

Критики уже в 30-е годы поняли , что Теа-джаз Утесова - это свеобразный

музыкальный театр миниатюр , что он ближе к театральным явлениям века ,

нежели к " эстрадно - симфоническим оркестрам ".

Не только дирижер и музыкант , а актер и режиссер встал во главе

первого советского теа-джаза .

Его программы меньше всего походили на исполнение отдельных номеров ,

отдельных песен , где один солирует , а остальные "сопровождают".

Его песни всегда были небольшими новеллами . Сюжеты его песен всегда

становились средством раскрытия психологии героя или персонажей . Он

никогда не поучает . Словам патетически - возвышенным , артист

предпочитает слова простые .

У Утесова всегда была своя " драматургия " : именно поэтому спетые им

песни люди помнят не по именам их авторов , а как " песни Утесова " .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать