Зарождение российского кино

темам эти фильмы ни посвящались (будь то географические, спортивные,

естественнонаучные ленты), в сущности, на первых порах это были самые

настоящие документальные картины, представляющие просветительный интерес.

Лишь позже, когда было налажено отечественное производство просветительных

и учебных фильмов, особенно на кинофабрике А. Ханжонкова, куда пришли

энтузиасты-ученые,—научные фильмы начали полнее соответствовать

поставленным перед ними задачам. При создании фильмов стала применяться и

другая, более совершенная кинотехника, и другая методика построения. И

взгляд на вещи стал несколько иной. Фильмы стали более глубокими по

содержанию, в них больше появилось познавательного материала. Тем не менее,

конечно, все эти фильмы не имеют ничего общего с тем, что мы делаем сейчас.

Они кажутся нам крайне наивными, примитивными. Но здесь нет ничего

удивительного. Нас отделяет время—и довольно порядочное время. Как нельзя

сравнивать, допустим, достоинства самолетов Уточкина и Можайского с

великолепными воздушными лайнерами Туполева, Ильюшина, Антонова и других

наших замечательных советских конструкторов, так нельзя подходить с

общеэстетическими критериями нашего времени к фильмам, созданным более

полувека назад. Нельзя оценивать, скажем, фильмы о полетах наших первых

авиаторов, снятые на заре кинематографии, наравне с нашим замечательным

научно-популярным фильмом «Первые крылья», созданным в 1950 году, то есть

уже после второй мировой войны. Хотя и в том и в другом фильме показываются

пионеры русской авиации.

Между тем многие измеряют достоинства первых наших картин с позиций

самых высоких достижений современной кинематографии, забывая о разделяющем

нас времени и, самое главное, о процессе постепенного становления и

развития всей отечественной, в том числе научной, кинематографии.

Как же протекал этот процесс?

Не ограничиваясь использованием готовых просветительных картин, от

случая к случаю выпускаемых зарубежными и отечественными кинопредприятиями

(Пате, Гомоном, Ханжонковым, Дранковым, Харитоновым, Ермольевым и другими),

картин, к тому же крайне мало отвечающих педагогическим требованиям,

ученые, педагоги все острее ощущали необходимость в организации

специального производства научных и учебных лент. Царское министерство

просвещения, куда неоднократно поступали соответствующие запросы, просьбы,

ограничилось созданием особой «комиссии» и разработкой тематического плана

школьных фильмов, который, впрочем, так и остался нереализованным, ибо на

его осуществление средств отпущено не было.

Кое-что в направлении изготовления научных лент удалось сделать

отдельным ведомствам, просветительным учреждениям и учебным заведениям.

Так, например, по заказу Переселенческого управления фирмой А. Дранкова

было заснято 6000 метров пленки, иллюстрирующей переселенческое движение и

быт переселенцев в Сибири. Петербургским сельскохозяйственным музеем

изготовлен ряд лент, показывающих различные виды сельскохозяйственных работ

.[14]

Довольно удачно было поставлено дело в военном ведомстве. Хотя идея

создания специальных учебных фильмов для военной подготовки возникла

впервые не в русской армии, а в германской, японской и некоторых других

армиях, к 1911 году, который принято считать началом выпуска первых военно-

учебных лент в России, кинематограф довольно широко использовался для

военного обучения. В одном только петербургском военном округе тридцать

различных воинских частей имели свои киноустановки, с помощью которых

демонстрировались учебные фильмы.

Некоторыми высшими учебными заведениями Москвы и Петербурга и даже

группами ученых также были предприняты попытки создать научные фильмы на

собственные средства. За дело взялись и отдельные частные предприниматели,

создавшие небольшие фирмы по производству просветительных фильмов.

Уже к 1910 году одно из самых крупных отечественных предприятий

«Акционерное общество А. А. Ханжонков и К°» включает в сферу своей

деятельности производство кинокартин просветительного характера. Сначала

оно выпускает географические, так называемые «видовые» и этнографические

фильмы, а в 1911 году образует при Московской кинофабрике Отдел научного

фильма. Перед Отделом ставится задача регулярного выпуска самых различных

по содержанию научных фильмов, главным образом для общего, коммерческого

проката. Для работы в Отделе приглашаются научные сотрудники Московского

университета, ученики крупнейшего русского ученого-физика П. Н. Лебедева

—профессора В. А. Аркадьев (впоследствии член-корреспондент Академии наук

СССР), А.Г. Калашников (впоследствии министр просвещения РСФСР), П. П.

Лазарев (впоследствии академик), Н. В. Баклин (один из старейших деятелей

советской научной кинематографии), известный русский мультипликатор В

Старевич и другие.

Попутно «Акционерное общество А. А. Ханжонков и К°» принимает

предложение профессора-биолога В. Н. Лебедева о создании фильма, целиком

основанного на микрокиносъемке. В этом фильме молодой ученый — В. Н.

Лебедев — выступает и как сценарист, и как режиссер, и как оператор фильма.

В результате четырехмесячной работы он создает научно-популярный фильм

«Туфелька» (1912) [15], показывающий жизнь простейших организмов. Фильм

этот, впервые продемонстрировавший микросъемку инфузорий и других

одноклеточных организмов, имел большой успех и положил начало развитию

отечественной микрокиносъемки.

Отдел научных фильмов фабрики Ханжонкова просуществовал до конца 1916

года, после чего в связи с империалистической войной был закрыт опять-таки

из-за недостатка средств и отказа министерства просвещения помочь этому

делу. За время работы Отдела фабрикой Ханжонкова был выпущен целый ряд

научно-популярных и учебных фильмов («Электрический телеграф», «Динамо-

машина», «Пар», «Глаз», «Чахотка», «Кровообращение», «Дыхание» и т п.).

О некоторых из них довольно подробно рассказал Н В Баклин: «Фильм

«Электрический телеграф» был создан под руководством В Аркадьева.

Содержание его обрамлялось игровыми кадрами. Телеграфист отправлял по линии

телеграмму, затем демонстрировалось устройство и действие телеграфного

аппарата и, наконец, следовала игровая концовка—другой телеграфист принимал

телеграмму, записывал ее и передавал посыльному для вручения адресату».

Для съемки этого фильма на фабрике Ханжонкова была создана специальная

модель телеграфного аппарата. Обмотку электромагнита изображала спиральная

стеклянная трубка, через которую пропускалась смесь белых и черных шариков,

имитируя течение тока.

Фильм «Динамо-машина, принцип ее работы и устройство» носил учебный

характер. Он состоял из трех разделов: первый показывал появление тока в

проводнике при пересечении магнитного поля; второй знакомил с техническим

принципом устройства якоря динамо-машины переменного тока; третий

рассказывал о промышленном производстве якорей на московском заводе

«Динамо».

Фильм «Распространение электромагнитных волн вибратором Герца» был

создан тоже для учебных целей.

«Задача этого фильма,—вспоминает Н. В. Баклин,—состояла в изображении

динамической схемы возникновения электрического поля у вибратора,

образования силовых полей, отшнуровывания их от вибратора и ухода в

пространство.

Решили мы эту задачу с помощью рисованной мультипликации. Мы же

изготовили первый в России мультипликационный станок и засняли фильм».

Наряду с этим Отдел научных фильмов продолжал работу по созданию

географических и этнографических фильмов, пользуясь для этого научными

экспедициями. Время от времени продолжали выпускать единичные научные

фильмы и другие кинопредприниматели.

Но, естественно, вся эта работа и в количественном и в качественном

отношениях не могла претендовать на сколько-нибудь правильно поставленную

организацию производства научно-популярных и учебных фильмов и тем более

хоть в какой-то мере "удовлетворить спрос на эти фильмы.

И это понятно. В условиях дореволюционной, капиталистической России,

где государственные ассигнования на просвещение с помощью кинематографа

были очень незначительными, а вся кинопромышленность находилась в руках

частных предпринимателей, заботившихся главным образом об использовании

кино в коммерческих целях, не могло быть и речи о повсеместном и тем более

о плановом развитии научной и учебной кинематографии.

Только после Великой Октябрьской социалистической революции, после того

как вся власть перешла в руки народа, когда вся промышленность и все

культурные ценности стали использоваться в интересах и на благо народа,

научное и учебное кино получило самое широкое развитие и стало мощным

орудием научно-просветительной пропаганды.

Заключение.

Среди незабываемых рекламных слоганов советского государства лозунг

«кино для нас является важнейшим из искусств», пожалуй, был самым

правдивым, далеко опередив в этом смысле фразу о «самой читающей в мире

стране». Ведь, как ни крути, книжки читать может только грамотный и

усердный. А вот кино, по общему убеждению, доступно всем, независимо от

образовательного ценза. И его действительно любили все граждане и гражданки

«бывшего СССР», заполняя свой скромный досуг целлулоидными драмами

призрачных героев и забывая в двухчасовом промежутке между начальным и

финальным титрами свои собственные драмы.

Но самое главное — кино было фаворитом государства. Фигура

кинорежиссера возвышалась где-то рядом с членами правительства и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать