темам эти фильмы ни посвящались (будь то географические, спортивные,
естественнонаучные ленты), в сущности, на первых порах это были самые
настоящие документальные картины, представляющие просветительный интерес.
Лишь позже, когда было налажено отечественное производство просветительных
и учебных фильмов, особенно на кинофабрике А. Ханжонкова, куда пришли
энтузиасты-ученые,—научные фильмы начали полнее соответствовать
поставленным перед ними задачам. При создании фильмов стала применяться и
другая, более совершенная кинотехника, и другая методика построения. И
взгляд на вещи стал несколько иной. Фильмы стали более глубокими по
содержанию, в них больше появилось познавательного материала. Тем не менее,
конечно, все эти фильмы не имеют ничего общего с тем, что мы делаем сейчас.
Они кажутся нам крайне наивными, примитивными. Но здесь нет ничего
удивительного. Нас отделяет время—и довольно порядочное время. Как нельзя
сравнивать, допустим, достоинства самолетов Уточкина и Можайского с
великолепными воздушными лайнерами Туполева, Ильюшина, Антонова и других
наших замечательных советских конструкторов, так нельзя подходить с
общеэстетическими критериями нашего времени к фильмам, созданным более
полувека назад. Нельзя оценивать, скажем, фильмы о полетах наших первых
авиаторов, снятые на заре кинематографии, наравне с нашим замечательным
научно-популярным фильмом «Первые крылья», созданным в 1950 году, то есть
уже после второй мировой войны. Хотя и в том и в другом фильме показываются
пионеры русской авиации.
Между тем многие измеряют достоинства первых наших картин с позиций
самых высоких достижений современной кинематографии, забывая о разделяющем
нас времени и, самое главное, о процессе постепенного становления и
развития всей отечественной, в том числе научной, кинематографии.
Как же протекал этот процесс?
Не ограничиваясь использованием готовых просветительных картин, от
случая к случаю выпускаемых зарубежными и отечественными кинопредприятиями
(Пате, Гомоном, Ханжонковым, Дранковым, Харитоновым, Ермольевым и другими),
картин, к тому же крайне мало отвечающих педагогическим требованиям,
ученые, педагоги все острее ощущали необходимость в организации
специального производства научных и учебных лент. Царское министерство
просвещения, куда неоднократно поступали соответствующие запросы, просьбы,
ограничилось созданием особой «комиссии» и разработкой тематического плана
школьных фильмов, который, впрочем, так и остался нереализованным, ибо на
его осуществление средств отпущено не было.
Кое-что в направлении изготовления научных лент удалось сделать
отдельным ведомствам, просветительным учреждениям и учебным заведениям.
Так, например, по заказу Переселенческого управления фирмой А. Дранкова
было заснято 6000 метров пленки, иллюстрирующей переселенческое движение и
быт переселенцев в Сибири. Петербургским сельскохозяйственным музеем
изготовлен ряд лент, показывающих различные виды сельскохозяйственных работ
.[14]
Довольно удачно было поставлено дело в военном ведомстве. Хотя идея
создания специальных учебных фильмов для военной подготовки возникла
впервые не в русской армии, а в германской, японской и некоторых других
армиях, к 1911 году, который принято считать началом выпуска первых военно-
учебных лент в России, кинематограф довольно широко использовался для
военного обучения. В одном только петербургском военном округе тридцать
различных воинских частей имели свои киноустановки, с помощью которых
демонстрировались учебные фильмы.
Некоторыми высшими учебными заведениями Москвы и Петербурга и даже
группами ученых также были предприняты попытки создать научные фильмы на
собственные средства. За дело взялись и отдельные частные предприниматели,
создавшие небольшие фирмы по производству просветительных фильмов.
Уже к 1910 году одно из самых крупных отечественных предприятий
«Акционерное общество А. А. Ханжонков и К°» включает в сферу своей
деятельности производство кинокартин просветительного характера. Сначала
оно выпускает географические, так называемые «видовые» и этнографические
фильмы, а в 1911 году образует при Московской кинофабрике Отдел научного
фильма. Перед Отделом ставится задача регулярного выпуска самых различных
по содержанию научных фильмов, главным образом для общего, коммерческого
проката. Для работы в Отделе приглашаются научные сотрудники Московского
университета, ученики крупнейшего русского ученого-физика П. Н. Лебедева
—профессора В. А. Аркадьев (впоследствии член-корреспондент Академии наук
СССР), А.Г. Калашников (впоследствии министр просвещения РСФСР), П. П.
Лазарев (впоследствии академик), Н. В. Баклин (один из старейших деятелей
советской научной кинематографии), известный русский мультипликатор В
Старевич и другие.
Попутно «Акционерное общество А. А. Ханжонков и К°» принимает
предложение профессора-биолога В. Н. Лебедева о создании фильма, целиком
основанного на микрокиносъемке. В этом фильме молодой ученый — В. Н.
Лебедев — выступает и как сценарист, и как режиссер, и как оператор фильма.
В результате четырехмесячной работы он создает научно-популярный фильм
«Туфелька» (1912) [15], показывающий жизнь простейших организмов. Фильм
этот, впервые продемонстрировавший микросъемку инфузорий и других
одноклеточных организмов, имел большой успех и положил начало развитию
отечественной микрокиносъемки.
Отдел научных фильмов фабрики Ханжонкова просуществовал до конца 1916
года, после чего в связи с империалистической войной был закрыт опять-таки
из-за недостатка средств и отказа министерства просвещения помочь этому
делу. За время работы Отдела фабрикой Ханжонкова был выпущен целый ряд
научно-популярных и учебных фильмов («Электрический телеграф», «Динамо-
машина», «Пар», «Глаз», «Чахотка», «Кровообращение», «Дыхание» и т п.).
О некоторых из них довольно подробно рассказал Н В Баклин: «Фильм
«Электрический телеграф» был создан под руководством В Аркадьева.
Содержание его обрамлялось игровыми кадрами. Телеграфист отправлял по линии
телеграмму, затем демонстрировалось устройство и действие телеграфного
аппарата и, наконец, следовала игровая концовка—другой телеграфист принимал
телеграмму, записывал ее и передавал посыльному для вручения адресату».
Для съемки этого фильма на фабрике Ханжонкова была создана специальная
модель телеграфного аппарата. Обмотку электромагнита изображала спиральная
стеклянная трубка, через которую пропускалась смесь белых и черных шариков,
имитируя течение тока.
Фильм «Динамо-машина, принцип ее работы и устройство» носил учебный
характер. Он состоял из трех разделов: первый показывал появление тока в
проводнике при пересечении магнитного поля; второй знакомил с техническим
принципом устройства якоря динамо-машины переменного тока; третий
рассказывал о промышленном производстве якорей на московском заводе
«Динамо».
Фильм «Распространение электромагнитных волн вибратором Герца» был
создан тоже для учебных целей.
«Задача этого фильма,—вспоминает Н. В. Баклин,—состояла в изображении
динамической схемы возникновения электрического поля у вибратора,
образования силовых полей, отшнуровывания их от вибратора и ухода в
пространство.
Решили мы эту задачу с помощью рисованной мультипликации. Мы же
изготовили первый в России мультипликационный станок и засняли фильм».
Наряду с этим Отдел научных фильмов продолжал работу по созданию
географических и этнографических фильмов, пользуясь для этого научными
экспедициями. Время от времени продолжали выпускать единичные научные
фильмы и другие кинопредприниматели.
Но, естественно, вся эта работа и в количественном и в качественном
отношениях не могла претендовать на сколько-нибудь правильно поставленную
организацию производства научно-популярных и учебных фильмов и тем более
хоть в какой-то мере "удовлетворить спрос на эти фильмы.
И это понятно. В условиях дореволюционной, капиталистической России,
где государственные ассигнования на просвещение с помощью кинематографа
были очень незначительными, а вся кинопромышленность находилась в руках
частных предпринимателей, заботившихся главным образом об использовании
кино в коммерческих целях, не могло быть и речи о повсеместном и тем более
о плановом развитии научной и учебной кинематографии.
Только после Великой Октябрьской социалистической революции, после того
как вся власть перешла в руки народа, когда вся промышленность и все
культурные ценности стали использоваться в интересах и на благо народа,
научное и учебное кино получило самое широкое развитие и стало мощным
орудием научно-просветительной пропаганды.
Заключение.
Среди незабываемых рекламных слоганов советского государства лозунг
«кино для нас является важнейшим из искусств», пожалуй, был самым
правдивым, далеко опередив в этом смысле фразу о «самой читающей в мире
стране». Ведь, как ни крути, книжки читать может только грамотный и
усердный. А вот кино, по общему убеждению, доступно всем, независимо от
образовательного ценза. И его действительно любили все граждане и гражданки
«бывшего СССР», заполняя свой скромный досуг целлулоидными драмами
призрачных героев и забывая в двухчасовом промежутке между начальным и
финальным титрами свои собственные драмы.
Но самое главное — кино было фаворитом государства. Фигура
кинорежиссера возвышалась где-то рядом с членами правительства и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11