Зарождение российского кино

«приобретение кинематографа по возможности каждым уездным земством» .

Особый интерес вызывает решение по вопросам кинематографа, которое было

принято специальной секцией 1-го Всероссийского съезда по народному

образованию:

«37. О кинематографе. 1) Научный кинематограф должен быть признан

учебным пособием, способствующим наглядности обучения и расширению

кругозора учащихся. 2) Программы сеансов должны вырабатываться в связи с

курсом, и к организации кинематографа должны привлекаться учащие. 3) ввиду

технических недостатков кинематографа сеансы не должны быть слишком

длинными и частыми. 4) Необходимо создание центральных и местных складов

хорошо подобранных кинематографических лент, по образцу подвижных музеев.

5) Ввиду все усиливающегося развращающего влияния уличного кинематографа

кроме школьных сеансов необходимо устройство внешкольных

кинематографических детских сеансов и борьба с этим влиянием путем

распространения в широкой публике мысли о пошлости существующего

кинематографического репертуара».[11]

Отлично сознавая, какую огромную просветительную роль может сыграть в

деревне кинематограф, сельские учителя не только активно выступали за

введение его в педагогическую практику, апеллируя к общественному мнению,

но и сами непосредственно внедряли кинематограф в деревне всеми доступными

способами.

Благодаря усилиям сельской педагогической общественности, поддержке

учительских съездов, отдельных земских деятелей в ряде уездных земств, в

Московской, Пермской, Костромской, Екатеринославской (ныне

Днепропетровской), Харьковской, Херсонской и других губерниях было налажено

обслуживание школ с помощью кинопередвижек. Некоторые земства создавали у

себя даже склады просветительных фильмов. Показ фильмов осуществлялся

самими учителями.

Но как бы велики, как бы благородны ни были усилия много численных

энтузиастов научного кинематографа, всей прогрессивной русской

интеллигенции, как бы ни были важны их первые достижения на этом

поприще,—существовали объективные причины, не только мешавшие широкому

развитию научного кинематографа в России, не только затруднявшие это

развитие; с ни вставали преградой, преодолеть которую в то время никакие

общественные усилия были не в состоянии.

Это прежде всего причины социальные, экономические. В копиях царской

России государственные ассигнования на просвещение были столь

недостаточными, что не только научный кинематограф, но даже школы (и прежде

всего сельские школы) были роскошью. Поэтому ни о каком сколько-нибудь

широком развитии просветительного, в том числе учебного, кинематографа,

особенно в деревне, нельзя было и мечтать.

Ну а как развивалось производство научных фильмов в дореволюционной

России?

Если научно-исследовательские фильмы создавались чуть ли не с первых же

дней появления кинематографа — в стенах научных институтов и лабораторий

усилиями самих ученых и без всякой помощи кинематографистов-профессионалов;

если учебные фильмы на первых порах создавались самими педагогами, которые

перемонтировали снятый для других целей материал, то просветительные фильмы

(или, как мы их теперь называем, научно-популярные) создавались уже не

деятелями науки (такие случаи были редки), а теми пионерами русской

кинематографии, которые взяв в руки съемочный аппарат, вышли с ним на улицу

для того, чтобы снять хронику жизни, или отправились путешествовать по

родной стране—по ее лесам, горам, морям и рекам, пошли на фабрики, заводы,

фиксируя на пленку все, что может представить хотя бы какой-нибудь интерес.

«Из хроникально-документальных съемок постепенно возникла и русская

игровая, художественная и русская научно-популярная кинематография»,—пишет

С.Гинзбург в своей книге[12]. Да, действительно, прародительницей

кинематографии была кинохроника.

Именно операторы-хроникеры были первыми профессиональными

кинематографистами, начавшими снимать, а сплошь и рядом и сами показывать

фильмы. Начав с сюжетов, посвященных царской и великосветской хронике,

операторы все чаще и чаще обращались к созданию так называемых видовых

фильмов, показывающих природу различных стран и жизнь народов этих стран.

По существу, это были географические и этнографические фильмы, созданные на

материале и зарубежных стран и нашей страны. Съемка фильмов велась сначала

иностранными специалистами, а затем и нашими отечественными операторами.

Судя по каталогу «Разумный кинематограф», составленному М.Алейниковым, один

выпуск которого был издан в 1912 году, а второй в 1914 году, с 1907 года,

когда съемка видовых кинокартин приняла регулярный характер, до. начала

мировой войны, то есть до 1914 года» было создано 1200 видовых фильмов.

Вслед за видовыми кинокартинами, показывающими природу нашей страны

(серия «Живописная Россия», «По Волге», «В горах Кавказа»), появляются

фильмы о промышленности, транспорте и сельском хозяйстве («Рыбная

промышленность на Волге», «Открытие в Москве окружной железной дороги»,

«Обработка земли в Лифляндии паровыми и электрическими машинами»), фильмы

на спортивные темы («Фигурное катание на коньках в СПб известного

конькобежца Панина», «Автомобильные гонки в Одессе», «Московские бега»,

«Парфорсная охота», «Охота на медведя») и другие картины.

В то же время, а точнее, опять-таки с 1907 года, началась съемка

фильмов, посвященных литературе и искусству и сохранивших до наших дней

большое историческое значение, особенно такие драгоценные ленты, в которых

был неоднократно заснят Л. Н. Толстой, известный русский актер В. Н.

Давыдов и другие выдающиеся личности .[13]

В эту же группу фильмов следует отнести документальные съемки

фрагментов из театральных спектаклей: «Борис Годунов» (1907), «Князь

Серебряный» (инсценировка романа А. К. Толстого, 1907), из балета «Пьеро и

Пьеретта» и т. д.

Кто же были создатели этих фильмов?

Судя по количеству этих кинокартин, в создании их кроме запомнившихся

историкам операторов А. Дранкова (необыкновенно энергичного дельца,

заснявшего, в частности, большой материал о Л. Н. Толстом), П. Кобцева

(работавшего на Дальнем Востоке), украинца Д. Сахненко, М. Бремера

(совершившего на ледоколе путешествие по Великому Северному пути),

художника Н Пинегина, заснявшего трагическую эпопею путешествия к Северному

полюсу лейтенанта Седова, в создании просветительных кинокартин принимали

участие многие отечественные операторы, имена которых, к сожалению,

остались нам неизвестными.

Здесь, кстати, уместно вспомнить и известного актера театра Корша—В.

Сашина-Федорова. Будучи страстным поклонником кинематографа, он еще в 1896

году приобрел киноаппарат и поставил перед собой задачу заняться летописью

своего театра —заснять театральных деятелей во время репетиции, в

гримерных, на сцене перед поднятием занавеса и т. п.. В. Сашин-Феюров снял

также ряд других фильмов: «Конно-железная дорога в Москве», «Вольная

Богородская пожарная команда», «Игра в мяч», а много лет спустя выступал

даже в качестве актера и кинорежиссера художественных игровых фильмов

(правда, не оставив здесь заметного следа).

Всех этих операторов мы и вправе считать подлинными пионерами не только

хроникально-документальной, но и научной кинематографии, вписавшими первые

страницы в историю нашего отечественного научно-популярного кинематографа.

Однако, отдавая должное пионерам русского профессионального

кинематографа, нельзя сбрасывать со счетов роль в развитии отечественного

научно-популярного кинематографа тех энтузиастов-ученых, деятельность

которых описана выше.

Именно здесь—в научных учреждениях—в процессе создания сугубо

исследовательских, иногда экспериментальных фильмов под руководством и при

непосредственном участии самих ученых разрабатывалась методика научной

киносъемки, новая кинотехника, которая беспрерывно совершенствовалась,

модернизировалась и составила основу производства научных фильмов на

киностудиях (техника, которая и сейчас, в наши дни, беспрерывно развиваясь,

оказывает влияние на развитие научного кинематографа).

Ученые соединили свои усилия с кинематографистами, и в этом синтезе

возникла подлинная научно-популярная кинематография, получившая такое

широкое развитие в наше время.

Что касается учебной кинематографии, то развитие ее имеет много общего

с научно-популярной. Однако есть и некоторое отличие. Дело в том, что

первые годы русского кино учебные фильмы специально не снимались, а

создавались путем перемонтажа или просто сокращения главным образом

просветительных (научно-популярных), хроникально-документальных, а позднее

даже художественных фильмов, которые использовались при изучении литературы

и истории. Причем работа эта выполнялась не кинематографистами, а самими

учителями школ, а иногда и высших учебных заведений. Фильмы

приспосабливались к урокам или—при внешкольном обучении—к учебным

программам. И лишь впоследствии (к 1910 году в Англии, Франции, Германии, а

у нас в России немного позже—с 1912 года) начали создаваться собственно

учебные фильмы, отвечающие требованиям школ и других учебных заведений.

Что представляли собой просветительные и учебные фильмы того времени с

точки зрения познавательного значения, эстетической оценки и

профессионального мастерства?

Судя по сохранившимся отдельным кинолентам, это были маленькие фильмы

объемом до 100—150 метров, которые демонстрировались 5—7 минут. Каким бы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать