гнездо», «Бесы», «Война и мир». Лучшим дореволюционным фильмом можно
считать «Пиковую даму» режиссера Я. Протазанова с артистом И. Мозжухиным в
роли Германа. Международное внимание заслужили большие исторические
полотна: «Оборона Севастополя» А. Ханжонкова, снятая на подлинных местах
сражений, удачно сочетала игровые сцены с документальными, «Трехсотлетие
дома Романовых» и «1812 год», где широко использовался опыт живописи
Верещагина, Репина, Маковского, Кившенко. Еще плодотворнее было обращение
кинематографа к театру: участие в фильмах корифеев театра — В.
Комиссаржевской, В. Юреневой, К. Варламова, М. Чехова, А. Коонен и других —
сблизило молодое киноискусство с великой театральной традицией России.
Русское кино с каждым годом увеличивало количество выпускаемых фильмов
и довело его до 500 в 1916 году, тем самым став в один ряд с ведущими
кинематографическими державами. Основную роль в завоевании мирового
авторитета играли, конечно, художественные достоинства фильмов.
Все большую популярность приобретали актеры. Подлинными звездами стали
Иван Мозжухин, Вера Холодная и первый русский продюсер А.Ханжонков. На
последних я бы хотела остановиться поподробнее.
Звезду экрана начала ХХ столетия Веру Холодную обожали миллионы
зрителей, о ней вздыхали поэты и музыканты, западные режиссеры предлагали
ей невероятные по тем временам гонорары. У актрисы было удивительное лицо --
такое в старину называли "колдовским". Смоляные волосы, тонкий профиль,
капризные губы и глаза -- огромные, глубокие, печальные... Она провела на
съемочных площадках всего четыре года, но осталась в сознании людей целой
кинематографической эпохой.
Летом 1893 года в Полтаве, в семье учителей родилась девочка. Ее
нарекли Верой. Через два года после появления на свет "полтавской галушки",
как прозвала ее мать за сказочный аппетит, семья переехала в Москву. В
одиннадцать лет, учась в гимназии, Вера мечтала о балете. Она даже
поступила в училище при Большом театре. Но бабушка, считавшая, что
профессия балерины не для девушки из порядочной семьи, настояла на уходе из
училища.
На выпускном балу после окончания гимназии Вера познакомилась с молодым
юристом Владимиром Холодным. Весь вечер он читал стихи, восхищался ее
необыкновенными глазами и чуть ли не сразу предложил руку и сердце. Она
согласилась. Вере было семнадцать лет.
Знакомые осуждали столь ранний брак. Но ничто не могло остановить два
любящих сердца. Через год у них родилась дочь Женя, а спустя еще год в доме
появилась приемная дочь Нонна. Супруги часто посещали светские клубы,
кинематограф. По воспоминаниям современников, Вера покоряла всех своей
красотой, умом и являлась украшением салона. Ее муж, Владимир Холодный был
человеком одаренным, хорошим музыкантом, страстно увлекался автоспортом.
Несколько раз они попадали в аварию на своем автомобиле, но судьба берегла
их.
Когда началась Первая мировая война Владимир был призван в армию и
материальные затруднения привели Веру к дверям кинофабрики. После
нескольких проб она снялась в небольшом эпизоде в фильме "Анна Каренина".
Но хотелось настоящей, большой роли. Великий ценитель красоты, режиссер
Бауэр, первым подметил и оценил талант актрисы. Успех первых фильмов
превзошел все ожидания. Своими прекрасными серыми глазами и классическим
профилем Холодная произвела сенсацию -- писали тогда газеты. На новую
звезду посыпались предложения сниматься на любых условиях. Молодая,
неискушенная актриса стала играть только главные роли. Специально для нее
писались сценарии. В то время название и содержание картин держали в
секрете, боясь конкуренции. Фильмы же с участием Холодной широко
рекламировались еще до начала съемок -- и в этом не было риска, ведь
уникальность заключалась не в сюжете, а в участии знаменитой актрисы. Народ
шел на "Веру Холодную", ее фильмы были вне конкуренции.
Число ее обожателей росло с каждым днем. Однажды в 1915 году в квартире
Веры Холодной появился высокий худой солдат, он привез ей письмо от мужа с
фронта и с той поры стал приходить каждый день: садился на стул, смотрел на
актрису и молчал. Это был Александр Вертинский -- чуткий, нервный поэт,
посвятивший ей свои песни. Он тосковал по ней, мучимый безответной любовью:
"Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?"
Слава первой русской кинозвезды росла от фильма к фильму. Снявшись в
шести фильмах у Бауэра, актриса переходит в ателье Харитонова, который
предложил ей сказочный гонорар. Это было очень кстати, ведь в то время она
одна кормила семью -- двух дочерей, двух младших сестер, мать и бабушку.
Муж как младший офицер получал мизерное жалование.
Вскоре Холодная становится законодательницей моды. Она одевается у
лучших портных и демонстрирует образцы элегантности и шика на
многочисленных фото. Однако за внешним блеском стоял нелегкий труд. Актрисе
приходилось работать в условиях военного времени, ночью часами простаивать
в гриме, возвращаясь домой под утро с резкой головной болью и воспаленными
глазами. Но Вера никогда не позволяла себе "капризов примадонны". Засыпали
у объективов операторы, ворчали осветители, но "королева экрана" сохраняла
выдержку.
Свободно появляться на улице Вера Холодная уже не могла. Состояние зала
после фильма с ее участием было похоже на гипноз. Журнал "Фигаро" писал: "В
Кишиневе на концерте вдруг все вскакивают на стулья. Дамы подбирают
подолы... Неужели лопнули трубы и через пять минут зал будет затоплен?
Оказывается же, что появилась Вера Холодная! Все ринулись туда, опрокидывая
все на пути." В Харькове в кинотеатре "Ампир" перед фильмом с участием
Холодной началось настоящее вавилонское столпотворение. У кассы была
огромная очередь. Кто-то пустил слух, что нескольких человек впустили через
запасной вход. Публика ринулась в зал, разбивая окна, срывая с петель двери
и грозя расправой администрации. Был вызван отряд конных драгун.
Разбушевавшуюся толпу с трудом успокоили.
Кинокритики наперебой пытались найти разгадку феномена Веры Холодной.
Одни считали, что все дело в ее красоте. Другие искали ответ в грандиозном
таланте, называя Веру "Ермоловой кино". Сам Станиславский пророчил ей успех
на сцене, на что Холодная любила повторять: "Лучше быть первой в
кинематографической деревне, чем последней в театральном Риме".
Так в чем же был секрет "королевы"? Каждая эпоха создает свой тип
женщины, утверждает свой идеал. В начале века на фото, в живописи и графике
изображались женщины, одетые в платья с резким контуром, нервными линями. В
них была какая-то загадочность, двойственность. Но откровения живописи и
литературные описания лишь приближали к еще не сказанному "последнему
слову". Его произнесла Вера Холодная. Она была живая, настоящая,
открывавшая своим движением восторженному зрителю действительное
присутствие в мире того идеала, который издавна витал в воздухе. Ее героиня
чаще всего соблазненная, покинутая и нуждающаяся в защите. Эмоции зрителя
однозначны: догнать, спасти, прижать к груди. Именно стойкость "образа
истерзанной души" и создала славу Веры Холодной.
Летом 1918 года труппа выехала в Одессу для съемок. Кругом шла война,
работалось плохо и съемки затянулись до зимы. В декабре Вера заболела.
"Испанка" (теперь это называется вирусным гриппом) протекала у нее очень
тяжело и в феврале 1919 года, не сумев побороть болезнь, Вера Холодная
скончалась. Плакала вся Одесса, убитая горем. Не скрывал слез и почтенный
профессор медицины, не сумевший ее спасти. Тело актрисы бальзамировали,
чтобы потом перевезти в Москву. Как всякий глубоко верующий человек, она
приняла смерть тихо и спокойно Ей было всего 26 лет.
Владимир Холодный не надолго пережил жену. После панихиды в
Художественном театре он стал заговариваться, иногда не слышал, что к нему
обращались. Постоянно говорил о Вере как о живой. Вскоре он умер, а
малолетние дети были вывезены за границу.
Смерть актрисы породила множество сплетен и легенд. Газеты всех мастей
пестрели версиями: "Азербайджан" сообщила, что Холодная была найдена в
окрестностях Баку с отрезанной головой и колотыми ранами, "Грузия" писала
об убийстве и ограблении актрисы неким мусульманином. Одни говорили, что
она шпионка и ее расстреляли большевики, другие -- что она красная
разведчица и ее убили французы, послав ей огромный букет лилий, от
губительного аромата которых она и умерла. Страсти еще долго не утихали.
Никто не хотел верить, что "королева" умерла от такой прозаической болезни,
как грипп. На ее смерть Вертинский сочинил печальную песню:
Ваши пальцы пахнут ладаном,
И в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
И когда Весенней Вестницей
Вы пойдете в синий край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведет вас в светлый рай.
Тихо шепчет дьякон седенький,
За поклоном бьет поклон
И метет бородкой реденькой
Вековую пыль с икон.
Ваши пальцы пахнут ладаном,
И в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
Красота и талант Веры Холодной не оставили равнодушными и наших
современников. В частности коллекция haute couture дома "Валентин Юдашкин"
сезона осень-зима 97-98 года посвящена звезде немого кино Вере Холодной.
Впрочем, сложные драпировки, корсеты с богатой вышивкой и юбки из 150
метров шелкового тюля напоминали скорее о российских придворных модах эпохи
барокко, нежели о стиле актрисы, которой была посвящена коллекция. Широкое
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11