Зарождение российского кино

увеселительном саду «Аквариум» (там, где сейчас помещается один из

павильонов «Ленфильма») 4 мая 1896 года. А уже зимой в том же Петербурге, в

сезон 1896/97 года, Русское техническое общество устроило в Соляном городке

цикл кинематографических лекций-сеансов, на которых показывало

просветительные ленты. Кинолекции продолжались Обществом и в следующем

году.

По примеру Русского технического общества за дело организации

кинолекций вскоре взялись и другие просветительные учреждения и учебные

заведения.

Параллельно возникла идея устройства передвижного научного

кинематографа. Первые опыты в этом направлении осуществило Управление

северо-западных железных дорог. Оно приобрело проекционный аппарат,

пригласило постоянного лектора-педагога, механика и устроило киносеансы для

детей служащих дороги. Впоследствии эту работу в еще больших масштабах—для

всех петербургских школ—организовал Музей Русского технического общества.

Постепенно научное кино начинает приковывать к себе общественное

внимание. В среде научных и педагогических работников вызревает идея

постоянных просветительных кинотеатров, где могли бы показываться ленты

научного содержания и читаться лекции перед сеансом. Идея эта была активно

поддержана самыми широкими кругами педагогической, научной общественности и

даже владельцами кинотеатров. «Судя по далеко не полным сведениям,

почерпнутым из печати, - пишет С Гинзбург,- в дореволюционной России в

1908—1914 годах имелось несколько десятков подобных просветительных

кинематографов». В 1912 году в Петербурге были открыты три таких

кинотеатра: первым кинотеатром руководило Общество народных университетов в

зале Тенишевского училища, вторым—Русское техническое общество в Соляном

городке и третий открылся в Лиговском Народном доме.

Большая и интересная работа по использованию кинематографа как средства

распространения знаний проводилась также в Москве. Группа научных

работников при активном участии профессора биолога В Н Лебедева,

впоследствии лауреата Государственной премии СССР, много лет работавшего в

советской научно-популярной кинематографии, еще в самом начале века

организовала перемонтаж уже готовых фильмов и, пользуясь ими, проводила

общедоступные лекции.

Энтузиасты-ученые выступали и как лекторы, и как организаторы, и как

первые режиссеры научной кинематографии. Ими была создана серия

короткометражных' научно-популярных фильмов («Жизнь моря», «Возможности и

надежды современной медицины», «Жизнь в пресной воде», «Форма и окраска

животных как средство самозащиты» и др.). В здании Университета имени

Шанявского — на Миусской площади в Москве—был организован цикл публичных

лекций, на которых показывались эти первые научные ленты.

В свою очередь была сделана попытка организовать в Москве и постоянные

научные кинотеатры. Большие усилия но внедрению научного кинематографа

употребил, например, известный московский театральный деятель С. Зимин. Он

вложил крупные средства и открыл кинотеатр на Театральной площади (ныне пл.

Свердлова)—в самом центре Москвы. Правда, этот кинотеатр просуществовал

недолго. То ли потому, что в нем, в отличие от других просветительных

театров, кинокартины не сопровождались лекциями, то ли потому, что он был

окружен роскошными оперным и драматическим театрами, публика мало посещала

его, несмотря на то, что Зимин включил впоследствии в программу киносеансов

даже выступления эстрадных артистов.

Попытка использования кинематографа как средства просвещения была

предпринята и в других городах России.

В этом отношении в первую очередь следует отметить Одессу. По

свидетельству украинского исследователя Г. Журова, уже в 1898 году Одесский

лекционный комитет для народных чтений использовал на своих лекциях

киноленты. Работа эта продолжалась в течение нескольких лет .

В декабре 1908 года Русским отделением Технического общества в Одессе

был открыт специальный научный кинотеатр. Чтение лекций взяли на себя

бесплатно члены Технического общества и преподаватели местных учебных

заведений. Картины, как правило, брались напрокат, и лишь некоторые

приобретались в собственность. Первоначально сеансы шли нерегулярно, но с

1909/10 учебного года дело упорядочилось. За первый же год было проведено

148 сеансов. На этих сеансах было показано 16 различных картин.

Кинематограф был рассчитан главным образом на учащихся. Каждый сеанс

состоял из двух отделений:

- в первом—демонстрировались кинокартины на исторические или

географические темы;

- во втором—на естественные или технические.

Сеансы устраивались платными, но цены на билет были вполне доступными

(для учащихся городских школ—5 коп., для других гимназий, училищ и

прогимназий—10—20 копеек) [10].В 1910 году кинотеатр был перенесен в

помещение художественно-промышленной выставки, где он также работал очень

успешно.

Вторая по времени попытка организации в провинции научного

кинематографа была сделана в Самаре Обществом народных университетов в 1910

году. На деньги, собранные от пожертвований, Общество приобрело два

проекционных аппарата: один (передвижной) для обслуживания учебных

заведений и другой для постоянного кинозала, который устроили в Пушкинском

Народном доме. Главными посетителями, как и в Одессе, были учащиеся. Сеансы

состояли обычно из двух отделений: научного и литературно-музыкального.

В те же годы просветительные кинолекции были организованы и в Нижнем

Новгороде (ныне г. Горький) Отделом Русского общества охранения народного

здоровья. Лекции проводились в зале Коммерческого училища, который

предоставлялся для этой цели бесплатно. На каждом сеансе выступали члены

Общества —педагоги и врачи. Помимо работы в постоянном помещении

устраивались выездные киносеансы в Сормове, где находилась большая

судоремонтная верфь, в Канавине—на месте знаменитой Нижегородской выставки,

в Коммерческом клубе, в Кадетском корпусе и в других местах. Апогей

деятельности нижегородского просветительного кинематографа пришелся на 1913

год, когда кинолекции велись по двадцати трем специальным программам

просветительских фильмов.

Известно также о существовании в 10-х годах научных кинотеатров в Киеве

(в Лукзяковском Народном доме и в одном из коммерческих училищ), в

Екатеринбурге, в Юрьеве, в Смоленске, в Риге и в других городах. В общей

сложности их было до первой мировой войны несколько десятков.

Само собой разумеется, не все эти просветительные кинотеатры

функционировали одинаково хорошо. Некоторым из них удавалось запастись

интересными программами, привлечь к чтению лекций педагогов, ученых. В

других показывались фильмы без лекционного сопровождения, так как не было

возможности часто обновлять программы. Не всюду одинаково складывались

условия финансового обеспечения. Одни пользовались поддержкой

государственных или общественных организаций, частных лиц. В других дело

пытались наладить энтузиасты. Все это несомненно отражалось не только на

деятельности кинотеатров, но и на их судьбе. Некоторые кинотеатры

существовали успешно и в течение долгого времени, другие, как эфемеры, жили

очень непродолжительной жизнью.

И все-таки в целом просветительные кинематографы дореволюционной России

были явлением безусловно положительным, наложившим основы той огромной

работы по распространению научных знаний с помощью кино, которая в наши дни

получила столь широкое, столь многообразное развитие.

Но в тот же период русскими учеными и педагогами кинематограф

использовался в педагогической работе, как наглядное пособие при обучении

школьников в учебных заведениях. Таких чисто учебных кинозалов было в

довоенной России несколько сотен. Как правило, они создавались при средних

учебных заведениях и только иногда при особых округах, для обслуживания

народных училищ. В некоторых гимназиях и училищах кинолекциями охватывали

не только своих учащихся, но и школьников других учебных заведений.

Сохранились сведения о том, что такие чисто учебные «кинематографы» для

учащихся школ были в Москве (в гимназии Медведниковых, в реальном училище,

в частной гимназии Федорова, в Пушкинском городском училище и многих

других) и в ряде петроградских учебных заведений, в том числе в Тенишевском

училище, где дело было поставлено лучше всего.

Что касается других городов, то в школах лишь немногих из них имелись

собственные киноустановки. Тем не менее и в этих городах учебные фильмы

использовались довольно активно. Педагоги договаривались с владельцами

кинотеатров об устройстве детских сеансов, на которых показывались учебные

ленты. Такая форма обслуживания учащихся успешно применялась в Риге, Тарту,

Орле, Харькове, Одессе и в других городах была попытка создания и

централизованной системы снабжения фильмами учебных заведений. В крупных

городах (Москве, Петрограде) устраивались склады фильмов и кинопроекторов,

которыми на выездных сеансах обслуживались учебные заведения.

Большая работа была проделана русской педагогической общественностью по

продвижению просветительного и в первую очередь учебного кинематографа в

деревню. Вопросы использования научного кинематографа для школьного

обучения и внешкольного образования были предметом обсуждения на ряде

общеземских и Всероссийских съездов по народному образованию. В решениях

съездов высказывались пожелания как можно шире использовать

кинематографические сеансы в сельских учебных занятиях, рекомендовалось

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать