Золотое сечение

сложенному человеку"

(Павел Флоренский)

Можно ли “поверить алгеброй гармонию”? “Да”, – считал Леонардо и

указал, как это сделать. “Золотое сечение” – не середина, а пропорция –

несложное математическое соотношение, содержащее в себе “закон звезды и

формулу цветка”, рисунок на хитиновом покрове животных, длину ветвей

дерева, пропорции человеческого тела. Видишь гармоничную композицию,

пропорциональное телосложение или здание, радующее глаз, – измерь и придешь

к одной и той же формуле. Во времена Возрождения для проверки “закона

гармонии” измеряли античные статуи, полтора века назад пропорции “золотого

сечения” проверяли, соотнося длину ноги и туловища гвардейских солдат, –

все совершенно точно.

Художник Александр Панкин исследует законы красоты… на знаменитых квадратах

Казимира Малевича.

– В начале 80-х на лекции о Малевиче просят показать слайд “Черного

квадрата”. После того как изображение появляется на экране, лектор строго

произносит: “Переверните, пожалуйста”. Мы смеялись: трудно понять простому

человеку, зачем такое рисовать. Это красиво?

– Исследуя картины Малевича с циркулем и с линейкой, я пришел к

выводу, что они удивительно гармоничны. Здесь нет ни одного случайного

элемента. Взяв единственный отрезок, – скажем, размер холста или сторону

квадрата, – можно по одной формуле выстроить всю картину. Есть квадраты,

все элементы которых соотносятся в пропорции “золотого сечения”, а

знаменитый “Черный квадрат” нарисован в пропорции квадратного корня из

двух.

– А вы рисуете эти пропорции на полях для полного сходства со школьной

задачей по геометрии?

– То, чем я занимаюсь, можно назвать “объективным искусством”. На

первый взгляд какое же это творчество, если не ставится задача выразить

свою индивидуальность? Существует даже такое выражение – “художник

узнаваем”. Но я обнаружил удивительную закономерность: чем меньше

стремления самовыразиться, тем больше творчества. Там, где рамки слишком

широки, где все можно, мы постепенно приходим к тому, что люди начинают

портить полотна (скажем, Бренер подошел к картине Малевича с баллончиком

краски), некоторые иконы режут и говорят: “А я так вижу”. Важен канон. Не

случайно в иконописи он так строго соблюдается. Для творчества лучше не

настежь открытые двери, а чтобы надо было пролезать в щель. Меня интересует

форма, как она образуется и развивается сама по себе.

– Это же компьютерный алгоритм, при чем тут живопись?

– В 1918 году Малевич сказал, что живопись кончилась, – осталась только

геометрия. В том году он нарисовал белый квадрат на белом фоне. Но потом

случилось “возвращение Малевича на Землю”, его живопись опредметилась.

Наука не поглотила искусство, но в те исторические периоды, когда геометрия

и искусство сближались, это давало импульс к развитию того и другого. Так

было во времена Возрождения, когда Леонардо исследовал пропорции “золотого

сечения”, и в начале ХХ века, когда Поль Сезанн сказал: “Трактуйте природу

посредством цилиндра, шара, конуса”. Если импрессионисты рисовали нечто

личное, изменчивое, то кубистов, наоборот, интересовал формообразующий

элемент – каркас. Сейчас проходят конференции “Математика и искусство” и

семинары, где встречаются ученые и художники, случаются настоящие открытия.

Со времен Леонардо известен так называемый числовой ряд Фибоначчи:

0,1,1,2,3,5,8,13,21,34... Это “золотая” последовательность чисел, по этому

закону располагаются листья цветка и семечки в подсолнухе. Я изобразил этот

ряд на плоскости в виде треугольников. Получилась удивительная вещь. Члены

ряда Фибоначчи очень быстро растут: треугольник превращался в стрелу, две

стороны уходят в бесконечность, а один из катетов все время остается равным

пяти! До этого я не понимал, что такое “конечная бесконечность”! Посмотрев

на эту картину, профессор Александр Зенкин математически доказал: такая

система треугольников – это ядро ряда Фибоначчи. Обнаружился новый

математический объект!

– Треугольники Панкина?

– На одном семинаре были предложения так их и назвать, потому что эту

математическую закономерность почему-то раньше никто не замечал.

– Может быть, вы исследуете гармонию Малевича не потому, что видите в

его творчестве особый смысл, а потому, что другие картины сложнее под

формулу подогнать?

– Почему же! Последнее время мне хочется так же исследовать

“Незнакомку” Крамского. Я посмотрел: там тоже в основе лежит “золотое

сечение”. Те же правила и закономерности, которые я нащупал в картинах

Малевича, можно приложить и к другим картинам, очень интересные вещи

получатся. Картины Малевича – это краеугольный камень формообразования,

мимо него нельзя пройти. “Черный квадрат” – точка отсчета, космическая

воронка, куда искусство попадает и выходит измененным. Появляются новые

пространства. У передвижников или у натуралистов типа Шилова картина – это

окно, за которым в обычной прямой перспективе располагаются трехмерные

объекты. У Сезанна пространства лежат на холсте. В иконах одновременно

присутствуют две точки зрения: смотришь со своего места и одновременно

будто находишься внутри происходящего. Пространство опредмечивается, не зря

иконам не нужны рамки. Мне кажется, в будущем пространство картины будет

лежать не за холстом, а перед ним…

– Недавно в магазине я увидела плакат с “Черным квадратом”.

Обрадовалась и купила, хотела повесить дома, а потом передумала. Неуютно

спать, когда над кроватью “Черный квадрат” висит. А вы хотели бы у себя над

кроватью повесить квадрат Малевича?

– Честно говоря, у меня над кроватью мои картины висят, они у меня

всюду висят. А хотел бы… наверное, Иванова – “Явление Христа народу”.

Удивительная композиция – фигура Христа в центре и от нее будто лучи

расходятся. Раньше я почему-то этого не замечал…

15. Закономерности построения пространственной композиции парка

Соотношения парковых объемных форм

Соотношения объемных элементов парка - декоративной древесной и

кустарниковой растительности, малых архитектурных форм, фонтанов, террас -

образуют композицию объемных форм. Композиция формы может быть трех видов:

фронтальной, объемной и глубинно-пространственной. Фронтальная композиция

характеризуется преобладанием горизонтальных и вертикальных элементов над

глубиной формы, при объемной - все три измерения имеют примерно одинаково

значение, а при глубинно-пространственной - плоскости и объемы организуют

так, чтобы все виды и панорамы раскрывались по принципу возрастающей

эмоциональной нагрузки. Композиция парка должна иметь четкую внутреннюю

пространственную ориентацию, позволяющую посетителю легко находить

композиционные центры. Декоративная древесная и кустарниковая

растительность, малые архитектурные формы и другие объемные элементы садово-

парковой композиции находятся в определенных соотношениях, которые при

рациональном их использовании усиливают художественную выразительность

парковых пейзажей. Огромное разнообразие соотношений форм парковых

элементов, естественных и искусственных, обусловливается величиной,

геометрическим строением, положением в пространстве, освещенностью, цветом,

фактурой. К композиционным средствам, используемым при формировании больших

парковых пространств, относятся линейная и воздушная перспективы, членение

глубинного пространства, синтез искусств и другие. Соотношение форм по

величине (высоте, ширине, длине). Величины "высота, ширина, длина"

выражаются в метрической системе и записываются целыми или иррациональными

числами. Совокупность пространственных соотношений величин, объединенных

определенной композиционной зависимостью, называется пропорцией. Но понятие

пропорции в садово-парковом искусстве нельзя отождествлять с понятием

пропорция в математике. Пропорции теснейшим образом связаны с решение

конкретных композиционных задач, обусловлены художественным вкусом и

композиционным опытом автора. С помощью художественных пропорций может быть

выражена монументальность, торжественность, или, наоборот, скромность,

простота. Пропорции в садово-парковой композиции - это как бы ее внутренняя

красота. Она невидима непосредственно, но всегда ощутима, подобно духовной

красоте человека. В настоящее время художники чаще всего пользуются двумя

пропорциональными соотношениями: модульной системой пропорций и "золотым

сечением". Основой модульной системы проектирования является некоторая

исходная величина, которая служит мерой всех частей композиции и называется

модулем. Модуль - это не мера длины, а размер какой-либо части сооружения.

Например, ширину парковой дорожки часто определяют по количеству бетонных

плит, укладываемых на нее, а высоту дерева - шириной его кроны.

Универсальным модулем парковых пространств является человек. Интересное

усовершенствование модульной системы пропорций для архитектуры (модулор)

предложил великий француз Ле Корбюзье. Метр - это цифры без реального

содержания; сантиметр, дециметр, метр - это только обозначения десятичной

системы. Цифры модулора - это действительные размеры. Они - факты. Они

являются результатом выбора между бесконечным количеством величин. Модулор

- это такая измерительная система, в основу которой положен человеческий

рост и математика. (Рис. Стр. 122). Исходные единицы измерения в модулоре

связаны с условным членением роста человека. Понятно, что такая

измерительная система имеет особое значение при создании садов и парков, то

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать