сложенному человеку"
(Павел Флоренский)
Можно ли “поверить алгеброй гармонию”? “Да”, – считал Леонардо и
указал, как это сделать. “Золотое сечение” – не середина, а пропорция –
несложное математическое соотношение, содержащее в себе “закон звезды и
формулу цветка”, рисунок на хитиновом покрове животных, длину ветвей
дерева, пропорции человеческого тела. Видишь гармоничную композицию,
пропорциональное телосложение или здание, радующее глаз, – измерь и придешь
к одной и той же формуле. Во времена Возрождения для проверки “закона
гармонии” измеряли античные статуи, полтора века назад пропорции “золотого
сечения” проверяли, соотнося длину ноги и туловища гвардейских солдат, –
все совершенно точно.
Художник Александр Панкин исследует законы красоты… на знаменитых квадратах
Казимира Малевича.
– В начале 80-х на лекции о Малевиче просят показать слайд “Черного
квадрата”. После того как изображение появляется на экране, лектор строго
произносит: “Переверните, пожалуйста”. Мы смеялись: трудно понять простому
человеку, зачем такое рисовать. Это красиво?
– Исследуя картины Малевича с циркулем и с линейкой, я пришел к
выводу, что они удивительно гармоничны. Здесь нет ни одного случайного
элемента. Взяв единственный отрезок, – скажем, размер холста или сторону
квадрата, – можно по одной формуле выстроить всю картину. Есть квадраты,
все элементы которых соотносятся в пропорции “золотого сечения”, а
знаменитый “Черный квадрат” нарисован в пропорции квадратного корня из
двух.
– А вы рисуете эти пропорции на полях для полного сходства со школьной
задачей по геометрии?
– То, чем я занимаюсь, можно назвать “объективным искусством”. На
первый взгляд какое же это творчество, если не ставится задача выразить
свою индивидуальность? Существует даже такое выражение – “художник
узнаваем”. Но я обнаружил удивительную закономерность: чем меньше
стремления самовыразиться, тем больше творчества. Там, где рамки слишком
широки, где все можно, мы постепенно приходим к тому, что люди начинают
портить полотна (скажем, Бренер подошел к картине Малевича с баллончиком
краски), некоторые иконы режут и говорят: “А я так вижу”. Важен канон. Не
случайно в иконописи он так строго соблюдается. Для творчества лучше не
настежь открытые двери, а чтобы надо было пролезать в щель. Меня интересует
форма, как она образуется и развивается сама по себе.
– Это же компьютерный алгоритм, при чем тут живопись?
– В 1918 году Малевич сказал, что живопись кончилась, – осталась только
геометрия. В том году он нарисовал белый квадрат на белом фоне. Но потом
случилось “возвращение Малевича на Землю”, его живопись опредметилась.
Наука не поглотила искусство, но в те исторические периоды, когда геометрия
и искусство сближались, это давало импульс к развитию того и другого. Так
было во времена Возрождения, когда Леонардо исследовал пропорции “золотого
сечения”, и в начале ХХ века, когда Поль Сезанн сказал: “Трактуйте природу
посредством цилиндра, шара, конуса”. Если импрессионисты рисовали нечто
личное, изменчивое, то кубистов, наоборот, интересовал формообразующий
элемент – каркас. Сейчас проходят конференции “Математика и искусство” и
семинары, где встречаются ученые и художники, случаются настоящие открытия.
Со времен Леонардо известен так называемый числовой ряд Фибоначчи:
0,1,1,2,3,5,8,13,21,34... Это “золотая” последовательность чисел, по этому
закону располагаются листья цветка и семечки в подсолнухе. Я изобразил этот
ряд на плоскости в виде треугольников. Получилась удивительная вещь. Члены
ряда Фибоначчи очень быстро растут: треугольник превращался в стрелу, две
стороны уходят в бесконечность, а один из катетов все время остается равным
пяти! До этого я не понимал, что такое “конечная бесконечность”! Посмотрев
на эту картину, профессор Александр Зенкин математически доказал: такая
система треугольников – это ядро ряда Фибоначчи. Обнаружился новый
математический объект!
– Треугольники Панкина?
– На одном семинаре были предложения так их и назвать, потому что эту
математическую закономерность почему-то раньше никто не замечал.
– Может быть, вы исследуете гармонию Малевича не потому, что видите в
его творчестве особый смысл, а потому, что другие картины сложнее под
формулу подогнать?
– Почему же! Последнее время мне хочется так же исследовать
“Незнакомку” Крамского. Я посмотрел: там тоже в основе лежит “золотое
сечение”. Те же правила и закономерности, которые я нащупал в картинах
Малевича, можно приложить и к другим картинам, очень интересные вещи
получатся. Картины Малевича – это краеугольный камень формообразования,
мимо него нельзя пройти. “Черный квадрат” – точка отсчета, космическая
воронка, куда искусство попадает и выходит измененным. Появляются новые
пространства. У передвижников или у натуралистов типа Шилова картина – это
окно, за которым в обычной прямой перспективе располагаются трехмерные
объекты. У Сезанна пространства лежат на холсте. В иконах одновременно
присутствуют две точки зрения: смотришь со своего места и одновременно
будто находишься внутри происходящего. Пространство опредмечивается, не зря
иконам не нужны рамки. Мне кажется, в будущем пространство картины будет
лежать не за холстом, а перед ним…
– Недавно в магазине я увидела плакат с “Черным квадратом”.
Обрадовалась и купила, хотела повесить дома, а потом передумала. Неуютно
спать, когда над кроватью “Черный квадрат” висит. А вы хотели бы у себя над
кроватью повесить квадрат Малевича?
– Честно говоря, у меня над кроватью мои картины висят, они у меня
всюду висят. А хотел бы… наверное, Иванова – “Явление Христа народу”.
Удивительная композиция – фигура Христа в центре и от нее будто лучи
расходятся. Раньше я почему-то этого не замечал…
15. Закономерности построения пространственной композиции парка
Соотношения парковых объемных форм
Соотношения объемных элементов парка - декоративной древесной и
кустарниковой растительности, малых архитектурных форм, фонтанов, террас -
образуют композицию объемных форм. Композиция формы может быть трех видов:
фронтальной, объемной и глубинно-пространственной. Фронтальная композиция
характеризуется преобладанием горизонтальных и вертикальных элементов над
глубиной формы, при объемной - все три измерения имеют примерно одинаково
значение, а при глубинно-пространственной - плоскости и объемы организуют
так, чтобы все виды и панорамы раскрывались по принципу возрастающей
эмоциональной нагрузки. Композиция парка должна иметь четкую внутреннюю
пространственную ориентацию, позволяющую посетителю легко находить
композиционные центры. Декоративная древесная и кустарниковая
растительность, малые архитектурные формы и другие объемные элементы садово-
парковой композиции находятся в определенных соотношениях, которые при
рациональном их использовании усиливают художественную выразительность
парковых пейзажей. Огромное разнообразие соотношений форм парковых
элементов, естественных и искусственных, обусловливается величиной,
геометрическим строением, положением в пространстве, освещенностью, цветом,
фактурой. К композиционным средствам, используемым при формировании больших
парковых пространств, относятся линейная и воздушная перспективы, членение
глубинного пространства, синтез искусств и другие. Соотношение форм по
величине (высоте, ширине, длине). Величины "высота, ширина, длина"
выражаются в метрической системе и записываются целыми или иррациональными
числами. Совокупность пространственных соотношений величин, объединенных
определенной композиционной зависимостью, называется пропорцией. Но понятие
пропорции в садово-парковом искусстве нельзя отождествлять с понятием
пропорция в математике. Пропорции теснейшим образом связаны с решение
конкретных композиционных задач, обусловлены художественным вкусом и
композиционным опытом автора. С помощью художественных пропорций может быть
выражена монументальность, торжественность, или, наоборот, скромность,
простота. Пропорции в садово-парковой композиции - это как бы ее внутренняя
красота. Она невидима непосредственно, но всегда ощутима, подобно духовной
красоте человека. В настоящее время художники чаще всего пользуются двумя
пропорциональными соотношениями: модульной системой пропорций и "золотым
сечением". Основой модульной системы проектирования является некоторая
исходная величина, которая служит мерой всех частей композиции и называется
модулем. Модуль - это не мера длины, а размер какой-либо части сооружения.
Например, ширину парковой дорожки часто определяют по количеству бетонных
плит, укладываемых на нее, а высоту дерева - шириной его кроны.
Универсальным модулем парковых пространств является человек. Интересное
усовершенствование модульной системы пропорций для архитектуры (модулор)
предложил великий француз Ле Корбюзье. Метр - это цифры без реального
содержания; сантиметр, дециметр, метр - это только обозначения десятичной
системы. Цифры модулора - это действительные размеры. Они - факты. Они
являются результатом выбора между бесконечным количеством величин. Модулор
- это такая измерительная система, в основу которой положен человеческий
рост и математика. (Рис. Стр. 122). Исходные единицы измерения в модулоре
связаны с условным членением роста человека. Понятно, что такая
измерительная система имеет особое значение при создании садов и парков, то
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12