условиях, где не было идеологического диктата государства. Лидеры белого
движения, как правило, добросовестно подбирали документы для своих трудов,
которые обычно использовались иллюстративным методом. Но приходится
отмечать, что, публикуя в своих работах документы без преднамеренных
искажений, они все-таки подгонялись под их авторскую концепцию. Особо
значимый источник здесь – произведения А.И.Деникина. Самое крупное из них –
“Очерки Русской Смуты” (36). Уже само название томов (37) показывает, что
автор охватил масштабные вопросы. Примечательно, что первый том “Очерков”
был доставлен В.И.Ленину, который внимательно изучил его и почти на каждой
странице сделал пометки (38). Как показывает их изучение, В.И.Ленина
интересовали, в первую очередь, социально-политические проблемы, освещаемые
А.И.Деникиным. В.И.Ленин остался верен классовому подходу в оценке событий
и личному стилю ведения полемики. Он сопроводил одно из рассуждений
генерала пометкой, что автор работы рассуждает о классовой борьбе “как
слепой щенок” (39). Текстологический анализ “Очерков” привел исследователя
к выводу, что в них А.И.Деникин выступает в трех качествах: мемуарист,
историк-исследователь и публикатор документов.
А.И.Деникин – мемуарист раскрылся в “Очерках” во всем богатстве
литературных приемов. Налицо и все недостатки жанра: ретроспективность;
описание событий, детерминированное возможностями человеческой памяти;
личностное начало, выражающееся в субъективизме оценок явлений и т.д.
Аспекты “Очерков”, где А.И.Деникин выступает в качестве историка, наиболее
противоречивы. Автору не хватало базовой исторической подготовки. Поэтому
он и допустил ошибки: работа не снабжена научно-справочным аппаратом;
произвольно, необоснованно смещены акценты (некоторые масштабные события
описываются штрихами, а мелкие - излишне детализированы); достоверность
отдельных фактов вызывает сомнения; некоторые противоречия, имеющиеся в
труде, автором никак не объясняются, он как бы не замечает их; нет четких
выводов и обобщений. Наиболее удачно А.И.Деникин выступил в своих “Очерках”
в качестве публикатора документов. Он ввел в научный оборот уникальные
материалы, которыми располагал. Необходимо подчеркнуть, однако, что автор
избирательно подходил к подбору документов. Они должны были соответствовать
его концепции.
Следовательно, “Очерки Русской Смуты” А.И.Деникина – это самое крупное
произведение из написанных трудов лидерами белого движения, охватывающее
эпохальные события отечественной истории. Они имеют большую познавательную
и научную ценность. Но современный исследователь, работая с “ Очерками”,
должен учитывать следующее: в них содержатся уникальные документы,
оригинальные мемуарные зарисовки, небесспорные авторские оценки событий,
вытекающие из анализа их; отсутствует научно-справочный аппарат; есть
факты, достоверность которых вызывает сомнение; субъективистские трактовки
исторических явлений; труд выполнил не профессиональный историк. Но в целом
труд мемуарно-исследовательского характера, написанный бывшим Главкомом
ВСЮР, – важнейший источник для изучения истории русской армии, первой
мировой войны, революции и гражданской войны, белого движения.
В советской периодике 20 – 80 гг. материалов о А.И.Деникине мало, да и
те носят обличительный характер. Это – следствие жесткого идеологического и
организационного контроля над средствами массовой информации со стороны
КПСС. Небезынтересно, что сам А.И.Деникин в статье, написанной незадолго до
смерти и опубликованной за рубежом через три года после его кончины,
отмечал: СССР – “единственная страна, где нет общественного мнения, т. к.
все средства массовой информации государственные” (40). Значительно больше
сведений о А.И.Деникине в советском официозе времен революции и гражданской
войны. Но все они носят агитационно-пропагандистский характер. Есть здесь и
прямые фальсификации.
Все это имеет место, как показывает анализ, и в официозе белого Юга России.
Но здесь существовало множество партийных, частных изданий различной
ориентации. Монопольного контроля над прессой у деникинской администрации,
в отличие от советского правительства, не было. Поэтому в анализируемой
периодике есть критический материал о генерале. В белоэмигрантской
периодике сведений о военной, политической и общественной деятельности
А.И.Деникина значительно больше, нежели в советских изданиях.
«Сим с приложением церковной печати свидетельствую, что в метрической книге
Ловичской приходской Предтеченской церкви за 1872 год акт крещения младенца
Антония, сына отставного майора Ивана Ефимова Деникина, православного
исповедания, и законной жены его, Елисаветы Федоровой, римско-католического
исповедания, записан так: в счете родившихся мужеска пола № 33-й, время
рождения: тысяча восемьсот семьдесят второго года, декабря четвертого дня.
Время крещения: того же года и месяца декабря двадцать пятого дня.
На подлинном подписал: Настоятель Ловичской приходской Предтеченской церкви
священник Веньямин Скворцов».(28.с11).
Имя генерала А. И. Деникина вошло в историю , как имя главы вооруженных
сил юга России в самый острый период гражданской войны. Сменив на посту
павшего смертью храбрых генерала Корни лова, Деникин со своими армиями
подошел к Москве ближе, чем кто либо иной из белых вождей. Но силы
оказались неравными. Пред приятие потерпело неудачу, и А. И. Деникин,
передав пост гене ралу Врангелю, сошел со сцены вооруженной борьбы.
Хотя Деникина крестили в Ловиче, родился он во Влоцлавске, уездном городе
Варшавской губернии, входившей в те времена в состав Российской империи.
Влоцлавск был тихим, захолустным местом, с польским и еврейским населением,
не превышавшим двадцать тысяч человек, без культурной и общественной жизни,
даже без городской библиотеки. Но было там реальное училище, куда
впоследствии и поместили юного Деникина. Русское население состояло из
небольшого числа военных и гражданских служащих.
Детство Деникина прошло не только в бедности, но и в беспросветной нужде.
Отец его, Иван Ефимович, из крепостных крестьян Саратовской губернии,
родился в 1807 году, за пять лет до наполеоновского нашествия на Россию.
Двадцати семи лет от роду он был сдан помещиком в рекруты. Дослужился от
солдата до майора.
В 1869 году Иван Ефимович вышел в отставку в чине майора, а через два года,
шестидесяти четырех лет от роду, женился вторым браком на польке-католичке
Елизавете Федоровне (Францисковне) Вржесинской. От этого брака и родился в
1872 году сын Антон.
Елизавета Федоровна происходила из семьи обедневших мелких землевладельцев,
и ко времени знакомства с Иваном Ефимовичем единственным ее заработком на
жизнь было шитье. Заработок приносил гроши, и на них она старалась
содержать себя и своего старого отца.
«Помню нашу убогую квартирку во дворе на Пекарской улице (во Влоцлавске),—
писал впоследствии Антон Иванович,— две комнаты, темный чуланчик и кухня.
Одна комната считалась «парадной» — для приема гостей, она же столовая,
рабочая и проч.; в другой, темной комнате — спальня для нас троих, в
чуланчике спал дед (отец матери), а на кухне — нянька. Нянька моя Аполония,
в просторечье Поло-ся, поступив к нам вначале в качестве платной прислуги,
постепенно врастала в нашу семью, сосредоточила на нас все интересы своей
одинокой жизни, свою любовь и преданность и до смерти своей с нами не
расставалась. Я похоронил ее в Житомире, где командовал полком». (41, с.12)
И читая эти строки из незаконченной автобиографии А. И. Деникина «Путь
русского офицера», диву даешься, что в 1966 году издательство Московского
университета сочло возможным выпустить книжку «Крах деникинщины», где автор
А. П. Алексашенко с апломбом невежды утверждает, что Деникин был «выходцем
из курских помещиков». Факт в том, что Антон Иванович Деникин — один из
вождей борьбы против коммунизма — был, несомненно, более «пролетарского
происхождения», чем его будущие противники — Ленин, Троцкий и многие
другие.
Но вернемся к детству Деникина и к тем эпизодам его юности, которые сыграли
роль в формировании характера и взглядов и так или иначе, оказали влияние
на дальнейший ход его жизни.
Несмотря на натянутые русско-польские отношения того времени, жизнь в семье
Деникиных шла мирно и дружно. Отец всегда говорил дома по-русски, мать — по-
польски. Не было недоразумений и в вопросе религии: отец ходил в
православную церковь, мать — в костел. Сына воспитывали «в русскости и
православии». Отец был глубоко верующим человеком, не пропускал церковных
служб и сына всегда водил с собой в церковь. С детства Антон Иванович стал
прислуживать в алтаре, петь на клиросе, бить в колокол, а впоследствии
читать Шестопсалмие и Апостола.
Нет сомнения, что Антон Иванович искренне любил своего отца и глубоко был к
нему привязан. Несомненно также, что от отца он унаследовал многие черты
своего характера.
Вот как он описывает их отношения:
«Меня отец не поучал, не наставлял. Не в его характере это было. Но все,
что отец рассказывал про себя и про людей, обнаруживало в нем такую
душевную ясность, такую прямолинейную честность, такой яркий протест против
всякой человеческой неправды и такое стоическое отношение ко всяким
жизненным невзгодам, что все эти разговоры глубоко запали в мою душу». (41,
с.28)
Мать часто жаловалась на судьбу, беспросветную нужду, отец — никогда. В
сундуке лежал его последний военный мундир, пересыпанный от моли
нюхательным табаком. Отец хранил его как зеницу ока «на предмет непостыдныя
кончины — чтоб хоть в землю лечь солдатом».
Молодой Деникин воспринимал бедность своей семьи как нечто вполне
естественное. Одним из немногих случаев, где подсознательно он ощутил
социальную несправедливость, произошел, когда шести лет босым играл он с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14