Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы
Г . Белинский - критик и теоретик детской литературы .
1 Роль детской литературы в воспитании детей
« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются ... и
дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны
, что читать дурно выбранные книги , для них хуже и вреднее , чем
ничего не читать . »
Детские книги - сокровища духовного богатства людей , самое
ценное что создал человек на пути к прогрессу ; в нем выражены чувства
, эмоции , переживания людей . Детская литература органическая часть
общей литературы , но она специфична . Детская литература является
средством воспитания, формирования личности ребенка .
« Книги , которые пишутся собственно для детей , должны входить
в план воспитания , как одна из важнейших ее сторон . Наша литература
особенно бедна книгами для воспитания , т. е. как учебными , так и
литературными детскими книгами »
Начальные педагогические требования Белинского - уважение к
ребенку , развитие его индивидуальных особенностей . Он отстаивает
идею гармоничного развития личности . Воспитание должно учитывать
возрастные особенности детей, развивать их физические и духовные
возможности , формировать нравственные , патриотические чувства .
« Воспитание - великое дело ; им решается участь человека .
Все говорят о важном влиянии воспитания на судьбу человека , на его
отношение к государству, к ближним и к самому себе … Слово еще не есть
дело , всякая истина , как бы ни была она несомненна, но если не
осуществляется в делах и поступках произносящих ее - она есть только
слово , пустой звук ,- та же ложь …Питайте и развивайте в детях
чувство , возбуждайте чистую , а не корыстную любовь к добру;
заставляйте их любить добро для самого добра , а не из - за награды ,
не из выгоды быть добрым ; возвышайте их души примерами самоотвержения
и высокости в делах и не докучайте им пошлою моралью … В детях , с
самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из
первейших элементов человечности … развивайте также в них и
эстетическое чувство , которое есть источник всего прекрасного ,
великого , потому что человек лишенный эстетического чувства стоит на
степени животного … »
« Лучше совсем ничего не читать , чем читать плохую и мало
художественную книгу . »
Книги для детей должны быть источником высоко -
художественного, эстетического , нравственного воспитания .
« Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей
каким - нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек
и дурного направления , сколько развитие данных им от природы
элементов человеческого духа ,- развитие чувства любви , и чувства
бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно
быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство
предшествует знанию .… Детские книжки должны показать им , что мир и
жизнь прекрасны , т. к. они суть .… Кто не почувствовал истины , тот и
не понял и не узнал ее .…
Преимущественное развитие чувства дает им полноту ,
гармонию и поэзию жизни .… Они должны знакомить их с таинством
страдания , показывая его , как другую сторону одной и той же любви ,
как блаженство своего рода ,… как необходимое состояние духа .…И все
это детские книжки должны передавать своим маленьким читателям … в
повествованиях и картинах , полных жизни и движения , проникнутых
одушевлением , согретых теплотою чувства , написанных языком легким ,
свободным , игривым , цветущим в самой простоте своей ,- и тогда они
могут служить одним из самых прочных оснований и самых действенных
средств для воспитания . »
« Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . »
2 Познавательное значение детских книг .
Тематика научно - познавательной литературы
для детей .
В своем философском развитии В. Г. Белинский шел от увлечения
идеалистическими системами в первый период своей деятельности к
материализму и революционному демократизму . В соответствии с этим
меняется , получает новое , более глубокое содержание и его идеал
воспитания человека .
Выяснив народность произведений великих русских писателей
Пушкина , Гоголя , Крылова , Белинский впервые выдвинул и подробно
обосновал идею народности воспитания .
« Народность , - писал он , - обыкновенно выпускается у нас
из плана воспитания . Часто дети знают о древнегреческих авторах , об
исторических деятелях европейской истории , но не имеют никакого
понятия о сокровищах своей народной поэзии , русской литературе ,
Петре 1 .» Он указывает , что детям надо давать как можно больше
общечеловеческого , мирового , но надо знакомить с этим через родные и
национальные явления .
Белинский высказывает убеждение , что книги должны входить в
план воспитания как одна из важнейших его сторон . Он выдвигает ряд
важнейших вопросов о значении детской литературы , о ее специфики ,
тематике детской книги . В 60 годы был представлен список книг
рекомендованный для детского чтения такими известными писателями , как
Пушкин, Гоголь, Некрасов, С- Щедрин , Крылов , Толстой , Успенский ,
Тютчев . Большое внимание Белинский уделял книгам научно -
познавательного характера . Он выступал с идеей подлинно научного ,
всеобщего развития ; знания должны быть « как нечто целое » , « как
наука о жизни ».
«… Для детей предметы те же , что и для взрослых людей ,
только изложенные сообразно с их понятиями , а в этом - то и
заключается одна из важнейших сторон этого дела . Показать душе юной ,
чистой и свежей примеры высоких действий представителей человечества …
»
« … Если бы нашлась книжка с картинками , изображающими
горы , моря , острова , полуострова , минералы , разные чудеса
физической природы , потом явления растительного и , наконец ,
животного царства , и при этих картинках был бы объяснительный текст
простой , толковый , без фраз и восклицаний , как прекрасна природа и
т. п. ; если бы эти предметы были изложены не только в порядке , но и
в ученой системе , а в тексте ни слова не упоминалось бы ни о каких
системах … »
3 Расширение круга детского чтения .
Выделение основных читательско - возрастных групп .
Борьба за расширение круга для детского чтения позволила
Белинскому , Чернышевскому , Добролюбову не только обогатить чтение
самых маленьких современников , но и воздействовать на самих писателей
, продемонстрировать им тот уровень , на котором они должны работать
для детей .
По сути дела это так же была борьба за реализм детской
литературы . Деятельность этих критиков способствовала формированию
нового русского читателя .
Белинский настаивает на том , что наилучший путь к искусству
для маленького читателя - непосредственное восприятие .
«… На детские книги обычно обращают еще менее внимания , чем
на само воспитание . А книга - есть жизнь нашего времени . В ней все
нуждаются - и старые , и молодые , и деловые , и ничего не делающие ;
дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны
, что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем
ничего не читать .
Что же можно читать детям ? Из сочинений , писанных для
всех возрастов , давайте им «Басни » Крылова , в которых даже
практические , житейские мысли облачены в такие пленительные
поэтические образы , и все так резко запечатлено печатию русского духа
; давайте им « Юрия Милославского » г. Зазоскина , в котором столько
душевной теплоты , столько патриотического чувства , который так
прост , так наивен , так чужд возмущающих душу картин , так доступен
детскому воображению и чувству ; давайте « Овсяный кисель » , эту
превосходно переведенную Жуковским ; давайте им некоторые из народных
сказок Пушкина , как, например « О рыбке и рыбаке » , которая , при
высокой поэзии , отличается , по причине своей бесконечной народности
, доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе
нравственную идею . Не давая детям в руки самой книги , можно читать
им отрывки из некоторых поэм Пушкина , как , например , в « Кавказском
пленнике » изображение черкесских нравов , в
« Руслане и Людмиле » эпизоды битв , о поле , покрытом мертвыми
костями , о богатырской голове ; в « Полтаве » описание битвы ,
появление Петра Великого ; наконец некоторые из мелких стихотворений
Пушкина , каковы « Песнь о Вещем Олеге » , « Жених » , « Пир Петра
Великого » , « Зимний вечер » ,
« Бесы » , некоторые из песен западных славян , а для более взрослых
« Бородинскую годовщину » . Не заботьтесь о том , что дети мало поймут
, но именно и старайтесь , чтобы они как можно меньше понимали , но
больше чувствовали . Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова
, сердца преисполняются чувством изящного ; пусть и поэзия действует
на них , как и музыка - прямо через сердце , мимо головы , для которой
еще настанет свое время , свой черед .
Книги , которые пишутся для детей особенно должны входить в
план воспитания , как одна из важнейшых его сторон .
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей
каким - нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек
и дурного направления , сколько развитие данных им от природы
элементов человеческого духа , - развитие чувства любви и чувство
бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно
быть обращено на чувство детей , а и на их рассудок , а такими
сказками можно так же назвать сказки Гофмана « Неизвестное дитя » , «
Щелкун Орехов и царек мышей » и пьесы в « Детских сказках дедушки
Иринея » … Какое богатство детских книг ! « Друг детей » - это перевод
немецкой книги , автор ее Вильмсен . Цель ее - развитие мыслительной