Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы

Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы

Г . Белинский - критик и теоретик детской литературы .

1 Роль детской литературы в воспитании детей

« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются ... и

дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны

, что читать дурно выбранные книги , для них хуже и вреднее , чем

ничего не читать . »

Детские книги - сокровища духовного богатства людей , самое

ценное что создал человек на пути к прогрессу ; в нем выражены чувства

, эмоции , переживания людей . Детская литература органическая часть

общей литературы , но она специфична . Детская литература является

средством воспитания, формирования личности ребенка .

« Книги , которые пишутся собственно для детей , должны входить

в план воспитания , как одна из важнейших ее сторон . Наша литература

особенно бедна книгами для воспитания , т. е. как учебными , так и

литературными детскими книгами »

Начальные педагогические требования Белинского - уважение к

ребенку , развитие его индивидуальных особенностей . Он отстаивает

идею гармоничного развития личности . Воспитание должно учитывать

возрастные особенности детей, развивать их физические и духовные

возможности , формировать нравственные , патриотические чувства .

« Воспитание - великое дело ; им решается участь человека .

Все говорят о важном влиянии воспитания на судьбу человека , на его

отношение к государству, к ближним и к самому себе … Слово еще не есть

дело , всякая истина , как бы ни была она несомненна, но если не

осуществляется в делах и поступках произносящих ее - она есть только

слово , пустой звук ,- та же ложь …Питайте и развивайте в детях

чувство , возбуждайте чистую , а не корыстную любовь к добру;

заставляйте их любить добро для самого добра , а не из - за награды ,

не из выгоды быть добрым ; возвышайте их души примерами самоотвержения

и высокости в делах и не докучайте им пошлою моралью … В детях , с

самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из

первейших элементов человечности … развивайте также в них и

эстетическое чувство , которое есть источник всего прекрасного ,

великого , потому что человек лишенный эстетического чувства стоит на

степени животного … »

« Лучше совсем ничего не читать , чем читать плохую и мало

художественную книгу . »

Книги для детей должны быть источником высоко -

художественного, эстетического , нравственного воспитания .

« Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей

каким - нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек

и дурного направления , сколько развитие данных им от природы

элементов человеческого духа ,- развитие чувства любви , и чувства

бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно

быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство

предшествует знанию .… Детские книжки должны показать им , что мир и

жизнь прекрасны , т. к. они суть .… Кто не почувствовал истины , тот и

не понял и не узнал ее .…

Преимущественное развитие чувства дает им полноту ,

гармонию и поэзию жизни .… Они должны знакомить их с таинством

страдания , показывая его , как другую сторону одной и той же любви ,

как блаженство своего рода ,… как необходимое состояние духа .…И все

это детские книжки должны передавать своим маленьким читателям … в

повествованиях и картинах , полных жизни и движения , проникнутых

одушевлением , согретых теплотою чувства , написанных языком легким ,

свободным , игривым , цветущим в самой простоте своей ,- и тогда они

могут служить одним из самых прочных оснований и самых действенных

средств для воспитания . »

« Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . »

2 Познавательное значение детских книг .

Тематика научно - познавательной литературы

для детей .

В своем философском развитии В. Г. Белинский шел от увлечения

идеалистическими системами в первый период своей деятельности к

материализму и революционному демократизму . В соответствии с этим

меняется , получает новое , более глубокое содержание и его идеал

воспитания человека .

Выяснив народность произведений великих русских писателей

Пушкина , Гоголя , Крылова , Белинский впервые выдвинул и подробно

обосновал идею народности воспитания .

« Народность , - писал он , - обыкновенно выпускается у нас

из плана воспитания . Часто дети знают о древнегреческих авторах , об

исторических деятелях европейской истории , но не имеют никакого

понятия о сокровищах своей народной поэзии , русской литературе ,

Петре 1 .» Он указывает , что детям надо давать как можно больше

общечеловеческого , мирового , но надо знакомить с этим через родные и

национальные явления .

Белинский высказывает убеждение , что книги должны входить в

план воспитания как одна из важнейших его сторон . Он выдвигает ряд

важнейших вопросов о значении детской литературы , о ее специфики ,

тематике детской книги . В 60 годы был представлен список книг

рекомендованный для детского чтения такими известными писателями , как

Пушкин, Гоголь, Некрасов, С- Щедрин , Крылов , Толстой , Успенский ,

Тютчев . Большое внимание Белинский уделял книгам научно -

познавательного характера . Он выступал с идеей подлинно научного ,

всеобщего развития ; знания должны быть « как нечто целое » , « как

наука о жизни ».

«… Для детей предметы те же , что и для взрослых людей ,

только изложенные сообразно с их понятиями , а в этом - то и

заключается одна из важнейших сторон этого дела . Показать душе юной ,

чистой и свежей примеры высоких действий представителей человечества …

»

« … Если бы нашлась книжка с картинками , изображающими

горы , моря , острова , полуострова , минералы , разные чудеса

физической природы , потом явления растительного и , наконец ,

животного царства , и при этих картинках был бы объяснительный текст

простой , толковый , без фраз и восклицаний , как прекрасна природа и

т. п. ; если бы эти предметы были изложены не только в порядке , но и

в ученой системе , а в тексте ни слова не упоминалось бы ни о каких

системах … »

3 Расширение круга детского чтения .

Выделение основных читательско - возрастных групп .

Борьба за расширение круга для детского чтения позволила

Белинскому , Чернышевскому , Добролюбову не только обогатить чтение

самых маленьких современников , но и воздействовать на самих писателей

, продемонстрировать им тот уровень , на котором они должны работать

для детей .

По сути дела это так же была борьба за реализм детской

литературы . Деятельность этих критиков способствовала формированию

нового русского читателя .

Белинский настаивает на том , что наилучший путь к искусству

для маленького читателя - непосредственное восприятие .

«… На детские книги обычно обращают еще менее внимания , чем

на само воспитание . А книга - есть жизнь нашего времени . В ней все

нуждаются - и старые , и молодые , и деловые , и ничего не делающие ;

дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны

, что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем

ничего не читать .

Что же можно читать детям ? Из сочинений , писанных для

всех возрастов , давайте им «Басни » Крылова , в которых даже

практические , житейские мысли облачены в такие пленительные

поэтические образы , и все так резко запечатлено печатию русского духа

; давайте им « Юрия Милославского » г. Зазоскина , в котором столько

душевной теплоты , столько патриотического чувства , который так

прост , так наивен , так чужд возмущающих душу картин , так доступен

детскому воображению и чувству ; давайте « Овсяный кисель » , эту

превосходно переведенную Жуковским ; давайте им некоторые из народных

сказок Пушкина , как, например « О рыбке и рыбаке » , которая , при

высокой поэзии , отличается , по причине своей бесконечной народности

, доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе

нравственную идею . Не давая детям в руки самой книги , можно читать

им отрывки из некоторых поэм Пушкина , как , например , в « Кавказском

пленнике » изображение черкесских нравов , в

« Руслане и Людмиле » эпизоды битв , о поле , покрытом мертвыми

костями , о богатырской голове ; в « Полтаве » описание битвы ,

появление Петра Великого ; наконец некоторые из мелких стихотворений

Пушкина , каковы « Песнь о Вещем Олеге » , « Жених » , « Пир Петра

Великого » , « Зимний вечер » ,

« Бесы » , некоторые из песен западных славян , а для более взрослых

« Бородинскую годовщину » . Не заботьтесь о том , что дети мало поймут

, но именно и старайтесь , чтобы они как можно меньше понимали , но

больше чувствовали . Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова

, сердца преисполняются чувством изящного ; пусть и поэзия действует

на них , как и музыка - прямо через сердце , мимо головы , для которой

еще настанет свое время , свой черед .

Книги , которые пишутся для детей особенно должны входить в

план воспитания , как одна из важнейшых его сторон .

Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей

каким - нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек

и дурного направления , сколько развитие данных им от природы

элементов человеческого духа , - развитие чувства любви и чувство

бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно

быть обращено на чувство детей , а и на их рассудок , а такими

сказками можно так же назвать сказки Гофмана « Неизвестное дитя » , «

Щелкун Орехов и царек мышей » и пьесы в « Детских сказках дедушки

Иринея » … Какое богатство детских книг ! « Друг детей » - это перевод

немецкой книги , автор ее Вильмсен . Цель ее - развитие мыслительной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать