Ложное истолкование слов
Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно
присутствует при их разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл
которых ему непонятен . Часто он пытается осмыслить их сам , не
обращаясь за объяснением к старшим , вполне уверенный, что эта задача
не представит для него особенных трудностей . Он решает ее « по
вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими другими
ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что ,
пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он
принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам .
34. - Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .
Слово отождествляется с вещью
Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер
, как и та вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать ,
отождествляется с вещью . Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые
пугают ребенка , именно потому и страшны для него , что в уме его
имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .
Фонетика
Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же
сложным , извилистым путем , каким он приходит к их нормативной
конструкции .
35. Кооператив :
пиф
пиф - пиф
апиф
39. капиф
40. каапиф
41. патиф
42. копатиф
43. кооператив
Роль фантазии и сказки в воспитании детей .
О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения
сказок Ф . М . Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :
« Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери
что - нибудь литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется ,
что это не совсем правильно : фантазия есть природная сила в человеке
, тем более во всяком ребенке , у которого она , с самых малых лет ,
преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует
утоления . Не давая ей утоления ; или умертвишь ее , или обратно -
дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно ) своими
собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону
ребенка преждевременно » .
Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок
бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без
фантазии и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание
новых гипотез , придумывание новых приборов , догадки о новых
химических соединениях - все это продукты фантазии .
Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в
окружающем мире , обогащает его душевную жизнь , заставляет его
почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за
справедливость , за добро , за свободу , и , когда надобность в ней
минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи - восьмилетнего
возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая
пища - не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и никто
не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .
Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее
, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития
период .
Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы
развить , укрепить , обогатить и направить их способность к творческой
мечте и фантастике . Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .
Основное воспитательное значение сказки .
Цель сказочников.
Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка
совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к.
слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и
всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за
справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии
малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и
заключается основное воспитательное значение сказки .
Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою
воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека
волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого ,
переживать чужую судьбу , как свою .
Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать ,
укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность
сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не
человек .
Только эта способность , привитая с самого раннего детства и
доведенная в процессе развития до высочайшего уровня , создавала и
будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых ,
Горьких …
7. Специфика детского словотворчества .
Роль игровых стихов в творчестве ребенка
« Путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в
окружающем мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и
что именно в интересах реалистического воспитания детей следует
культивировать в детской среде такие стихи . Ибо так уж устроен
ребенок , что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе
реализм не только путем ознакомления с окружающим миром , но чаще и
успешнее всего именно при посредстве фантастики .
44. жабы по небу летают
45. рыбы по полю гуляют
46. мыши кошку изловили …
Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на
минуту не верит в их подлинность . Навязывание предметам
несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава . В
русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер
игры в обмолвку :
47. Полтора молока чистого кувшина .
48. Гладь , из - под собаки лают ворота .
49. Мужик схватил собаку и давай бить палку
Существует немало детских стихов , которые являются продуктами
игры , но эти стишки - перевертыши и сами по себе есть игра , игра
мыслительная , игра ума .
50. Будем кушать на диване , а спать на столе .
51. Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .
52. Возьмем дверь и откроем ключ .
Это проявление детского юмора и в то же время познавательное
отношение к миру .
Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на
каждом шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому
ребенку на определенном этапе его умственной жизни . В основе этих
причуд не юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо
давно уже чтало общепринятой истиной , что именно по средствам игры
ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков , нужных ему
для ориентации в жизни .
Педагогическая ценность перевертышей .
Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот
накопленный опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки
и новые способности .
Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так
» ребенок живо ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее
укрепляет ребенка в норме , и он еще выше оценивает свою твердую
ориентацию в мире . Он делает как бы экзамен своим умственным силам и
неизменно этот экзамен выдерживает , что значительно поднимает в нем
уважение к себе , уверенность в своем интеллекте , столь необходимую
ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : « Я - то не
обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки » ; « на дне
моря я не стану искать землянику . »
В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене - главное
значение игры в перевертыши .
В перевертышах можно выделить следующие разделы :
1 . Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества
большого : - комарище упавший с дуба )
2 . Перевертыши холодного и горячего ( холодному приписываются
качества горячего и наоборот : - я - то не обожгусь холодной водой )
3 . Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел
лапти )
4 . Перевертыши одежды ( - наденем фуражку на ноги , а сандали на
голову )
5 . Перевертыши явлений природы ( - море горит )
6 . Перевертыши ездока и коня ( - конь едет верхом )
7 . Перевертыши телесных недостатков (- слепые видят )
8 . Перевертыши действующих лиц ( - глядь , из - под собаки лают
ворота )
Вовлекая ребенка в « перевернутый мир » , мы не только не
наносим ущерба его интеллектуальной работе , но , напротив ,
способствуем ей , ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе
такой « перевернутый мир » , чтобы тем вернее утвердиться в законах ,
управляющих миром реальным .
Перевертыши есть такое же порождение игр .
Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество , которое ,
когда ребенок подрастает , увеличит его сопротивление всякой
неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами .
У ребенка вообще есть великая потребность смеяться . Дать ему
добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из
непосредственных задач воспитания .
Как дети слагают стихи .
Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком
усваивается общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает
не последнее место .
По представлению ребенка , многие слова живут парами : у
каждого из этих слов есть двойник , чаще всего являющийся его
антитезой . Узнав одно какое - нибудь слово , дети уже на третьем году
жизни начинают отыскивать то , которое связано с ним по контрасту .
При этом , конечно , возможны такие ошибки :
53. Вчера была сырая погода
54. А разве сегодня вареная ?
55. Это вода стоячая
56. А где же лежачая ?
Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками
по смыслу , но в большинстве случаев - по звуку . В представлении
детей понятия , параллельные по смыслу , должны быть параллельны по
звуку :
57. Расскажи начало , а кончала не надо .
58. Две открытки и одна закрытка
59. Желток - белток
В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они
облегчают речь ребенка .
Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова ,