Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы

Ложное истолкование слов

Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно

присутствует при их разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл

которых ему непонятен . Часто он пытается осмыслить их сам , не

обращаясь за объяснением к старшим , вполне уверенный, что эта задача

не представит для него особенных трудностей . Он решает ее « по

вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими другими

ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что ,

пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он

принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам .

34. - Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .

Слово отождествляется с вещью

Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер

, как и та вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать ,

отождествляется с вещью . Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые

пугают ребенка , именно потому и страшны для него , что в уме его

имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .

Фонетика

Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же

сложным , извилистым путем , каким он приходит к их нормативной

конструкции .

35. Кооператив :

пиф

пиф - пиф

апиф

39. капиф

40. каапиф

41. патиф

42. копатиф

43. кооператив

Роль фантазии и сказки в воспитании детей .

О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения

сказок Ф . М . Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :

« Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери

что - нибудь литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется ,

что это не совсем правильно : фантазия есть природная сила в человеке

, тем более во всяком ребенке , у которого она , с самых малых лет ,

преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует

утоления . Не давая ей утоления ; или умертвишь ее , или обратно -

дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно ) своими

собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону

ребенка преждевременно » .

Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок

бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без

фантазии и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание

новых гипотез , придумывание новых приборов , догадки о новых

химических соединениях - все это продукты фантазии .

Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в

окружающем мире , обогащает его душевную жизнь , заставляет его

почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за

справедливость , за добро , за свободу , и , когда надобность в ней

минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи - восьмилетнего

возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая

пища - не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и никто

не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .

Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее

, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития

период .

Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы

развить , укрепить , обогатить и направить их способность к творческой

мечте и фантастике . Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .

Основное воспитательное значение сказки .

Цель сказочников.

Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка

совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к.

слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и

всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за

справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии

малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и

заключается основное воспитательное значение сказки .

Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою

воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека

волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого ,

переживать чужую судьбу , как свою .

Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать ,

укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность

сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не

человек .

Только эта способность , привитая с самого раннего детства и

доведенная в процессе развития до высочайшего уровня , создавала и

будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых ,

Горьких …

7. Специфика детского словотворчества .

Роль игровых стихов в творчестве ребенка

« Путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в

окружающем мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и

что именно в интересах реалистического воспитания детей следует

культивировать в детской среде такие стихи . Ибо так уж устроен

ребенок , что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе

реализм не только путем ознакомления с окружающим миром , но чаще и

успешнее всего именно при посредстве фантастики .

44. жабы по небу летают

45. рыбы по полю гуляют

46. мыши кошку изловили …

Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на

минуту не верит в их подлинность . Навязывание предметам

несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава . В

русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер

игры в обмолвку :

47. Полтора молока чистого кувшина .

48. Гладь , из - под собаки лают ворота .

49. Мужик схватил собаку и давай бить палку

Существует немало детских стихов , которые являются продуктами

игры , но эти стишки - перевертыши и сами по себе есть игра , игра

мыслительная , игра ума .

50. Будем кушать на диване , а спать на столе .

51. Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .

52. Возьмем дверь и откроем ключ .

Это проявление детского юмора и в то же время познавательное

отношение к миру .

Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на

каждом шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому

ребенку на определенном этапе его умственной жизни . В основе этих

причуд не юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо

давно уже чтало общепринятой истиной , что именно по средствам игры

ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков , нужных ему

для ориентации в жизни .

Педагогическая ценность перевертышей .

Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот

накопленный опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки

и новые способности .

Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так

» ребенок живо ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее

укрепляет ребенка в норме , и он еще выше оценивает свою твердую

ориентацию в мире . Он делает как бы экзамен своим умственным силам и

неизменно этот экзамен выдерживает , что значительно поднимает в нем

уважение к себе , уверенность в своем интеллекте , столь необходимую

ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : « Я - то не

обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки » ; « на дне

моря я не стану искать землянику . »

В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене - главное

значение игры в перевертыши .

В перевертышах можно выделить следующие разделы :

1 . Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества

большого : - комарище упавший с дуба )

2 . Перевертыши холодного и горячего ( холодному приписываются

качества горячего и наоборот : - я - то не обожгусь холодной водой )

3 . Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел

лапти )

4 . Перевертыши одежды ( - наденем фуражку на ноги , а сандали на

голову )

5 . Перевертыши явлений природы ( - море горит )

6 . Перевертыши ездока и коня ( - конь едет верхом )

7 . Перевертыши телесных недостатков (- слепые видят )

8 . Перевертыши действующих лиц ( - глядь , из - под собаки лают

ворота )

Вовлекая ребенка в « перевернутый мир » , мы не только не

наносим ущерба его интеллектуальной работе , но , напротив ,

способствуем ей , ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе

такой « перевернутый мир » , чтобы тем вернее утвердиться в законах ,

управляющих миром реальным .

Перевертыши есть такое же порождение игр .

Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество , которое ,

когда ребенок подрастает , увеличит его сопротивление всякой

неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами .

У ребенка вообще есть великая потребность смеяться . Дать ему

добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из

непосредственных задач воспитания .

Как дети слагают стихи .

Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком

усваивается общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает

не последнее место .

По представлению ребенка , многие слова живут парами : у

каждого из этих слов есть двойник , чаще всего являющийся его

антитезой . Узнав одно какое - нибудь слово , дети уже на третьем году

жизни начинают отыскивать то , которое связано с ним по контрасту .

При этом , конечно , возможны такие ошибки :

53. Вчера была сырая погода

54. А разве сегодня вареная ?

55. Это вода стоячая

56. А где же лежачая ?

Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками

по смыслу , но в большинстве случаев - по звуку . В представлении

детей понятия , параллельные по смыслу , должны быть параллельны по

звуку :

57. Расскажи начало , а кончала не надо .

58. Две открытки и одна закрытка

59. Желток - белток

В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они

облегчают речь ребенка .

Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова ,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать