Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы

способности в детях через постепенное восхождение от легких к более

трудным понятиям , изложенным в сообразной с ними форме . Цель эта

достигается благодаря хорошему составлению книги . »

Главные доводы Белинского при определении круга детского

чтения : связь с жизнью , непременная художественность ,

« глубокость » и гуманность идей , целомудренность содержания ,

простота и , наконец , « истинная народность » .

4 Требования Белинского к детским писателям.

« … Нужно родиться , а не сделаться детским писателем . Тут

требуется не только талант , но и своего рода гений . Да, много ,

много нужно условий для образования детского писателя : тут нужна душа

благодатная , любящая , кроткая , спокойная , младенчески простодушная

; ум возвышенный , образованный , взгляд на предметы просветленный , и

не только живое воображение , но и живая поэтическая фантазия ,

способная представить все в одушевленных , радужных образах . Не

говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей ,

особенностей , оттенков детского возраста . Детские книги пишутся для

воспитания , а воспитание - великое дело : им решается участь человека

.

… Живая , поэтическая фантазия есть необходимое условие , в

числе других необходимых условий , для образования писателя для детей

: через нее и по средством ее должен он действовать на детей . В

детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души , первый

посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром

действительности . Дитя не требует выводов , доказательств и

логической последовательности : ему нужны образы , краски и звуки .

Дитя не любит идей : ему нужны историйки , повести , сказки , рассказы

. И посмотрите , как сильно у детей стремление ко всему

фантастическому , как жадно слушают они рассказы о мертвецах ,

привидениях , волшебствах . Что это показывает ? - потребность

бесконечного , начало чувства поэзии , которые находят для себя

удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном , отличающемся

неопределенностью идей и яркостью красок . Чтобы говорить образами ,

надо если не быть поэтом , то , по крайней мере , быть рассказчиком и

иметь фантазию живую , резвую , радужную . Чтобы говорить образами с

детьми , надо знать детей , надо самому быть взрослым ребенком , не в

прошлом значении этого слова , но родиться с характером младенчески

простодушным . Есть люди , которые любят детское общество и умеют

занять его и рассказом и разговором , и даже игрою , приняв в ней

участие : дети , со своей стороны , встречают этих людей с шумной

радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенною

доверчивостью , как на своих друзей . Про такого человека у нас , на

Руси , говорят : это детский праздник . Вот таких - то « детских

праздников » нужно и для детской литературы. Да - много , очень много

условий ! Такие писатели , подобно поэтам , родятся , а не делаются .

»

Белинский подвергает уничтожающей критике « фальшь и риторику

» , современной ему реакционной дворянской литературы , построенные по

« единому типу » , книги , пересыпанные нравственными , разжевывающими

моральные истины нравоучениями , которые должны естественно и

органически вытекать из « дела » , выявляться в

« художественной жизни образов » , представляться не в сухих рассказах

, а в повествованиях и картинах , полных жизни , движения ,

проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства .

« … Чем обычно отличаются повести для детей ? - дурно

склеенным рассказом , пересыпанным нравственными сентенциями . Цель

таких повестей - обманывать детей , искажая действительность .

… Пишите , пишите для детей , но только так , чтобы вашу

книгу с удовольствием прочел и взрослый и , прочтя , перенесся бы

мечтою в светлые годы своего младенчества .

Главное дело , как можно меньше сентенций , нравоучений и

резонерства : их не любят и взрослые , а дети просто ненавидят . Они

хотят в вас видеть друга , а не наставника , требуют от вас

наслаждения , а не скуки , рассказов , а не поучений . Дитя веселое,

доброе , живое , резвое , жадное до впечатлений , страстное к

рассказам , не чувствительное , а чувствующее .

… Но пока он еще дитя , дадим ему вполне насладиться

первобытным раем непосредственной теплоты , полноты бытия , этого

полного жизнею чистотой младенческой радости , источник , который

есть простодушное и целомудренное единство с рпиродою и

действительностью .

… Итак , если вы хотите писать для детей , не забывайте ,

что они не могут мыслить , но могут только рассуждать , или , лучше

сказать , резонерствовать , а это очень худо ! Резонерство иссушает в

детях источники жизни , любви , благодати ; оно делает их молоденькими

старичками … Чувство внутреннего , духовного созерцания истины - есть

дар природы , результат счастливой организации , и развитие этого дара

требуем мы от воспитания и детской литературы .

… Книги , которые пишутся для детей , должны входить в план

воспитания , как одна из важнейших его сторон …

5 Понимание Белинским специфики детской литературы .

1 ) Особенности мышления и эстетического восприятия ребенка - читателя

.

« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и

старые , и молодые , и деловые и ничего не делающие ; дети - также .

Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать

дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать

: первое зло положительное , второе - только отрицательное . Так ,

например , в детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство

изящного , как один из элементов человечности .

Нет ничего столь вредного и опасного , как неестественное и

несвоевременное развитие духа . Дитя должно быть дитятею , но не

юношею , не взрослым человеком . Первые впечатления сильны , - и

плодом неразборчивого чтения будет преждевременная мечтательность ,

пустая и ложная идеальность , отвращение от бодрой и здоровой

деятельности , наклонность к таким чувствам и положениям в жизни ,

которые не свойственны детскому возрасту . Всему своя череда .

Неестественно и преждевременно развившиеся дети - нравственные уроды .

Для детей предметы те же что и для взрослых людей , только

изложенные сообразно с их понятием . В детстве фантазия есть

преобладающая способность и сила души , дитя не требует выводов ,

доказательств и логической последовательности , ему нужны образы ,

краски и звуки . Наглядность признана теперь всеми единодушно самым

необходимым и могущественным помощником при учении …

… Посмотрите , как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть

самый сухой текст , лишь бы только он объяснил им содержание картинки

… Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца

переполняются чувством изящного , пусть и поэзия действует на них ,

как музыка . »

2) Борьба против антихудожественной дидактики , утверждение принципов

реалистического искусства в детской литературе .

« Чем обыкновенно отличаются , например , повести для детей ?

- Дурно склеенным рассказом , пересыпанным моральными сентенциями .

Цель таких повестей - обманывать детей , искажая в их глазах

действительность . Тут обыкновенно хлопочут из всех сил , чтобы убить

в детях всякую живость , резвость и шаловливость , которые составляют

необходимое условие юного возраста , вместо того , чтобы стараться

дать им хорошее направление и сообщить характер доброты ,

откровенности . Потом стараются приучить детей обдумывать и взвешивать

всякий свой поступок , словом , сделать их благоразумными резонерами ,

которые годятся только для классической комедии или трагедии , а не

думают о том , что все дело во внутреннем источнике духа .Потом

стараются уверять детей , что всякий поступок наказывается и всякое

хорошее действие награждается …»

Такая антихудожественная литература оказывает крайне вредное

воздействие на читателя . Белинский показывает как неразрывно связаны

идейность и художественность , воспитательное значение книги и ее

отношение к « истине » жизни. По словам Белинского , главная задача

писателя - воспитание нравственных качеств , пробуждение человечности

. Цель же нравоучительной дворянской литературы - обманывать бедных

детей , представляя жизнь искаженной . Особенно ненавистны Белинскому

те книги , в которых авторы , стремясь воспитать верных слуг царю и

отечеству , возводят в образец беспрекословное послушание , бездумное

подчинение авторитету - родителей , наставников .

« Книги для детей можно и должно писать , но хорошо и

полезно только то сочинение для детей , которое может занимать

взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение , а как

литературное произведение , писанное для всех … »

3) Особенности языка детских книг .

Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских

книг . Очень низкий уровень изданий и низкая культура переводов

вызывали его многочисленные замечания об их безграничности , жаргоне .

Белинский считал , что язык детской книги должен

отличаться чистотой и правильностью « быть цветущим в самой простоте »

.

« Детские книги должны отличаться особенною легкостью ,

чистотою и правильностью языка …

Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная

книга и красиво напечатанная , - она полезна и для детей , и для

взрослых …

Книга должна быть написана просто , умело , без излишних

потребностей , хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в

перспективе , обличающей память , переданы с живостью и

увлекательностью …

Целью детских книжек должно быть не столько занятие

детей каким - нибудь делом , не столько предохранение не от дурных

привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать