способности в детях через постепенное восхождение от легких к более
трудным понятиям , изложенным в сообразной с ними форме . Цель эта
достигается благодаря хорошему составлению книги . »
Главные доводы Белинского при определении круга детского
чтения : связь с жизнью , непременная художественность ,
« глубокость » и гуманность идей , целомудренность содержания ,
простота и , наконец , « истинная народность » .
4 Требования Белинского к детским писателям.
« … Нужно родиться , а не сделаться детским писателем . Тут
требуется не только талант , но и своего рода гений . Да, много ,
много нужно условий для образования детского писателя : тут нужна душа
благодатная , любящая , кроткая , спокойная , младенчески простодушная
; ум возвышенный , образованный , взгляд на предметы просветленный , и
не только живое воображение , но и живая поэтическая фантазия ,
способная представить все в одушевленных , радужных образах . Не
говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей ,
особенностей , оттенков детского возраста . Детские книги пишутся для
воспитания , а воспитание - великое дело : им решается участь человека
.
… Живая , поэтическая фантазия есть необходимое условие , в
числе других необходимых условий , для образования писателя для детей
: через нее и по средством ее должен он действовать на детей . В
детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души , первый
посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром
действительности . Дитя не требует выводов , доказательств и
логической последовательности : ему нужны образы , краски и звуки .
Дитя не любит идей : ему нужны историйки , повести , сказки , рассказы
. И посмотрите , как сильно у детей стремление ко всему
фантастическому , как жадно слушают они рассказы о мертвецах ,
привидениях , волшебствах . Что это показывает ? - потребность
бесконечного , начало чувства поэзии , которые находят для себя
удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном , отличающемся
неопределенностью идей и яркостью красок . Чтобы говорить образами ,
надо если не быть поэтом , то , по крайней мере , быть рассказчиком и
иметь фантазию живую , резвую , радужную . Чтобы говорить образами с
детьми , надо знать детей , надо самому быть взрослым ребенком , не в
прошлом значении этого слова , но родиться с характером младенчески
простодушным . Есть люди , которые любят детское общество и умеют
занять его и рассказом и разговором , и даже игрою , приняв в ней
участие : дети , со своей стороны , встречают этих людей с шумной
радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенною
доверчивостью , как на своих друзей . Про такого человека у нас , на
Руси , говорят : это детский праздник . Вот таких - то « детских
праздников » нужно и для детской литературы. Да - много , очень много
условий ! Такие писатели , подобно поэтам , родятся , а не делаются .
»
Белинский подвергает уничтожающей критике « фальшь и риторику
» , современной ему реакционной дворянской литературы , построенные по
« единому типу » , книги , пересыпанные нравственными , разжевывающими
моральные истины нравоучениями , которые должны естественно и
органически вытекать из « дела » , выявляться в
« художественной жизни образов » , представляться не в сухих рассказах
, а в повествованиях и картинах , полных жизни , движения ,
проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства .
« … Чем обычно отличаются повести для детей ? - дурно
склеенным рассказом , пересыпанным нравственными сентенциями . Цель
таких повестей - обманывать детей , искажая действительность .
… Пишите , пишите для детей , но только так , чтобы вашу
книгу с удовольствием прочел и взрослый и , прочтя , перенесся бы
мечтою в светлые годы своего младенчества .
Главное дело , как можно меньше сентенций , нравоучений и
резонерства : их не любят и взрослые , а дети просто ненавидят . Они
хотят в вас видеть друга , а не наставника , требуют от вас
наслаждения , а не скуки , рассказов , а не поучений . Дитя веселое,
доброе , живое , резвое , жадное до впечатлений , страстное к
рассказам , не чувствительное , а чувствующее .
… Но пока он еще дитя , дадим ему вполне насладиться
первобытным раем непосредственной теплоты , полноты бытия , этого
полного жизнею чистотой младенческой радости , источник , который
есть простодушное и целомудренное единство с рпиродою и
действительностью .
… Итак , если вы хотите писать для детей , не забывайте ,
что они не могут мыслить , но могут только рассуждать , или , лучше
сказать , резонерствовать , а это очень худо ! Резонерство иссушает в
детях источники жизни , любви , благодати ; оно делает их молоденькими
старичками … Чувство внутреннего , духовного созерцания истины - есть
дар природы , результат счастливой организации , и развитие этого дара
требуем мы от воспитания и детской литературы .
… Книги , которые пишутся для детей , должны входить в план
воспитания , как одна из важнейших его сторон …
5 Понимание Белинским специфики детской литературы .
1 ) Особенности мышления и эстетического восприятия ребенка - читателя
.
« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и
старые , и молодые , и деловые и ничего не делающие ; дети - также .
Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать
дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать
: первое зло положительное , второе - только отрицательное . Так ,
например , в детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство
изящного , как один из элементов человечности .
Нет ничего столь вредного и опасного , как неестественное и
несвоевременное развитие духа . Дитя должно быть дитятею , но не
юношею , не взрослым человеком . Первые впечатления сильны , - и
плодом неразборчивого чтения будет преждевременная мечтательность ,
пустая и ложная идеальность , отвращение от бодрой и здоровой
деятельности , наклонность к таким чувствам и положениям в жизни ,
которые не свойственны детскому возрасту . Всему своя череда .
Неестественно и преждевременно развившиеся дети - нравственные уроды .
Для детей предметы те же что и для взрослых людей , только
изложенные сообразно с их понятием . В детстве фантазия есть
преобладающая способность и сила души , дитя не требует выводов ,
доказательств и логической последовательности , ему нужны образы ,
краски и звуки . Наглядность признана теперь всеми единодушно самым
необходимым и могущественным помощником при учении …
… Посмотрите , как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть
самый сухой текст , лишь бы только он объяснил им содержание картинки
…
… Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца
переполняются чувством изящного , пусть и поэзия действует на них ,
как музыка . »
2) Борьба против антихудожественной дидактики , утверждение принципов
реалистического искусства в детской литературе .
« Чем обыкновенно отличаются , например , повести для детей ?
- Дурно склеенным рассказом , пересыпанным моральными сентенциями .
Цель таких повестей - обманывать детей , искажая в их глазах
действительность . Тут обыкновенно хлопочут из всех сил , чтобы убить
в детях всякую живость , резвость и шаловливость , которые составляют
необходимое условие юного возраста , вместо того , чтобы стараться
дать им хорошее направление и сообщить характер доброты ,
откровенности . Потом стараются приучить детей обдумывать и взвешивать
всякий свой поступок , словом , сделать их благоразумными резонерами ,
которые годятся только для классической комедии или трагедии , а не
думают о том , что все дело во внутреннем источнике духа .Потом
стараются уверять детей , что всякий поступок наказывается и всякое
хорошее действие награждается …»
Такая антихудожественная литература оказывает крайне вредное
воздействие на читателя . Белинский показывает как неразрывно связаны
идейность и художественность , воспитательное значение книги и ее
отношение к « истине » жизни. По словам Белинского , главная задача
писателя - воспитание нравственных качеств , пробуждение человечности
. Цель же нравоучительной дворянской литературы - обманывать бедных
детей , представляя жизнь искаженной . Особенно ненавистны Белинскому
те книги , в которых авторы , стремясь воспитать верных слуг царю и
отечеству , возводят в образец беспрекословное послушание , бездумное
подчинение авторитету - родителей , наставников .
« Книги для детей можно и должно писать , но хорошо и
полезно только то сочинение для детей , которое может занимать
взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение , а как
литературное произведение , писанное для всех … »
3) Особенности языка детских книг .
Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских
книг . Очень низкий уровень изданий и низкая культура переводов
вызывали его многочисленные замечания об их безграничности , жаргоне .
Белинский считал , что язык детской книги должен
отличаться чистотой и правильностью « быть цветущим в самой простоте »
.
« Детские книги должны отличаться особенною легкостью ,
чистотою и правильностью языка …
Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная
книга и красиво напечатанная , - она полезна и для детей , и для
взрослых …
Книга должна быть написана просто , умело , без излишних
потребностей , хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в
перспективе , обличающей память , переданы с живостью и
увлекательностью …
Целью детских книжек должно быть не столько занятие
детей каким - нибудь делом , не столько предохранение не от дурных
привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы