элементов человеческого духа - развитие чувства любви и чувство
бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно
быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство
предшествует знанию , кто не почувствовал истины , тот и не понял , и
не узнал ее . »
К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы .
От двух до пяти .
1 О особенности детской речи .
Подражание и творчество .
Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей
планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной
системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое
изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми
оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов ,
приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под
непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из
величайших чудес детской психической жизни .
Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает
основные богатства родного языка . И осваивает не как прилежный
зубрила , а как поэт .
У двух летних и трех летних детей такое чутье языка , что
создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а ,
напротив , очень метки , изящны , естественны :
« сердитки » - морщинки , « духлая » - пахнет духами , « всехный » -
всеобщий .
Сплошь и рядом случается , что ребенок изобретает слова ,
которые уже есть в языке , но неизвестны ни ему , ни окружающим (
обутка , одетка ) . Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам
, которые создавались народом в течении многих веков ( « льзя » -
можно , « удобриться » - смягчиться , « людь » - человек )
Чудесно овладевает детский ум методами , приемами , формами народного
словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет . Даже те
детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими .
Ребенок создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов .
Ребенок называет лошадку -
« лошада » т . к . лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее
уменьшительным именем ? Подушка для него - « подуха » , одуванчик - «
одуван » .
Когда трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка , она зашептала
в испуге :
- Мама , мама , какой ползук !
Неосознанное мастерство .
Переиначивая наши слова , ребенок не замечает своего
словотворчества и остается в уверенности , будто правильно повторяет
услышанное ( « сольница » - солонка , т . к . есть чайница , сахарница
) .
Такое неосознанное словесное творчество - один из самых
изумительных феноменов детства . Сам того не подозревая , он
направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить
созданное многими поколениями взрослых языковое богатство . Даже те
ошибки , которые не редко случается делать ребенку при этом творческом
усвоении речи , свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом
работы по координации знаний ( « почтаник » - почтальон , по аналогии
со словами с суффиксом - ник - ; пожарник , сапожник , печник ) .
Чтобы воспринять наш язык , ребенок в своем словотворчестве
копирует взрослых . Сам того не подозревая , он направляет все свои
усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими
поколениями взрослых языковое богатство .
С двух лет всякий ребенок становиться на короткое время
гениальным лингвистом , а к пяти - шести годам эту гениальность
утрачивает , т . к . к этому возрасту ребенок уже полностью овладел
основными принципами родного языка .
Когда мы говорим о творческой силе ребенка , о его чуткости , о
его речевой гениальности , мы не должны забывать , что общей основой
всех названных качеств является подражание , т . к . всякое новое
слово , создаваемое ребенком , твориться им в соответствии с нормами ,
которые даны ему взрослыми .
Народная этимология .
В большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы
возможно точнее скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во
всей точности нашу « взрослую » речь , они бессознательно исправляют
ее ; изумительна та виртуозность , с которой , переменяя в услышанном
слове один только звук , они заставляют это слово подчинятся их логике
, их ощущению вещей :
* Буся метко обозвал бормашину зубного врача - больмашиной .
2. Леля называет сухарик - кусариком .
* - У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .
Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и
творчества .
Осмысление речи бессмыслицей .
Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице .
3. Царь дрожащего творенья - « Царь , дрожащий от варенья ».
4. Властелин души моей - « Пластилин души моей » .
5. Терпи , казак , атаманом будешь - « Терпи , коза , а то мамой
будешь » .
Путем минимального изменения в звуковой структуре непонятного
слова ребенок , незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой
новой редакции выдвигаются существеннейшие ( с точки зрения ребенка )
качества того лица или предмета , которые данными словами обозначены (
язык - лизык , слюнка - плюнка ) .
Эти языковые процессы в речи детей занимают не последнее место .
Действенность .
Ребячьи слова в большинстве случаев изображают предметы
исключительно со стороны действия .
6. « строганок » - то , чем строгают
7. « копатка » - то , чем копают
8. « лизык » - то , что лижет
9. « колоток » - то , чем колотят
Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета .
Почти все исправления , вносимые ребенком в нашу « взрослую »
речь , заключаются именно в том , что он выдвигает на первое место
динамику .
5. Завоевание грамматики .
За - вы - на - рас - об
Велико у детей тяготение к глаголу , что им буквально не
хватает глаголов , существующих во « взрослом » языке . Приходится
создавать свои собственные .
10. - часы часикают
11. - я намакаронился
12. - видишь , как я хорошо приудобился
13. - погоди , я еще не отсонился
В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову именно
тот оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок
поступает в полном соответствии с исконными нормами родного языка .
Самые смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за
рамки общенациональных языковых традиций .
Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни
вполне овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно
угадывает значение каждой из них .
14. Мама , отпачкай мне рубашку !
Льзя - нельзя
Любопытная особенность детских приставок : они никогда не
срастаются с корнем . Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше ,
чем взрослый .
15. - Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .
16. - Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !
17. - Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !
Он и она
Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.
Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь .
18. - Я не черепаха , я черепах .
19. - Синица - синиц .
20. - Русалка - русал .
Прилагательные
Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи
детей . Но даже в том небольшом их числе , тоже явственно выразилось
присущее детям чутье языка .
21. - Червячее яблоко
22. - Клевачий петух
23. - Махучий хвост
Скрещивание слов
24. - Моя чашка такая блистенькая
В этом слове слиты два разных слова , корни которых различны (
блестящая и чистенькая сразу ) .
Дети по инерции могут создать из любой глагольной формы любую
глагольную форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому
развитию детей , чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с
самым пытливым исследованием того материала , который предлагают им
взрослые .
25. - Начальная школа - это где начальники учатся ?
Типичные ошибки детей
Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются
притяжательные .
26. - Этажерка - эта жерка , та жерка
27. - Табуретка - та буретка и эта буретка
Труднее всего малым детям даются капризные формы
разноспрягаемых глаголов .
28. - Папа воевает
29. - Мы сплим
30. - Лампа зажгита
Анализ языкового наследия взрослых
Дети вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один
единственный , прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою
целая фраза .
31. - Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то
странно себя вести )
32. - Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .
Тут все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами ,
словесными формулами , а маленькие дети - вещами , предметами
предметного мира . Их мысль на первых порах связана только с
конкретными образами . Потому - то они так горячо возражают против
наших аллегорий и метафор .
Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом
корне данного слова есть отчетливый смысл , не может простить нам «
бессмыслиц » , которые мы вводим в нашу речь . Иногда ребенок
протестует не против смысла , а против фонетики данного слова .
Ребенок усваивает нашу « взрослую » речь не только путем
подражания , но и противоборствуя ей . Это противоборство бывает
двоякое :
1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он
забраковал наши слова и заменил их другими .
2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им
речений .
И в том , и в другом случае основные законы установленной,
выработанной взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если
же он восстает против некоторых наших речений , то лишь для того ,
чтобы вступиться за эти законы .
33. - Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .