принадлежащие к одной категории понятий , и таким образом
систематизировать их либо по контрасту , либо по сходству .
60. Генералы - сухопутные ,
61. Адмиралы - воднопутные
Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И
когда она случайно подвернется ему в разговоре , он играет ею :
62. Вот туда , где вода ,
63. Вот туда , где вода .
64. Это разве ложка ?
65. Это просто кошка .
Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени
всем детям от двух до пяти : все они с удовольствием предаются
длительным играм в созвучия :
66. Галюнчик , малюнчик .
67. Галюха , малюха .
Таким образом , рифма есть , так сказать , побочный продукт
этой неумолимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом , и
продукт чрезвычайно полезный : благодаря ему тяжелая работа ощущается
ребенком как игра .
Детское стихотворчество - признак избытка играющих сил . Оно
явление такого же порядка , как кувыркание или махание руками .
68. Я не танк волоку ,
69. Я в галопию скаку !
До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт , и певец , и
плясун одновременно , а теперь стихотворство становиться для него
самостоятельной деятельностью , отдельной от всякого другого искусства
.
На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу
переходят от эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :
70. Лежит рядочком с брюквой
71. И кажется , вот - вот
72. От счастья громко хрюкнет
73. И хвостиком махнет .
Стихи для детей - норма человеческой речи , естественное
выражение их чувств и мыслей .
2 Заповеди для детских поэтов .
Основополагающие принципы , положенные в основу
заповедей .
1 . Учиться у народа . Учиться у детей .
В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу ,
которая живет более ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно
поставлен знак равенства между детьми и народом .
Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по
словарю и по дикции .
Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с
непревзойденным совершенством воссоздали народную речь , у нас будет
полное право сказать , что русский народ продиктовал своим гениальным
писателям все лучшие детские книги .
Это детские стихотворения Некрасова , детские книги
Л . Толстого , Ушинского , насквозь пропитанные нашим фольклором .
Единственный компас для писателей - народная поэзия . Задача
писателей - не точная имитация старинного народного творчества . Но не
только у народа должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо
знать потребности и вкусы малолетних читателей , воспитывать их ,
влиять , формировать как личность .
2 . Образность и действенность
74. 1 заповедь - графичность .
Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе ,
а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо
мышлению младших детей свойственна образность .
« Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот задом наперед .
А за ним комарики на воздушном шарике . »
75. 2 заповедь - наивысшая смена образов .
Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину
своей эффективности .
« Муха криком кричит ,
Надрывается ,
А злодей молчит ,
Ухмыляется . »
76. 3 заповедь - словесная живопись должна быть лирична .
Словесная живопись должна быть лирична .
Поэт - рисовальщик должен быть поэтом - певцом . Ребенку мало видеть
тот или иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих
стихах были песни и пляски .
« И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит :
Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »
4 заповедь - подвижность и переменчивость ритма .
Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия
фактуры стиха используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .
« Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть .
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в пасть ? »
3 . Музыка
78. 5 заповедь - повышенная музыкальность .
Нужна повышенная музыкальность поэтической речи , плавность ,
текучесть звуков .
« Курица - красавица у меня жила ,
Ах , какая умная курица была . »
4 . Рифмы . Структура стихов .
79. 6 заповедь
Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком
расстоянии одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу
.
« И сейчас же к нему из - за елки
Выбегают мохнатые волки :
« Садись , Айболит , верхом ,
Мы живо тебя довезем ! »»
80. 7 заповедь
Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны
быть главными носителями смысла всей фразы .
« Таня - Ваня задрожали -
Бармалея увидали .
Он по Африке идет ,
На всю Африку поет : … »
81. 8 заповедь
Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной
жизнью и составлять отдельный организм .
« Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало .
Глянул заинька в окно ,
Стало заиньке темно . »
5 . Отказ от эпитетов . Ритмика .
82. 9 заповедь
Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по -
настоящему волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое
чередование событий .
« У меня зазвонил телефон .
- Кто говорит ?
- Слон .
- Откуда ?
- От верблюда .
- Что вам надо ?
- Шоколада . »
83. 10 заповедь
Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей
.
« Дон , дон , дон , дон !
Загорелся кошкин дом … »
6 . Игровые стихи
84. 11 заповедь
Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших
и средних дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен
играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют
не только вещами но и произносимыми звуками .
« Жила - была мышка Мауси .
И вдруг , увидела Котауси .
У Котауси злые глазауси
И злые - презлые зубауси . »
12 заповедь
Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .
13 заповедь
В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к
ребенку , сколько приспособлять его к себе , к своим
« взрослым » ощущениям и мыслям .
Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов « мало -
помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей , дабы путем
постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию
великих поэтов » .
3 Анализ сказки К . И . Чуковского «Айболит »
В основе поэмы - сказки К . И . Чуковского « Айболит » , лежит
тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной , но в
то же время очень интересной профессии - доктор ( врач лечащий людей
и животных ) .
Доктор Айболит в центре сюжета . Он является воплощением доброты
, ума , чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к
поставленной цели , побеждающим все зло - и это главные качества
характеризующие большинство героев сказок Чуковского .
Идеей сказки является факт исцеления бедных , больных животных
живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом .
Создавая сказки для малышей К . И . Чуковский непосредственно
следовал своим заповедям . Сказка написана простым детским языком ,
эмоциональна , доступна для детей , легко воспринимается , но в то же
время она оказывает большое воспитательное значение .
Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :
1 . Соблюдена графичность и образность .
« Но вот перед ним море -
Бушует , шумит на просторе .
А в море высокая ходит волна ,
Сейчас Айболита проглотит она …
Но тут выплывает кит :
« Садись на меня , Айболит ,
И , как большой пароход ,
Тебя повезу я вперед ! » »
2. Наивысшая смена образов
« Мы живем на Занзибаре ,
В Калахари и Сахаре ,
На горе Фернандо - По ,
Где гуляет Гиппо - попо
По широкой Лимпопо » .
3 . Живопись лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение
постоянного движения .
« И пришла к Айболиту лиса …
И пришел к Айболиту барбос …
И прибежала зайчиха
И закричала : « Ай , ай !
Мой зайчик попал под трамвай !
Он бежал по дорожке ,
И ему перерезало ножки ,
И теперь он больной и хромой ,
Маленький заинька мой ! »
Вместе с его героями тоже хочется , что то делать , как то
действовать , чем то помочь .
4 . Подвижность и переменчивость ритма .
« Но вот , поглядите , какая - то птица
Все ближе и ближе по воздуху мчится .
На птице , глядите , сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит :
« Да здравствует милая Африка ! » »
5 . Музыкальность поэтической речи .
« Вот и Гиппо , вот и Попо ,
Гиппо - попо, Гиппо - попо !
Вот идет Гиппопотам .
Он идет от Занзибара ,
Он идет к Килиманджаро -
И кричит он , и поет он :
« Слава , слава Айболиту !
Слава добрым докторам ! » »
Песня гиппопотама звучит , как гимн для докторов .
6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве .
« И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет , и хохочет ,
Будто кто ее щекочет .
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются , заливаются -
Так , что дубы сотрясаются . »
7 . Каждая строка живет собственной жизнью .
« Добрый доктор Айболит !
Он под деревом сидит .
Приходи к нему лечиться
И корова , и волчица ,
И жучок , и червячок ,
И медведица !
Всех излечит , исцелит
Добрый доктор Айболит ! »
8 . Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах .
« « Что такое ? Неужели
Ваши дети заболели ? » -
« Да - да - да ! У них ангина ,
Скарлатина , холерина ,
Дифтерит , аппендицит ,
Малярия и бронхит !
Приходите же скорее ,
Добрый доктор Айболит ! » »
Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы .
9 . Стихи не загромождены прилагательными .
« Ладно , ладно , побегу ,
Вашим детям помогу .
Только где же вы живете ?
На горе или в болоте ? »
10 . Преобладает движение , основной ритм - хорей .
« И встал Айболит , побежал Айболит ,
По полям , по лесам , по лугам он бежит .
И одно только слово твердит Айболит :
« Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! » »
11 . Присутствует игра .
« И бежит Айболит к бегемотикам ,
И хлопает их по животикам ,
И всем по порядку
Дает шоколадку ,
И ставит и ставит им градусники !
И к полосатым
Бежит он тигрятам ,
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам ,
И каждого гоголем ,
Каждого моголем ,
Гоголем - моголем ,
Гоголем - моголем ,
Гоголем - моголем потчует . »
12 . Поэзия для детей - поэзия для взрослых .
« Десять ночей Айболит
Не ест , не пьет и не спит ,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники . »
13 . Частые повторы придают большую эмоциональность сказке .
« И тут же страусята
Визжат , как поросята ,
Ах , жалко , жалко , жалко
Бедных страусят !
И корь и дифтерит у них ,
И оспа и бронхит у них ,
И голова болит у них ,
И горлышко болит . »
Мы видим , что К . И . Чуковский прекрасно использовал свои
заповеди в сказке « Айболит » . Эту сказку и сейчас очень любят дети ,
и после будут любить и читать ее вновь и вновь . Это все благодаря
высокому мастерству и таланту великого поэта .