Петр I и исторические результаты совершенной им революции

аппарата и безумных трат на фабрики и заводы, большинство которых

прекратило свое существование вскоре после Петра I. Ведь сам же Ключевский

двумя страницами ранее, подводя итог "достижениям" новой, европеизированной

Петром I, России, пишет:

"Все эти неправильности имели один общий источник —

несоответственное отношение высшей политики государства к внутреннему росту

народа: народные силы в своем развитии отставали от задач, становившихся

перед государством, вследствие его ускоренного внешнего роста, духовная

работа народа не поспевала за материальной деятельностью государства.

Государство пухло, а народ хирел".

Таков был итог Петровской революции — "государство пухло, а народ

хирел". Вот к чему привело стремление играть роль в Европе, вместо того,

чтобы планомерно развивать политические и экономические силы страны. Но

признавшись, что итогом деятельности Петра и созданного им направления, при

котором правители больше старались играть роль в Европе, чем заниматься

улучшением жизни народа, было подчинение внутренних интересов вопросам

внешней политики государства, Ключевский, как и все видные русские

историки, отнюдь не применяет того критерия к революционной деятельности

Петра I, который применяет Костомаров к Московской Руси, замечая, что "в

истории, как и в жизни, раз сделанный промах ведет за собой ряд других и

испорченное в несколько месяцев и годов, исправляется целыми веками".

Ключевский, как и все другие русские историки, принадлежал к лагерю

русской интеллигенции, исторически порожденной революцией Петра и потому не

желал осуждать своего духовного отца. В результате в русской историографии

восторжествовал принцип двух критериев: один критерий применялся при оценке

Московской Руси и другой для Петровского периода. За что осуждали

Московскую Русь, за то хвалили Петербургский период. Короче говоря, вместо

того, чтобы руководиться исторической истиной, историки стали

руководствоваться своими политическими симпатиями и антипатиями. История

была заменена политическими соображениями.

У большевиков тоже "государство пухнет, а народ хиреет". Возникает

естественный вопрос, как же разобраться, когда же бывает хорошо и когда

плохо, "когда государство пухнет, а народ хиреет". И можно ли вообще

государственных деятелей, доводящих государство и народ до такого состояния

называть "Великими" или "гениальными". Ни дореволюционные, ни советские, ни

эмигрантские историки на эти вопросы ответить не могут, потому что они

обычно прибегают к двум, а не к единому нравственному критерию. Одни и те

же действия они расценивают двояко, в зависимости от того, что их сердцу

люб и кто ненавистен.

Но там, где действует чувство или политическое пристрастие, там нет

места исторической истине. Историческую истину о прошлом русского народа

смогут восстановить только историки, которые будут во всех случаях

руководиться только одним и тем же нравственным принципом. Только тогда

русская история освободится от огромного числа исторических и политических

мифов, созданных "русской" историографией, развивавшейся под влиянием

занесенных русским масонством чужеродных европейских политических идей.

Сейчас же, и в России, и в эмиграции, большинство русских людей находится в

плену у исторических и политических мифов. В таком положении находятся не

только левые круги эмиграции, но и правые круги, люди так называемого

национального лагеря, в большинстве своем, как девочка из рассказа

Салтыкова-Щедрина, не знающие, "где правая и где левая сторона".

Поэтому они равно верят мифу о Петре как спасителе России. Вот

почему в правых кругах царит такая потрясающая путаница в мировоззрении и

вот почему у правых очень часто оказываются одни и те же кумиры, что и у

левых.

III

Даже такой убежденный западник, как профессор Г. Федотов, и тот

признает, что:

"Петру удалось на века расколоть Россию: на два общества, два

народа, переставших понимать друг друга. Разверзлась пропасть между

дворянством (сначала одним дворянством) и народом (всеми остальными

классами общества) — та пропасть, которую пытается завалить своими трупами

интеллигенция XIX века. Отныне рост одной культуры, импортной, совершается

за счет другой — национальной. Школа и книга делаются орудием обезличения,

опустошения народной души. Я здесь не касаюсь социальной опасности раскола:

над крестьянством, по безграмотности своей оставшимся верным христианству и

национальной культуре, стоит класс господ, получивших над ними право жизни

и смерти, презиравших его веру, его быт, одежду и язык и, в свою очередь

презираемых им. Результат приблизительно получился тот же, как если бы

Россия подверглась польскому или немецкому завоеванию, которое обратив в

рабство туземное население, поставило бы над, ним класс иноземцев-феодалов,

лишь постепенно, с каждым поколением поддающихся обрусению".

В книге Г. Федотова "И есть и будет" ("Размышления о России и

революции") мы встречаем такие признания:

"Россия с Петра перестала быть понятной русскому народу. Он не

представлял себе ни ее границ, ни ее задач, ни ее внешних врагов, которые

были ясны и конкретны для него в Московском Царстве. Выветривание

государственного сознания продолжалось беспрерывно в народных массах

Империи".

"Петровская реформа, как мокрой губкой, стерла родовые воспоминания.

Кажется, что вместе с европейской одеждой русский дворянин впервые родился

на свет. Забыты века, в течение которых этот класс складывался и

воспитывался в старой Москве на деле государевом".

"Со времени европеизации высших слоев русского общества, дворянство

видело в народе дикаря, хотя бы и невинного, как дикарь Руссо; народ

смотрел на господ как на вероотступников и полунемцев. Было бы

преувеличением говорить о взаимной ненависти, но можно говорить о

презрении, рождающемся из непонимания".

"Разумеется, за всеми частными поводами для недоброжелательства

зияла все та же пропасть, разверзшаяся с Петра. Интеллигенция, как

дворянское детище осталась на той стороне, немецкой безбожной, едва ли не

поганой"...

Такие признания делает Г. Федотов, убежденный западник, интеллигент

96 пробы.

Яростный противник самодержавия А. Герцен и тот признался, что

"Крестьяне не приняли преобразований Петра Великого. Они остались верными

хранителями народности".

В статье "Новая фаза русской литературы" А. Герцен, вождь русских

западников, дал следующую оценку результатов совершенной Петром революции:

"Петр I хотел создать сильное государство с пассивным народом. Он презирал

русский народ, в котором любил одну численность и силу, и доводил

денационализацию гораздо дальше, чем делает это современное правительство в

Польше.

Борода считалась за преступление; кафтан — за возмущение; портным

угрожала смерть за шитье русского платья для русских, — это, конечно, nec

plus ultra.

Правительство, помещик, офицер, столоначальник, управитель

(интендант), иноземец только то и делали, что повторяли — и это в течении,

по меньшей мере шести поколений — повеление Петра I: перестань быть русским

и ты окажешь великую услугу отечеству".

IV

Петр в наши дни имеет горячих защитников не только в лице

большевиков. Имеет он поклонников и в лице разношерстной интеллигентской

камарильи, обретающейся заграницей (эсеров, либералов, меньшевиков, кадетов

и т.д.). Уважают Петра Великого, конечно, и жалкие эпигоны русского

западничества, поклонники западных дирижизмов и солидаризмов — бывшие

русские националисты-солидаристы.

Большевики давно и серьезно признали Петра своим предшественником и

все время проводят, и надо сказать не без основания, параллели между

жестокой, антинациональной эпохой Петра и такой же жестокой и

антинациональной эпохой Ленина и Сталина. Даже памятник Петру собираются

ставить в Воронеже.

В главе "Самосознание Петербургского периода" Л. Тихомиров, подводя

итоги начатого Петром периода просвещения, говорит, что "сильный рост

Империи, вхождение в ее состав множества разных племен сильно затруднял

работу по выработке национального самосознания.

В период ученического просвещения, когда приходилось вырабатывать

свое самосознание, Россия вливала в себя массу новых, нерусских элементов,

каждый из которых должен был изменять самую природу ее национальности.

Работа самосознания происходила так сказать, в субъекте беспрерывно

меняющемся".

Поставив вопрос не является ли нынешний русский народ психологически

новым народом, Тихомиров на этот вопрос отвечает отрицательно. "Общий тип

современной русской национальности, в психологическом типе, несомненно,

остался тот же, как был в Московской Руси. Сравнение исторически известных

личностей и деятелей, сравнение песен, пословиц и т.д. несомненно убеждает,

что в общем русский народ XX века в высшей степени сходен с народом ХVII

века".

Объясняется это по мнению Л. Тихомирова тем, что "русская

национальность и раньше сложилась, как тип смешанный. Новые примеси, —

особенно столь разнообразные — не мешали, поэтому, сохранению прежнего типа

и, быть может, даже способствовали его более яркому выражению".

"Если тип русского, — пишет Л. Тихомиров, — остался тот же, то его

характеристическая "универсальность" проявилась еще больше и сознательная

разгадка его всеми наблюдателями признавалась очень нелегкою. Русским,

ввиду указанных выше причин, в период его ученического просвещения выпали

очень тяжелые задачи в области самопознания. Усложнило эту работу еще

больше заимствование Петром западных форм государственного строительства.

Рабское усвоение образованными русскими духа и форм западной

культуры, которую они восприняли как "общечеловеческую" привело к

сильнейшей форме космополитизма и презрению ко всему русскому, в том числе

и к национальному государству и национальной власти".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать