Петр I и исторические результаты совершенной им революции

политической концепции случаях историки считают, что "Глас народа — глас

божий", а в невыгодных — законные идейные устремления народа объявляют

"бессмысленными бунтами", реакционными по своей сущности. Так именно все

историки оценивают не только стрелецкий бунт 1698 года, но и все другие

восстания народных масс против Петра I.

На самом же деле ничего реакционного в народных восстаниях против

антинациональной революционной деятельности Петра I не было. Это была

законная и естественная реакция народа против беспощадного разрушения всех

основ национальной религии и национального уклада жизни. Уже само поведение

царя было вызовом народу. Петр открыто презирал все народные обычаи. Он

сбросил парчовые царские одежды, нарядился в иноземные камзолы. Законную

царицу заточил в монастырь, а сам стал сожительствовать с "Монсовой

девкой". Пьянствовал с иностранцами, создал в Кокуе "всешутейший собор",

кощунственную пародию на православную церковь, церковные соборы и

патриарха.

Бунт стрельцов 1698 года вовсе не был бессмысленным бунтом слепых

защитников московского варварства. Это был естественный бунт против

презирающего свой народ и национальные традиции, нечестивого отступника. И

верхи и низы народа поняли, что Петр решил не продолжать усвоение отдельных

сторон западной цивилизации, как это делали предшествующие ему цари,

улучшить и еще более укрепить милое их уму и сердцу здание самобытной

русской культуры и цивилизации, а что Петр решил разрушить все основы

Московской Руси.

Законное возмущение народа привело к восстаниям против "царя

кутилки" и "мироеда".

"В населении укоренялась мысль, что наступает конец мира, говорили о

пришествии Антихриста, чтобы не отдаться в руки правительства тысячи

предпочитали покончить сами собой.

Сотни людей, собравшись вместе, погибали голодной смертью или

подвергали себя самосожжению. Такое самоубийство считалось делом

богоугодным. По всей стране, в глухих лесах, пылали костры, где

старообрядцы со своими женами и детьми добровольно погибали в огне.

Обыкновенно эти самосожжения происходили на глазах воинских команд,

открывших убежища беглецов. Нередко бывали случаи, когда во время таких

самосожжений с пением молитв погибало 800-1000 человек одновременно".

2700 человек сожгло себя в Палеостровском скиту, 1920 человек в

Пудожском погосте.

Брадобритие по понятию русских было грехом. Сам Христос носил

бороду, носили бороды и апостолы, бороду должны носить и все православные.

Только еретики бреют бороду. Петр, вернувшись из Европы приказал насильно

брить бороды и носить иноземное платье. У городских застав находились

специальные соглядатаи, которые отрезали у прохожих и проезжих бороды и

обрезывали полы у длинной национального покроя одежды. У сопротивлявшихся

бороды просто вырывались с корнем.

4 января 1700 года всем жителям Москвы было приказано одеться в

иноземные платья. На исполнение приказа было дано два дня. На седлах

русского образца было запрещено ездить. Купцам за продажу русского платья

был милостиво обещан кнут, конфискация имущества и каторга.

"Не понимая происходящего, — констатирует С. Платонов, — все

недовольные с недоумением ставили себе вопрос о Петре: "какой он царь?" и

не находили ответа. Поведение Петра, для массы загадочное, ничем не похоже

на старый традиционный чин жизни московских государей, приводило к другому

вопросу: "никакого в нашем царстве государя нет?" И многие решались

утверждать о Петре, что "это не государь, что ныне владеет". Дойдя до этой

страшной догадки, народная фантазия принялась усиленно работать, чтобы

ответить себе, кто же такой Петр или тот, "кто ныне владеет?"

Уже в первые годы XVIII в. появилось несколько ответов. Заграничная

поездка Петра дала предлог к одному ответу; "немецкие" привычки Петра

создали другой. На почве религиозного консерватизма вырос третий ответ,

столь же легендарный, как и первые два. Во-первых, стали рассказывать, что

Петр во время поездки заграницу был пленен в Швеции и там "закладен в

столб", а на Русь выпущен вместо него царствовать немчин, который и владеет

царством. Вариантами к этой легенде служили рассказы о том, что Петр в

Швеции не закладен в столб, а посажен в бочку и пущен в море. Существовал

рассказ и такой, что в бочке погиб за Петра верный старец, а Петр жив,

скоро вернется на Русь и прогонит самозванца-немчина. Во-вторых, ходила в

народе легенда о том, будто Петр родился от "немки беззаконной", он

замененный. "И как царица Наталья Кирилловна стала отходить с сего света и

в то число говорила: ты, де, не сын мой, замененный". На чем основалось

такое объяснение происхождения Петра, высказывали наивно сами рассказчики

легенды: "велит носить немецкое платье знатно, что родился от немки". В-

третьих, наконец, в среде, кажется, раскольничьей, выросло убеждение, что

Петр антихрист, потому что гонит православие, "разрушает веру

христианскую". Получив широкое распространение в темной массе народа, все

эти легенды спутывались, варьировались без конца и соединялись в одно

определение Петра: "он не государь — латыш: поста никакого не имеет; он

льстец, антихрист, рожден от нечистой девицы".

"...Мироед! — говорили в народе, — весь мир переел: на него,

кутилку, перевода нет, только переводит добрые головы". "С тех пор, как он

на царство сел, красных дней но видно, все рубли да полтины".

В 1705 году вспыхнуло восстание в Астрахани. Бунт начался из-за

того, что Петровский губернатор поставил у дверей церквей солдат и приказал

у всех, кто приходит с бородами, вырывать их с корнем.

"Стали мы в Астрахани, — писали в своих грамотах астраханцы, — за

веру христианскую и за брадобритие, и за немецкое платье, и за табак, и что

к церкви нас и жен наших и детей в русском старом платье не пущали, а

которые в церковь Божью ходили и у тех платье обрезывали и от церквей

Божьих отлучали, выбивали вон и всякое ругательство нам и женам нашим и

детям чинили воеводы и начальные люди".

В своей челобитной царю астраханские люди жаловались на притеснения

со стороны поставленных Петром иностранцев. "А полковники и начальные люди

немцы, — указывалось в челобитной, — ругаючись христианству многие тягости

им чинили и безвинно били в службах, по постным дням мясо есть заставляли и

всякое ругательство женам и детям чинили". Иностранцы служилых людей и жен

их "по щекам и палками били". Полковник Девин тех, "кто придет бить челом и

челобитчиков бил и увечил на смерть, и велел им и женам, и детям их делать

немецкое платье безвременно, и они домы свои продавали и образа святые

закладывали; и усы и бороды брил и щипками рвал насильственно".

Один из вождей восстания говорил: "Здесь стали за правду и

христианскую веру... Ныне нареченный царь, который называется царем, а

христианскую веру нарушил: он уже умер душою и телом, не всякому так

умереть". Восстание в Астрахани продолжалось восемь месяцев.

В 1707 году по тем же религиозным и национальным мотивам поднимает

восстание на Дону казак Булавин. К Булавину собирались все, кто хотел

постоять "за истинную веру христианскую" против "худых людей и князей и

бояр, и прибыльщиков и немцев и Петровых судей". Во время восстания тысячи

и тысячи отдали свои жизни в борьбе за "старую веру и дом Пресвятой

Богородицы" и за всю чернь. Восстание было ликвидировано только к осени

1708 года. Часть восставших, не желая подчиниться царю-отступнику, вместе с

атаманом Некрасовым (около 2.000 чел.) ушла в Турцию. Как и следовало

ожидать, особенно сильное сопротивление предпринятой Петром революционной

ломке основ русской национальной жизни, оказали старообрядцы.

Возникает небывалое до тех пор еще в мировой истории событие, народ

начинает бороться с царем как с Антихристом. В то время когда широкие массы

народа начинают считать Петра Антихристом, Платонов считает "что роль Петра

в проведении реформ была сознательна и влиятельна, разумна и компетентна".

II

В раскольническом сочинении "Собрание святого писания об Антихристе"

давалась следующая оценка антинациональной деятельности Петра I:

"И той лжехристос нача превозноситися паче всех глаголемых богов,

сиречь помазанников и нача величатися и славитися пред всеми, гоня и муча

православных христиан, истребляя от земли память их, распространяя свою

новую жидовскую веру и Церковь во всей России; в 1700 г. обнови по

совершенноем своея злобы совершении, новолетие Янусовское и узаконив от

оного вести исчисление, а в 1721 г. приях на себя титлу патриаршую,

именовася Отцом Отечества и главой Церкви Российской и бысть самовластен,

не имея никого в равенстве себе, восхитив на себя неточию царскую власть,

но и святительскую и Божию, бысть самовластный пастырь, едина безглавная

глава над всеми, противник Христов, Антихрист...

Якоже папа в Риме, тако и сей лжехристос нача гонити и льстити и

искоренити остаток в России православные веры, и свои новые умыслы уставляя

и новые законоположения полагая, по духовному и по гражданскому

расположению, состави многие регламенты и разосла многие указы во всю

Россию с великим угрешением о непременном исполнении онях, и устави Сенат и

Синод и сам бысть над ними главою, судьей главнейшим; и тако нача той

глаголемый Бог паче меры возвышатися. Той же Лжехристос сие содела от

гордости живущего в нем духа, учини народное описание, исчисляя вся мужска

пола и женска, старых и младенцев, и живых и мертвых, возвышался над ними и

изыскуя всех дабы ни един мог сокрытися рук его и обладая их даньми

великими не точию на живых, но и на мертвых таково тиранство учини — и с

мертвых дани востребовав: сего и в давние времена бывшие мучители не

творили. И тако той Лжехристос восхитив на себя царскую и святительскую

власть и вступи на высочайшую степень патриаршескую, яко свидетельствует о

том изданная им книга "Духовный Регламент" лист 3 в 9 пунктах: како для

чего уничтожи патриаршество, дабы ему единому властвовать, не имея равна

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать