Петр I и исторические результаты совершенной им революции

конституцией Москвы. Так где же было больше гражданственности: в quius

relio, или в тех москвичах, которые ликвидировали Лжедимитрия за нарушение

московской традиции? "

Правда, во время раскола русская народная душа пережила сильную

драму. Ведь, как верно пишет Лев Тихомиров в главе "Противоречие принципов

Петровской эпохи", — "государственные принципы всякого народа тесно связаны

с его национальным самосознанием, с его представлениями о целях его

существования".

Карамзин пишет, что все реформы в Московской Руси делались

"постепенно, тихо, едва заметно, как естественное вырастание, без порывов

насилия. Мы заимствовали, но как бы нехотя, применяя все к нашему и новое

соединяя со старым".

"Деды наши уже в царствование Михаила и его сына присвоили себе

многие выгоды иноземных обычаев, но все еще оставались в тех мыслях, что

правоверный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а святая Русь —

первое государство".

И. Солоневич очень верно отмечает в "Народной Монархии", что:

"Состояние общественной морали в Москве было не очень высоким — по

сравнению — не с сегодняшним, конечно, днем, а с началом двадцатого

столетия. Но в Европе оно было много ниже. Ключевский, и иже с ним, не

знать этого не могли. Это — слишком уж элементарно. Как слишком элементарен

и тот факт, что государственное устройство огромной Московской Империи было

неизмеримо выше государственного устройства петровской Европы,

раздиравшейся феодальными династическими внутренними войнами, разъедаемой

религиозными преследованиями, сжигавшей ведьм и рассматривавшей свое

собственное крестьянство, как двуногий скот — точка зрения, которую

петровские реформы импортировали и в нашу страну".

"План преобразования, если вообще можно говорить о плане, был

целиком взят с запада и так как если бы до Петра в России не существовало

вообще никакого общественного порядка, административного устройства и

управительного аппарата".

Произвести Московское государство из "небытия в бытие" Петр никак не

мог. "Комплексом неполноценности, — как справедливо отмечает И. Солоневич.

— Москва не страдала никак. Москва считала себя Третьим Римом, последним в

мире оплотом и хранителем истинного христианства. И Петровское

чинопроизводство "в люди" москвичу решительно не было нужно".

II

Будучи великим народом, русский народ, в виду своего большого

культурного своеобразия, не мог откуда-нибудь со стороны заимствовать

готовые государственные и культурные формы. Попытка Петра Первого

механически пересадить в Россию чуждую ей духовно форму государства и

чуждую форму культуры, закончившаяся в наши дни большевизмом, наглядно

доказывает губительность механического заимствования чужой культуры.

Разговоры о том, что без этих реформ сверху, Русь бы неизбежно

погибла, относятся к числу вымыслов западнически настроенной интеллигенции,

стремившейся оправдать безобразные насилия Петра над душой русского народа.

В наши дни самому захудалому литературному критику известно, что

Достоевский является самым выдающимся мыслителем. Так вот, Достоевский

отмечал, что всякая мысль о самобытности русской государственности и

русской культуры приводит убежденных и наемных русских европейцев в

бешенство. В "Дневнике писателе за 1876 год" Достоевский, например, писал:

"Словом вопросы хоть и радикальные, но страшно как давно

износившиеся. Тут главное — давнишний, старинный, старческий и исторический

уже испуг наш перед дерзкой мыслью о возможности русской самостоятельности.

Прежде, когда-то все это были либералы и прогрессисты и таковыми

почитались, но историческое их время прошло, и теперь трудно представить

себе что-нибудь их ретрограднее. Между тем, в блаженном застое своем на

идеях сороковых и тридцатых годов, они все еще себя считают передовыми.

Прежде они считались демократами, теперь же нельзя себе представить более

брезгливых аристократов в отношении к народу. Скажут, что они обличали в

нашем народе лишь черные стороны, но дело в том, что, обличая темные, они

осмеяли и все светлое, и даже так можно сказать, что в светлом-то они и

усмотрели темное. Не разглядели они тут, что светло, что темно! И

действительно, если разобрать все воззрения нашей европействующей

интеллигенции, то ничего более враждебного здоровому, правильному и

самостоятельному развитию русского наряда нельзя м придумать".

Генеалогию славянофилов Ф. Достоевский выводил от тех слоев

Московской Руси, которые клали голову на плаху, которые жгли сами себя и

детей своих, но не желали переделываться в европейцев.

"Я полагаю, что для многих славянофилы наши — как с неба упали, а не

ведут свой род еще с реформы Петра, как протест всему, что в ней было

неверного и фанатически исключительного".

Федор Достоевский так же как и Пушкин, являющийся не только

величайшим русским писателем, но и глубоким, чисто русским мыслителем,

дает, например, такую оценку достижений Московской Руси до восшествия Петра

на престол:

"Царь Иван Васильевич употреблял все усилия, чтобы завоевать

Балтийское побережье, лет сто тридцать раньше Петра. Если б завоевал его и

завладел его гаванями и портами, то неминуемо стал бы строить свои корабли,

как и Петр, а так как без науки их нельзя строить, то явилась бы неминуемо

наука из Европы, как и при Петре. Наши Потугины бесчестят народ наш

насмешками, что русские изобрели самовар, но вряд ли европейцы примкнут к

хору Потугиных. Слишком ясно и понято, что все делается по известным

законам природы и истории, и что не скудоумие, не низость способностей

русского народа и не позорная лень причиною того, что мы так мало произвели

в науке и промышленности. Такое-то дерево вырастает в столько-то лет, а

другое вдвое позже его. Тут все зависит от того, как был поставлен народ

природой, обстоятельствами, и что ему прежде всего надо было сделать. Тут

причины географические, этнографические, политические, тысячи причин и все

ясных и точных. Никто из здравых умов не станет укорять и стыдить

тринадцатилетнего за то, что ему не двадцать пять лет. "Европа, дескать,

деятельнее и остроумнее пассивных русских, оттого и изобрела науку, а они

нет". Но пассивные русские в то время, как там изобретали науку, проявляли

не менее удивляющую деятельность: они создавали царство и сознательно

создали его единство. Они отбивались всю тысячу лет от жестоких врагов,

которые без них низринулись бы и на Европу. Русские колонизировали

дальнейшие края своей бесконечной родины, русские отстаивали и укрепляли за

собою свои окраины, да так укрепляли, как теперь мы, культурные люди, и не

укрепим, а, напротив, пожалуй, еще их расшатаем".

...Все эти полтора века после Петра, мы только и делали, что

выживали общение со всеми цивилизациями человеческими, роднение с их

историей, с их идеалами. Мы учились и приучали себя любить французов и

немцев и всех, как будто те были нашими братьями, и несмотря на то, что те

никогда не любили нас, да и решили нас не любить никогда. Но в этом

состояла наша реформа, Петрово дело, что мы вынесли из нее, в полтора века,

расширение взгляда, еще не повторявшееся, может быть, ни у одного народа ни

в древнем, ни в новом мире. До-петровская Россия была деятельна и крепка,

хотя и медленно слагалась политически; она выработала себе единство и

готовилась закрепить свои окраины; про себя же понимала, что несет внутри

себя драгоценность, которой нет нигде больше — православие, что она —

хранительница Христовой истины, но уже истинной истины, настоящего Христова

образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах. Эта

драгоценность, эта вечная, присущая России и доставшаяся ей на хранение

истина, по взгляду лучших тогда русских людей, как бы избавляла их совесть

от обязанности всякого иного просвещения. Мало того, в Москве дошли до

понятия, что всякое более близкое общение с Европой даже может вредно и

развратительно повлиять на русский ум и на русскую идею, извратить самое

православие и совлечь Россию на путь гибели, "по примеру всех других

народов".

IX. СМЯТЕНИЕ НАРОДА. НАРОД ПРИНИМАЕТ ПЕТРА I ЗА АНТИХРИСТА

I

Неуместно берет Платонов в кавычки и слово "старой веры". Старая

вера существовала, в этой старой вере Русь жила столетия и иронизировать

над ней не следует.

Вся фраза вообще построена так, что в ней совершенно отсутствует

историческая объективность. Сторонники старой веры и приверженцы старых

национальных порядков академиком Платоновым называются почему то, слепыми

ревнителями старины. Петр так презирал все национальные обычаи, так дерзко

и нагло попирал все, чем века держалась Русь, так оскорблял национальное

чувство народа, был таким слепым ревнителем чужих западных порядков, что

вооружил своими действиями не только слепых, но и сознательных сторонников

национальной старины и врагов скороспелой революции, устроенной Петром.

Петр так не любил и так издевался над всем, чем народ жил столетия, что

народные массы имели законное основание ненавидеть его и считать его

насильником и даже Антихристом. Так же бы поступил всякий другой народ,

любящий и уважающий свою религию и свое прошлое. Это понимают сейчас не

только русские национально-мыслящие историки, но и иностранные

исследователи русской истории и культуры.

Немецкий ученый Вальтер Шубарт в своей известной книге "Запад и душа

Востока" заявляет, например: "Однако, как только прометеевская волна залила

Россию, народ тотчас же инстинктивно понял в чем дело, он назвал

Антихристом Петра I. Антихристом, якобинцем и сыном революции он назвал и

Наполеона, царством Антихриста зовут и Советский Союз русские, оставшиеся

верными церкви".

Все русские историки-интеллигенты всегда очень произвольно объясняют

движения русских народных масс, идейные стремления, которыми руководились

народные массы не принимаются в расчет. В выгодных для проповедуемой ими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать