Факторный анализ прибыли от продаж. Пример факторного анализа прибыли от продаж можно рассмотреть на основе данных табл. 3.
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:
1) изменение отпускных цен на продукцию. Рассчитывается разность между выручкой от продажи продукции в действующих ценах и продажей в отчетном году в ценах базового года: 3502 – 3000 = 502. Дополнительная прибыль (502 тыс. руб.) получена в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета раскрывает причины и величину завышения цен в каждом конкретном случае;
Анализ прибыли от продаж продукции по факторам.
Табл. 3
Слагаемые прибыли
По базису (плану)
По базису на фактически реализованную продукцию
Фактические данные по отчету
Фактические данные с корректировкой на изменение цен и проч.
Продажа продукции в отпускных ценах предприятия
2600
3000
3502
3000
Полная себестоимость продукции
2000
2360
2793
2340
Прибыль от продаж
600
640
709
660
2) изменение цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда. Используют сведения о себестоимости продукции.[11] В данном случае цены на материалы, тарифы на энергию и перевозки были повышены на 230 тыс. руб., размеры амортизации – на 160 тыс. руб., оплаты труда – на 173 тыс. руб., что дало снижение прибыли в сумме 563 тыс. руб. Анализ показал, что изменение цен – результат инфляции;
3) нарушение хозяйственной дисциплины. Устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном примере выявлено 110 тыс. руб. дополнительной прибыли, полученной за счет аналогичных причин;
4) увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объема продукции). Исчисляют коэффициент роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости: 2360:2000 = 1,180. Затем корректируют базовую прибыль на полученный коэффициент и вычитают из нее базовую величину прибыли (600 х 1,18) – 600 = 108 тыс. руб.
5) уменьшение объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определяют разницу коэффициента роста объема продаж продукции в оценки по отпускным ценам и коэффициента роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости. Результат расчета:
600(3000/2600-2360/2000) = -15,7 тыс. руб.
6) уменьшение затрат на 1 руб. продукции за счет режима экономии. Выражается разницей между базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины: 2360 – 2340 = 20 тыс. руб.
7) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Исчисляется сравнением базовой полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции:
(2000 х1,154) - 2360 = -52,3
Общее отклонение от плановой прибыли составляет 109 тыс. руб. (709-600), что соответствует сумме факторных влияний.
Результаты расчетов можно представить в сводке влияния факторов на прибыль от продажи продукции.
Показатели
Сумма
Отклонение прибыли - всего
в т.ч .за счет факторов:
109
Изменение цен на продукцию
502
Изменение цен на материалы и тарифы
-563
Нарушений хозяйственной дисциплины
110
Изменения объема продукции
108
Изменения структуры продукции
-15,7
Изменения уровня затрат (режима экономии)
20
Изменения структуры затрат
-52,3
Детализированный факторный анализ прибыли от продаж может быть представлен в разрезе элементов расходов.
Детализация факторного анализа прибыли от продаж может выражаться также в определении структур укрупненных факторов (выручки от продаж, себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов) в разрезе основных видов деятельности или групп однородных товаров, продукции, работ, услуг, реализуемых предприятием. Для проведения такого факторного анализа необходима организация соответствующего аналитического учета на бухгалтерских счетах, на которых накапливается информация об указанных укрупненных факторах. При наличии необходимых аналитических данных детализация факторного анализа может осуществляться в разрезе наименований всего ассортимента реализуемых товаров, продукции, работ, услуг.
Детализированный факторный анализ прибыли от продаж.
Табл. 4
Факторы прибыли от продаж
В предыдущем периоде (аналогичн. периоде предыдущего года)
В отчетном периоде
Изменения, (+, -)
В абсолютных величинах
% к изменению выручки от продаж
1. Выручка от продаж
2. Себестоимость продаж
2.1 Материальные затраты
2.2 Затраты на оплату труда
2.3 Отчисления на соц. нужды
2.4 Амортизация
2.5 Прочие затраты
3. Коммерческие расходы
3.1 Материальные затраты
3.2 Затраты на оплату труда
3.3 Отчисления на социальные нужды
3.4 Амортизация
3.5 Прочие затраты
4. Управленческие расходы
4.1 Материальные затраты
4.2 Затраты на оплату труда
4.3 Отчисления на социальные нужды
4.4 Амортизация
4.5 Прочие затраты
2604
1630
600
628
279
60
63
120
44
46
21
4
5
340
125
131
57
13
14
3502
2090
757
838
322
134
39
160
58
64
25
10
3
543
196
218
83
35
11
+898
+460
+157
+210
+43
+74
-24
+40
+14
+18
+4
+6
-2
+203
+71
+87
+26
+22
-3
+100
+51,2
+17,5
+23,4
+4,8
+8,2
-2,7
+4,5
+1,6
+2,0
0,4
0,7
-0,2
+22,6
+7,9
+9,7
+2,9
+2,4
+0,3
Прибыль от продаж (п. 1 – п. 2 – п. 3 – п. 4)
514
709
+195
+21,7
В результате такого предельно детализированного факторного анализа выясняется, какие наименования ассортимента наиболее (или наименее) способствуют получению предприятием прибыли от продаж, какими факторами это обусловлено и как эти факторы влияют на совокупное изменение прибыли от продаж. Детализированный факторный анализ позволяет определить степень эффективности с точки зрения влияния на прибыль от продаж ассортимента реализуемых предприятием товаров, продукции, работ, услуг и принять управленческие решения о корректировке ассортимента (удаление из него малоприбыльных или убыточных наименований) или величин элементов затрат в плановом периоде.[12]
Факторный анализ прибыли до налогообложения и чистой прибыли.
Схема формирования показателей прибыли характеризует основные факторы различных показателей прибыли.
1. Расчет прибыли до налогообложения (Pб):
(5.3)
Pб = Pр + Pоп + Pвн или
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10