В условиях рынка руководители предприятий больше склонны проводить прогнозный анализ прибыли, т.е. сопоставлять различные варианты получения прибыли в будущем, нежели затрачивать время на анализ результатов фактического исполнения путем их сравнения со стандартным решением или оценкой прибыли в динамике.
1.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
маржинальная прибыль - это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
прибыль от реализации продукции, работ и услуг представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;
балансовая (валовая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;
налогооблагаемая прибыль - это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;
чистая (нераспределенная) прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
капитализированная (реинвестированная) прибыль - это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления;
потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в целом по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период
Таблица № 1.1
Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли за отчетный год
Показатель |
За аналогичный период предыдущего года |
За отчетный период |
Прибыль фактическая в ценах на начало года |
||||
Сумма, тыс.руб |
Доля, % |
План |
Факт |
||||
Сумма, тыс.руб |
Доля, % |
Сумма, тыс.руб |
Доля, % |
||||
Прибыль от реализации продукции, услуг |
14500 |
96,66 |
17900 |
96,8 |
19296 |
96,48 |
15450 |
Прочие операционые доходы |
710 |
4,7 |
780 |
4,2 |
970 |
4,85 |
600 |
Прочие опера ционные расходы |
-160 |
-1,1 |
-180 |
-1,0 |
-220 |
-1,1 |
--- |
Внереализацион ные доходы |
50 |
0,3 |
- |
- |
80 |
0,4 |
650 |
Внереализацион ные расходы |
-100 |
-0,66 |
- |
- |
-1 26
|
-0,63 |
-105 |
Общая сумма прибыли |
15000 |
100 |
18500 |
100 |
20000 |
100 |
16000 |
Налоги из прибыли ли прибыли |
5250 |
35,0 |
6300 |
34,05 |
6800 |
34,0 |
- |
Чистая(нераспределенная) прибыль |
9750 |
65,0 |
12200 |
65,95 |
13200 |
66,0 |
- |
Как показывают данные таблицы, план по балансовой прибыли перевыполнен на 8.1 %. Темп ее прироста на начало года в сопоставимых ценах составляет 6.6%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (96,48%). Удельный вес операционных результатов составляет всего 4,85%, но с развитием рыночных отношений он может быть значительно большим.
После этого следует основательно изучить факторы изменения каждой составляющей общей суммы прибыли.
Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования.
1. Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к оборотным активам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами отнесения их на затраты.
2.Изменение метода переоценки основных средств: путем индексации первоначальной стоимости с использованием среднестатистических коэффициентов пересчета или прямым пересчетом первоначальной стоимости в цены, сложившуюся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств. От выбранного метода переоценки основных средств зависят фонд переоценки имущества, сумма амортизационных отчислений и как результат - величина прибыли и собственного капитала предприятия.
3.Использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно и налогов на прибыль.
4.Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода
5. Изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты) и другие методы.
Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.
Поэтому в процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер налогов и сумму выплаченных дивидендов акционерам. Для этого следует отразить в специальной таблице уровень перечисленных показателей до и после изменения каждого метода учета политики субъекта хозяйствования.
1.2 Факторный анализ прибыли от реализации
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); структуры продаж (Vdj); себестоимости единицы продукции или услуг (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi)
Ее факторная модель выглядит следующим образом:
П = ∑ [VPПi * (Цi – Ci)] = ∑ [VPП общ. * Yd i ( Цi – Ci)]
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.[2]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12