Анализ прибыли как одной из основных функций управления

Структура продаж также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня отпускных цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные таблицы № 1.2


Таблица № 1.2

Исходные данные  для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс.руб.


Показатель

За аналогичный период предыдущего года


Данные за аналогичный период, пересчитанные    на    объем продаж отчетного периода


За отчетный период


Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)


  ∑ (VPП iо * Цiо) =83414


∑(VPПi1 * Цiо)

 =81032


∑(VPПi1 *Цi1)

=97 120

Полная себестоимость реализованной продукции (3)


  ∑ (VPП iо * Сiо)

=  66960


∑(VPПi1 * Сiо)

= 65534


∑(VPПi1 *Сi1)

=  77824

Прибыль (П)

  16454

15498

 19296


Сначала нужно найти сумму прибыли при объеме продаж на конец года и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Если продукция однородна по своему составу, индекс объема реализации продукции исчисляют путем соотношения фактического объема продаж на конец года к объему продаж на начало года в натуральном или условно-натуральном измерении

I pn = VPП1: VPП

Когда продукция неоднородна по своему составу, индекс продаж рассчитывают отношением объема продаж на конец года в оценке по себестоимости на начало года к объему продаж на начало года в той же оценке:


На   анализируемом   предприятии   продукция   однородна   по   своему составу, поэтому индекс продаж рассчитан по физическому объему продаж: Пусть   VРП1=18405, а    VРП 0 =20500, получим:

I pn = VPП1:VPП0 = 18405 : 20500 = 0,9

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 14813 тыс. руб.(16459*0,9).

Затем следует определить сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции на конец года, но при базовой себестоимости и отпускных ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:

      ∑(VPПi1 *Цi1) - ∑(VPПi1 * Сiо) = 97120-65534 = 31586 тыс. руб.

По данным таблицы №1.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора:

- объема реализации продукции

Пvрп = Пусл1 - П0 = 13930-16454 = -2524тыс.руб.

          - структуры реализованной продукции

∆Пстр =Пусл2 – Пусл1 =15498 - 13930 = +1568 тыс.руб.

          - отпускных цен

            ∆Пц=Пусл3-Пусл2=31586–15498= +16088тыс.руб.

         - себестоимости реализованной продукции

           Пс =П1 – Пусл3 =19296-31586= -12290 тыс.руб.

Итого +2842тыс.руб.                                                  


Таблица № 1.3

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию:


Показатель

прибыли

Факторы


  Порядок

расчета


  Прибыль,

тыс.руб.

Объем

продаж

Структура

продаж

Цены

Себестоимость

На начало года

to

to

to

to

В 0-З 0

16454

Усл.1

t 1

to

to

to

П0 * Iрп

13930

Усл.2

t 1

t 1

to

to

В усл-З усл

15498

Усл. З

t 1

t 1

t 1

to

В1-З усл

31586

На конец года

t 1

t 1

t 1

t 1

В1-31

19296


Результаты расчетов показывают, что увеличение прибыли обусловлено в основном ростом среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 1568 тыс.руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12290 тыс.руб.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка:-объема реализации продукции;

-себестоимости продукции;-среднереализационных цен.

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:   П= VРПi* (Цi-Ci)

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных   разниц:

∆П vрп= (VРПi- VРПо)* (Цо-Со)

     ∆Пц=(Ц1-Цо)*VРП1

     ∆Пс= - (С1-Со)* VPП1

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции, что позволяет установить, как изменилась сумма прибыли по каждому виду продукции и из-за чего: какие факторы оказали положительное влияние, а какие – отрицательное, и в какой степени.

После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости.


1.3 Анализ прибыли по системе «директ-костинг»


Рассмотренные факторные модели, лежащие в основе анализа прибыли от реализации, не учитывают различий в характере зависимости издержек от объема выручки или выпуска продукции. Предполагается, что увеличение объема продаж (выпуска продукции) связано всегда с ростом издержек, и себестоимость продукции изменяется в меру росту или снижения объема выпуска продукции. Однако в меру роста объема выпуска изменяется только часть затрат, называемых переменными издержками, поэтому увеличение объемов производства приводит к снижению затрат на рубль или единицу продукции (эффект масштаба).

Анализ зависимости прибыли от переменных и постоянных издержек позволяет расширить возможности управленческого анализа.

Методика управленческого анализа прибыли требует ведения раздельного учета переменных и постоянных издержек, прямых и косвенных (основных или накладных) расходов. Система учета прямых затрат носит название «директ-костинг».

Система «директ-костинг» - атрибут рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа и обоснования управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства.

Разделение затрат в системе «директ-костинг» позволяет определить важный в аналитических расчетах показатель - маржинальный доход.

Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами, или сумму постоянных расходов и прибыли от реализации:

МД=П+ Спост    , где

МД - маржинальный доход,

 Спост - постоянные издержки.

Факторная модель прибыли в системе «директ-костинг» принимает вид:

П = МД – С пост

Из этой формулы следует, что предприятие начнет получать прибыль только после того, как возместит постоянные затраты за счет дохода от реализации определенного объема выпускаемой продукции. Выручки от продаж должно хватить для покрытия переменных расходов  и образования прибыли.

В свою очередь МД=N- Спер,  где

Спер - переменные издержки,

N- выручка

или   МД=Q * р – Спер * Q = Q (p - С пер),   где

 Q- количество реализованной продукции,

 Р- цена.

Такая факторная модель позволяет определить влияние количества реализованных товаров, средней цены, средних переменных издержек на единицу продукции и постоянных издержек на маржинальный доход.

Та же модель может применяться при анализе прибыли по каждому виду изделий. Применительно к конкретному виду изделий маржинальный доход характеризует вклад i-го изделия в возмещение постоянных затрат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать