многофункциональный
центр
(Привокзальная площадь);
многофункциональный центр (Московское ш.);
торговый центр (мегамаркет) («Ивановские дворики»);
торговый центр (супермаркет) (ул. Дашковой);
культурно-досуговый центр (на левом берегу р. Нара на месте
перебазируемого ООО “Серпуховский механический завод”);
спортивно-оздоровительный комплекс (на левом берегу р. Нара);
физкультурно-досуговый центр («Ивановские дворики»);
для начала формирования туристического центра, который планируется на расчетный срок, на левом берегу р. Нара намечается строительство туристической гостиницы на 200 мест»
Раздел 8. Достопримечательности города Серпухова
Серпуховский историко-художественный музей
Уникален Серпуховский историко-художественный музей, который славится не только богатейшей в Подмосковье коллекцией шедевров, но и историей своего создания. Особняк купчихи Анны Васильевны Мараевой стал музеем после революции, в 1920 году. Основой для его коллекции послужили картины, которые владелица дома приобрела у одного разорившегося дворянина. За долгие годы существования эта коллекция преумножена во много раз. В залах музея можно увидеть редкие скульптуры Коненкова, проследить этапы развития русской живописной школы от иконописи до наших дней, а в отделе западноевропейского искусства полюбоваться полотнами голландских, итальянских, французских, немецких, испанских мастеров прошлых веков. Хозяйка особняка, выстроенного по проекту известного архитектора Р.И.Клейна, по вероисповеданию была старообрядкой. Рядом с музеем стоит церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Архитектор - также Клейн. Церковь открывается раз в год - на Покров. Специально из Москвы приезжают сюда члены столичной общины приверженцев «старой веры». Впрочем, по желанию, хранители музея могут устроить экскурсию по внутренним помещениям храма – в них полностью сохранены старинный иконостас и другие предметы культа.
142206, Московская область, Серпухов, улица Чехова, дом 87
Телефон: (0967) 35-24-19
Факс: (0967) 35-17-53
Выходной – понедельник
Парк имени Олега Степанова
Прямо напротив городского Музыкально-драматического театра - центральный вход в главный Серпуховский парк. Парк имени Героя Советского Союза, жителя нашего города, Олега Степанова. В XIX веке на этом месте находились винные склады и сараи для хранения производимых в Серпухове товаров. А в конце века здесь был разбит общественный сад - с прудом, павильонами и беседками. Главным украшением парка является в прошлом двухзальный кинотеатр, а ныне Дворец торжеств "Центральный", в который недавно переехал городской загс. Около главного входа - памятник Олегу Степанову. В советские годы здесь был и памятник Ленину. Сегодня парк культуры и отдыха имени Олега Степанова является одним из лучших мест проведения досуга, организации массовых мероприятий. Удобное размещение в исторической части Серпухова, транспортная доступность - немаловажные факторы, обеспечивающие популярность этого места среди горожан.
Соборная гора
На ней стоял кремль, уникальный, построенный из белого камня. Ради этого материала кремль разберут в советские годы на строительство метро… Но так и не используют… Сегодня можно увидеть только небольшие участки стен бывшей твердыни. При Владимире Храбром на Соборной горе возведена крепость дубовая. Каменная же была построена, предположительно, в XVI веке (1556 год) – после возведения ее принимал Иван Грозный. У каменной крепости было пять башен и три полубашни. Стены были сложены из массивных блоков песчаника в технике полубутовой кладки и похожи на стены московского Китай-города. Они имели ярус нижнего боя и внутренний боевой ход. В 1669 году сгорели деревянные кровли стен. С этого началось их разрушение... С Соборной горы (еще ее называют Красной) виден и Высоцкий монастырь, и собор Николы Белого, и один из самых впечатляющих городских пейзажей – ансамбль посадских храмов. Значение Соборной горы для нашего города то же, что у Московского кремля для Москвы, у Зимнего дворца и Петропавловской крепости для Санкт-Петербурга. Только семь подмосковных городов сегодня имеют кремль. В Серпухове же создан и сегодня реализуется проект "Возрождение Серпуховского кремля". В его рамках ведутся раскопки на Соборной горе, приносящие интереснейшие результаты, открывающие тайны истории древнего города, который сегодня практически не изучен.
Храмы города Серпухова
Несомненно, рассматривая достопримечательности города Серпухова, нельзя не сказать про его богатую архитектуру, которая несомненно связана с многочисленными храмами и церквями.
Никольский Собор г. Серпухова
Среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове храм Николы Белого, занимает бесспорно первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению (он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки).
Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную строительную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. (в частности, в описях г. Серпухова 1552 г. и 1620 г.).
Высказывалось предположение о том, что в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Оно основывается на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.
В 1713 году издается указ о постройке каменной церкви в честь свт. Николая. Инициатором постройки являлся подьячий Земской избы г. Серпухова Михаил Попов. Уже в марте 1721 года Михаил Попов пишет: "...и ныне я по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину". В том же году храм освятили.
Храм представлял собой тогда увенчанный одной главой четверик с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Здание было сложено из тесаных блоков местного известняка. Отсюда и происходит ставшее общепринятым местное название храма — Никола Белый. В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв.
В 1831 г. был составлен проект перестройки здания церкви. Сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: Архитектор Таманский и архитектор Шестаков. Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными "каменных дел мастерами", которые известны историкам русской архитектуры.
В собранных М.В. Дьяконовым материалах к словарю архитекторов XVIII-XIX в.в., работавших в Москве и Подмосковье, есть данные о трех Таманских и шести Шестаковых. Однако при ближайшем знакомстве с биографиями всех их, удается выяснить, что поставить свои подписи под сохранившимися в архиве проектными чертежами могли в 1831 г. только двое из них: Федор Михайлович Шестаков (родившийся в 1787 г. и умерший в 1836 г.; академик Императорской Академии Художеств, проектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и т.д.) и Иван Трофимович Таманский (родился в 1775 г., умер в 1850 г.; ученик М.Ф. Казакова; работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии).
В 1835 г. началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая с приделами святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского.
Возведенный в 1835-1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и отштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная и многоярусная колокольня претерпели в ходе их соору-жения некоторые изменения по сравнению с проектом.
После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном 2 июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша" находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова, в 1929 г. его закрыли. По рассказам старожилов иконы собора были снесены на р. Нара и сожжены на ее льду.
Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудо-творца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору.
В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны здесь были устроены прачечные. В последнее время пе-ред открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под хим. склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью — избежать сноса храма, а такие предложения были!
В канун 1000-летия крещения Руси о Соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. — приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви ключи от храма. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского — святого Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 — пудовый благовестник.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41