После военной кампании Аксаков в 1857 году едет за границу, где встречается с Герценом и становится корреспондентом его газеты. Вернувшись в Россию, погружается в литературную и общественную деятельность. Издает газету "День", которая неоднократно приостанавливалась цензурой. В июле 1878 года Аксаков резко критикует царское правительство и его высылают из Москвы. По возвращении в столицу издает газету "Русь". Не менее интересна и достойна внимания личность жены Аксакова, Анны Федоровны Тютчевой, дочери известного поэта Ф. И. Тютчева. В ее дневниках есть воспоминания и о селе Турово, и о Серпухове. Когда умер отец Анны Федоровны, Аксаковы, находясь в Турово и получив телеграмму, выехали в Абрамцево на похороны Тютчева. Патриот, поэт, публицист, редактор, неутомимый труженик - таким был И. С. Аксаков. Он скончался в своем кабинете 27 января 1886 года за редакторским столом, редактируя газету "Русь". Думается, мы имеем право гордиться, что жизнь И. С. Аксакова была связана с Серпуховским краем.
Храм Рождества Христова с. Телятьево
Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Телятьево.
Духовенство: протоиерей Владимир Мастинин - настоятель.
В 1622 г. в с. Телятьево на реке Московке, принадлежащем Ивану Ивановичу Раевскому, упоминается деревянная церковь Рождества Христова, построенная "клецки" (как изба). Тогда она "стояла без пения", потому что "попа нет".
В 1680 г., после смерти Ивана Ивановича, село принадлежало его зятю Богдану Ивановичу Иванчину-Писареву. Он отдал село в приданое за дочерью Екатериной, вышедшей замуж за стольника Михаила Ивановича Прончищева, который в 1696 г. построил новую деревянную церковь.
В 1729 г. в вотчине полковника Сильвестра Даниловича Гурьева строится ныне существующая каменная церковь Рождества Христова. В 1731 г. его братом Федором Даниловичем Гурьевым было подано прошение в Синод об освящении церкви. Здание каменное и колокольня, крыша покрыта железом, ограда каменная с деревянной решеткой. В церкви два придела: холодный Рождества Христова и теплый во имя святителя Сильвестра, папы Римского. В причте священник, дьячек и пономарь. Церковь в течение трех столетий перестраивалась.
В 1855 г. упоминается вместо придела святителя Сильвестра, папы Римского, придел Рождества Пресвятой Богородицы, в 1912 г. упоминается надвратный придел Иоанна Крестителя.
3 сентября 1826 г. в храм на постоянное место служения был переведен священник Алексей Федорович Рамадамский (1795 года рождения), сын священника. По окончании курса Спасовифанской семинарии был уволен с аттестатом 2го разряда. В 1826 г. его семейство: жена Наталья Ивановна (1801 г. р.), дети - Владимир (1821 г. р.), Анна (1822 г. р.).
После священника Алексея Рамадамского в храме Рождества Христова служил священник Петр Дмитриевич Флоренский, сын пономаря, окончил Московскую духовную семинарию по 2 разряду в 1852 г. В 1855 определен грамотой митрополитом Московским Филаретом к храму Рождества Христова с. Телятьево. 22 апреля 1868 г. награжден набедренником.
Диакон Михаил Дмитриевич Стрекалов (1821 года рождения), сын пономаря, учился в Перервенском училище, рукоположен в 1857 г., диаконом прослужил более 50 лет, 9 ноября 1907 г. награжден орденом святой Анны 3 степени, за 50 лет непорочного служения.
Священник Тихон Феофилактович Кротков (1863 года рождения) учился в Московской Духовной семинарии, окончил семинарию в 1885 г. В 1894 г. определен грамотой к храму Рождества Христова, митрополитом Московским Сергием. Награжден: набедренником в 1901 г., скуфьей в 1905 г., камилавкой в 1912 г. Был законоучителем Васильевской и Телятьевской церковноприходских школ. Поощрялся министерством народного просвещения. В период гонений на церковь священник Тихон неоднократно арестовывался, но Господь хранил его за милосердие к людям. Дожив до глубокой старости, пастырь почил христианской, мирной кончиной о Господе.
В 1929 г. церковь была закрыта, и в ней был молокозавод, а на полу, по воспоминаниям рабочих, было много воды. К началу 1950 - 1960 храм занимал местный колхоз и держал там удобрения. Затем храм пустовал. К 1970 г. храм стали реставрировать, и это спасло здание от полного разрушения. В 1993 г. храм передан Русской Православной церкви и в нем возобновлены богослужения и реставрация.
В 1993 г. указом Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, был назначен настоятелем священник Владимир Мастинин. 18 апреля 1993 ко дню святой Пасхи начались богослужения, которые совершаются все воскресные и праздничные дни.
Спасская церковь в селе Рай-Семеновское
Рай-Семеновское славилось превосходной архитектурой усадебных построек, красотою местоположения, богато сконструированным парком, терасообразно спускающимся к реке. Рай-Семеновское было старинной вотчиной бояр Ордин-Нащокиных. В середине XVII века село Семеновское принадлежало Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину, выдающемуся дипломату и государственному деятелю времен царя Алексея Михайловича. В конце XVIII - начале XIX века его потомок, гофмаршал Павла I А. П. Нащокин, создал в Семеновском усадебный ансамбль и назвал его Раем, в отличие от находившейся в Серпуховском уезде усадьбы Орловых Отрада-Семеновское.
Выдающимся памятником русской архитектуры XVIII века является усадебная Спасская церковь. Храм стали возводить в 1765 г., был возведен первый этаж с теплым приделом в честь святителя Димитрия Ростовского. Но в основном строительство велось в 1774 - 1783 гг., когда здесь работал выдающийся зодчий М. Ф. Казаков. По его проекту сооружены верхний храм, колокольня и церковная ограда с зубцами в виде крепостной стены. Огромное, прямоугольное в плане сооружение венчает мощная ротонда с полусферическим куполом. Здание церкви кирпичное оштукатуренное с лепным и белокаменным декором. Крытым переходом церковь соединяется с колокольней в два яруса, увенчанной муфтированным каменным обелиском. Исключительным достоинством обладает интерьер храма. В его отделке применены колонны из местного разноцветного мрамора, лепные барельефы, бронза. В свое время интерьер украшал великолепный иконостас из белого каррарского мрамора, созданный по проекту Казакова. Сохранились лишь некоторые декоративные детали и рельефы. Внутри помещение церкви кажется еще больше, чем снаружи. У Нащокина были основания гордиться усадьбой. "Церковь, выстроенная им в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удавалось видеть на Святой Руси",- писал бывавший здесь мемуарист Д. Н. Свербев. А. П. Нащокин решил использовать целебные свойства имевшихся в усадьбе железистых источников. В 1803 г. Александр I особым рескриптом разрешил Нащокину открыть в усадьбе водолечебницу.
Владелец курорта, желавший привлечь сюда больше богатых посетителей, давал роскошные обеды, устраивал балы, спектакли, но вскоре разорился и в 1820 г. закрыл свое заведение. Ни одна из построек курорта не сохранилась. В конце XIX века Рай-Семеновское попало в руки фабриканта Хутарева, имевшего неподалеку фабрику.
С 1930 года в храме прекратились богослужения, и началось его безжалостное разграбление. В эти годы в здании церкви располагались МТС, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр и магазин. Служивший с 1903 по 1930 год священник, ныне причислен к лику местночтимых святых Московской Епархии. Это священноисповедник Георгий Троицкий (память 16 (29) октября).
С октября 1995 года храм был передан общине верующих. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и великим праздникам. В школьной библиотеке собран раздел православной литературы. Имеется местночтимая икона Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших".
Духовенство: священник Алексий Лебедев - настоятель.
Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Рай-Семеновское.
Проезд: с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт. № 35 до конечной остановки.
Исторические исследования
Неподалеку от Телятьева и Воздвиженского, западнее Симферопольского шоссе, расположено старинное село Рай-Семеновское с остатками знаменитой когда-то в южном Подмосковье усадьбы. До нее можно доехать на автобусе от Серпухова или дойти пешком - не более пяти километров от Телятьева. Еще издалека при подходе или подъезде к Рай-Семеновскому открывается запоминающийся вид на долину Нары, где царит над окрестностью величественная церковь Спасителя. Расположенная чуть в стороне колокольня на Ивановой горе (конец XIX века) придает местности еще большую живописность.
Рай-Семеновское - усадьба А. П. Нащокина, гофмаршала Павла I (и, что, может быть, важнее для нас, тестя П. В. Нащокина, одного из ближайших друзей А. С. Пушкина). Хозяин, унаследовавший усадьбу после смерти отца в 1809 году, окрестил ее Раем, чтобы отличить от другого Семеновского - Отрады, уже знакомого нам поместья Орловых. Д. Н. Свербеев остроумно замечал: "Само собою разумеется, что, кроме господ и духовенства, никто из народа не подозревал этих причудливых и пышных названий, и невозможно до сих пор добиться от соседних крестьян, чтобы они указали проезжему, где тут Отрада или где тут Рай".
Усадебная церковь, выстроенная по проекту М. Ф. Казакова, поражает воображение. Вот свидетельство того же Свербеева: "Церковь, выстроенная... в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удалось видеть на Святой Руси". Со Свербеевым перекликается неизвестный автор, посетивший усадьбу в начале прошлого века: "Нигде в Европе, даже в самой Италии, нет частного человека, который имел бы у себя такую церковь".
Начало строительства церкви относится к 1765 году, когда был сооружен теплый Дмитриевский придел, расположенный теперь в первом ярусе здания. Основная часть храма и колокольня возведены в 1774 - 1783 годах. Участие М. Ф. Казакова в строительстве церкви связано именно с этим периодом.
Спасская церковь в Рай-Семеновском представляет собой прямоугольный в плане объем, увенчанный световым барабаном и полусферическим куполом. Центральная часть храма дополнительно выделена приставными портиками со сдвоенными колоннами и фронтонами. Небольшим переходом верхняя церковь соединяется с колокольней, которая обработана парными колоннами. По размеру, рисунку, высоте расположения колонны эти точно соответствуют колоннам церковных портиков, что подчеркивает единство всего сооружения. Над колокольней возвышается оригинальный шпиль в виде обелиска.
Отделка интерьеров Спасской церкви проводилась, как показали исследования Е. В. Николаева, в два этапа. Первоначально интерьер храма был скромнее и суровее. Прежде всего, иными были карнизы, выполненные из местного мрамора, - строгие и простые по рисунку. Отсутствовала лепнина, появившаяся лишь на рубеже XVIII - XIX веков. Не вполне ясно, к какому периоду относятся живописные карнизы, наличники, пилястры и другие элементы рисованного декора, сохранившиеся в различных частях храма. Особенно много подобной живописи в трапезной, где входная дверь украшена живописным порталом, на стенах изображены антаблементы и каннелированные пилястры. Здесь же можно видеть остатки росписи на библейские сюжеты. Рисованные карнизы и наличники есть и в самой церкви (например, в барабане). Но особую пышность интерьеру придавали богатейшие лепные украшения. Парные каннелированные колонны с коринфскими капителями несли антаблемент с изящными кронштейнами. Лепные венки, гирлянды, изображения ангелочков дополняли оформление интерьера. Но более всего интересны рельефные композиции над окнами южной и северной стен центральной части храма. "Поклонение волхвов", "Введение Богородицы во храм", "Благовещение", "Бегство в Египет", "Чудесный улов", "Бегство святого Павла из Дамаска" - таковы сюжеты этих рельефов, главной особенностью которых является экспрессивность, напряженная динамика фигур, декоративный характер их композиции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41