Трансфер — доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, железнодорожная станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно. Трансферы осуществляются с использованием автобусов, иногда такси или лимузинов, если такого типа трансферы включены в турпакет или затребованы туристом.
Пакет подразумевает обязательный набор туристских услуг, первоначально предлагаемый клиенту как единое целое, как одна большая услуга. Стоимость отдельной услуги имеет смысл лишь при наличии всех остальных услуг, составляющих пакет, и, как правило, точно не известна. Точно определена лишь стоимость всего пакета услуг. В этом — отличие туристского пакета от туристского продукта. Приобретая пакет, включающий обязательные базовые элементы, турист получает значительные скидки от туроператора (поскольку он приобрел серийный туристский продукт туристского предприятия).
Как правило, ни одна услуга не может быть удалена из пакета, но в него могут добавляться дополнительные услуги. Турист всегда может попросить туроператора расширить его за счет включения других услуг или сможет это сделать самостоятельно — непосредственно в туристском центре.
Стоимость туристского пакета как единого и неделимого целого определяется не просто суммой цен услуг, но их набором. Одна и та же услуга от одного партнера, но в разных пакетах будет иметь разную стоимость. Например, стоимость проживания туриста в гостинице будет на 10% меньше при условии аренды клиентом автомобиля, и на 11% — если турист воспользуется экскурсионной программой. Подобный подход чаще всего применяется для групповых туров.
После заключения Шенгенской конвенции (1995 год) вопросы унификации требований к туристскому продукту стали особенно актуальны. Тур, приобретенный в одном месте, потребляется в другом, и только полное согласование позиции туроператора, тур-агента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств. Согласно Международной конвенции по туристским контрактам (Брюссель, 1970 год), такое согласование осуществляется на контрактной основе в форме ваучера, который подписывают все участники соглашения: туроператор, турагент и турист. В специальной директиве Европейского союза по пэкидж-турам от 15 июня 1990 года приводятся обязательные требования к содержанию ваучера. Он должен включать следующую информацию о туре:
- страна, город (туристский центр), куда направляется турист;
- средства транспорта, используемые для перевозки туриста;
- условия размещения туристов, включая расположение гостиницы, ее категорию, уровень комфорта, перечень обязательных услуг, включенных в стоимость тура;
- условия питания;
- даты начала и завершения тура;
- программа пребывания с разбивкой по дням с указанием включенных экскурсий и социокультурных мероприятий;
- паспортно-визовые формальности;
- медицинская страховка;
- минимально допустимое число участников тура;
- предельно возможные сроки аннуляции тура (в ЕС — не позднее 20 дней до его начала);
- комплексная цена тура;
- компенсация за несоблюдение сроков, программы и условий пребывания туриста;
- название и реквизиты туроператора и туристского агента.
Согласно этому контракту туроператор несет ответственность за:
- соблюдение программы пребывания;
- соответствие рекламы и иной предоставляемой туристу информации фактическому комплексу услуг;
- произвольное изменение цены тура;
- достоверность информации о туристском продукте.
В случае нарушения одного из этих пунктов туроператор обязан компенсировать туристу не только материальный, но и моральный ущерб.
Структура туристского продукта.
Успех туристского предприятия на рынке туризма в первую очередь определяется привлекательностью предлагаемого туристского продукта. Современный туристский продукт представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:
- природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и т. п.), исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туриста и побудить его совершить путешествие;
- здания и сооружения (средства размещения туристов, рестораны, сооружения для отдыха, занятий спортом и т. д.), которые сами по себе не являются фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при отсутствии которых возникают многочисленные препятствия для возможного путешествия;
- средства передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами.
До определенного момента туристский продукт не имеет для потребителя реальной ценности. Туристы приобретают на рынке не товары, а их функциональную способность удовлетворять определенную человеческую потребность. Они оплачивают не гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомства с неизвестным и т. д. Только осознав, что товар способен удовлетворить его насущную потребность, турист становится покупателем.
Туристский продукт — это результат усилий многих предприятий. Он состоит из следующих элементов:
- тур;
- товары;
- дополнительные туристско-экскурсионные услуги.
Туристский продукт отличается от туристского пакета тем, что туристский пакет — это только часть туристского продукта, точнее — обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету).
Тур — первичная единица (товарная форма) туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки. Под туром понимают комплекс различных видов услуг, объединенных на базе главной цели путешествия, предоставляемых по определенному маршруту и в определенный срок.
Все услуги, из которых формируется тур, можно подразделить на индивидуальные, индивидуальные групповые и пакетные. Индивидуальные — это услуги, стоимость которых на одного человека не зависит от наличия или отсутствия других услуг в туре, а также от числа туристов, пользующихся данной услугой (например, страховка). Индивидуальные групповые — это услуги, стоимость которых на одного человека зависит от общего числа туристов, пользующихся данной услугой (например, трансфер в 20-местном автобусе). Пакетные — это услуги, входящие в туристский пакет, стоимость которых имеет смысл лишь при наличии других услуг, составляющих пакет.
Как правило, тур оставляет туристу много свободного времени для выбора собственной программы, которая может быть реализована туристом исходя из личных предпочтений и возможностей.
Обязательную программу (турпакет и комплекс услуг на маршруте) туроператор оформляет в виде туристской путевки или ваучера — документа, в котором гарантированы все обязательные для фирмы и клиента услуги.
Товары — специфическая материальная часть туристского продукта, включающая туристские планы и карты городов, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т. п., и неспецифическая материальная часть туристского продукта, куда входит большое число товаров, которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов.
Дополнительные туристско-экскурсионные услуги — услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. К ним относятся: прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, рент-кар, хранение вещей, развлечения, резервирование мест, коммерческое телевидение, видео, приобретение билетов, пользование мини-баром и т. п. Эти услуги приобретаются туристами за дополнительную плату.
Структура стоимости туристского продукта при инклюзив-турах из России в европейские страны составляет:
ТПр (100%) = Т (30%) * Тв (30%) + ДТЭУ (40%),
где ТПр — стоимость туристского продукта; Т — стоимость тура; Тв — стоимость купленных товаров; ДТЭУ — стоимость дополнительных услуг.
Из этой структуры видно, что туроператор выручает менее 1/3 стоимости турпродукта. Гораздо больше средств туристы тратят непосредственно в местной туристской индустрии, минуя услуги туроператора. Значительная часть расходов туристов поступает в местный бюджет через торговлю.
Общей тенденцией, которую туроператор должен учитывать при разработке туристского продукта, — это сокращение набора услуг, включаемых в обязательное обслуживание туриста. С одной стороны, туристское предприятие к этому толкает конкурентная борьба за более низкие цены, чем у конкурента. С другой стороны, для туриста важен психологический фактор свободы в выборе дополнительных услуг. Тем самым спрос на туристский продукт увеличивается.
Валовый туристский продукт
Валовой туристский продукт — суммарный объем товаров и услуг, производимых (потребляемых) в сфере туризма. В стоимостном выражении туристский продукт оценивается двумя способами:
а) как
сумма расходов туристов (туристских расходов), пре
вращающаяся в доходы предприятий, регионов и т. д.;
б) как сумма
затрат на производство туристского продукта,
Валовой туристский продукт как доход включает:
- всю зарплату, которая является частью выручки от производства туристских товаров и услуг. Сюда относится также предоставление займа (кредита);
- выручку от сдачи в аренду комнат, апартаментов и т. д.;
- проценты, которые получают туристские предприятия за то, что предоставляют заем денег (например, проценты за хранение денег в банке на депозитном счете);
- прибыль — то, что остается после того, как были сделаны затраты на производство туристского продукта и услуг. Затраты вычитаются из выручки от реализации туристских товаров и услуг. Результат может быть и отрицательным, если предприятие получает убытки. Часть доходов может не вернуться к собственнику, но при этом остаться в туристском бизнесе для дальнейшего использования. Именно эта часть и рассматривается как доход.
Валовой туристский продукт как сумма затрат на производство туристского продукта включает затраты на:
- туристское потребление (все туристские затраты на покупку товаров и услуг);
- частные туристские инвестиции, включающие общее количество затрат, которые сделаны при осуществлении новых капиталовложений, и затраты частного сектора для улучшения структуры туризма. Сюда включены изменения в потоке продуктов, которые производит туристский бизнес;
- приобретения туристских товаров и услуг, сделанные государством;
- туристский экспорт минус импорт. В этой категории общий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть добавлен к валовому туристскому продукту. И, наоборот, общий объем импорта турпродукта должен вычитаться из валового туристского продукта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41