Анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ЗАО "СНХРС"
Содержание
I Значение и источники информации для анализа хозяйственной деятельности предприятия
II Анализ хозяйственной деятельности на примере ЗАО «СНХРС»
1 Анализ производственной деятельности предприятия и выпускаемой продукции 1.1 Анализ выполнения плана по номенклатуре (ассортименту) и структуре 1.2 Анализ качества продукции
1.3 Анализ ритмичности производства
2 Влияние различных факторов на прирост товарной продукции
2.1 Влияние использования основных фондов на прирост товарной продукции
2.2 Влияние использования материальных ресурсов
2.3 Влияние трудовых ресурсов на рост товарной продукции
3 Анализ себестоимости продукции
3.1 Анализ выполнения плана по себестоимости
3.2 Анализ затрат на сырье и материалы
3.3 Анализ затрат электроэнергии на технологические нужды
3.4 Анализ заработной платы производственных рабочих
4 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
4.1 Анализ прибыли
4.2 Анализ рентабельности продукции
5 Анализ финансового состояния предприятия
5.1 Уплотнительный баланс - нетто
5.2 Изменение имущественного положения предприятия
5.3 Изменение производственного потенциала предприятия
5.4 Анализ ликвидности
5.5 Анализ финансовой устойчивости предприятия
5.6 Анализ деловой активности предприятия
Бухгалтерский баланс
6 Обобщение результатов анализа и разработка мероприятий по улучшению деятельности предприятия
Список используемой литературы
I Значение и источники информации для анализа хозяйственной деятельности предприятия
Анализ хозяйственной деятельности предприятия является существенным элементом в оценке финансовой деятельности предприятия и аудита. Практически все участники рынка используют методы анализа хозяйственной деятельности для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности повышения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.
Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о деятельности предприятия.
Субъектами анализа выступает, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, кредиторы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.
Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать первую группу пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.
В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность.
Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего, годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.
Методика анализа хозяйственной деятельности состоит из нескольких взаимосвязанных блоков:
1. анализа производственной деятельности предприятия и выпускаемой продукции;
2. анализа влияния различных факторов на прирост товарной продукции;
3. анализа себестоимости продукции;
4. анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
5. анализа финансового состояния предприятия.
Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия (форма N1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма N 2 годовой и квартальной отчетности).
II Анализ хозяйственной деятельности на примере ЗАО «СНХРС»
ЗАО «СНХРС» - ЗАО «СтерлитамакНефтеХимРемСтрой» - предприятие, занявшее свою нишу на рынке услуг г. Стерлитамака. Предприятие реорганизовано в 2003 году. ЗАО «СНХРС» производит строительно-монтажные работы на заводах химической и нефтехимической промышленности, ведет строительство зданий и сооружений (в том числе и под «ключ»), выполняет земляные работы и ведет прокладку подземных/наземных теплотрасс, изготавливает изделия из дерева и металла, реализует строительные растворы (разновидности цементного и песчаного), сдает в аренду технику и производственные площади.
1 Анализ производственной деятельности предприятия и выпускаемой продукции
1.1 Анализ выполнения плана по номенклатуре (ассортименту) и структуре
Для анализа возьмем такие виды работ, как:
А – монтаж металлоконструкций;
Б – реализация раствора;
В – изготовление изделий из дерева и металла.
Таблица 1. Анализ выполнения плана по номенклатуре (ассортименту) и структуре
Изделия |
План |
Отчет |
Выполнение плана % |
Товарная продукция, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тонны |
Отклонение по структуре, % |
||
тонны |
% |
тонны |
% |
||||
А |
24700 |
43,71 |
23500 |
38,78 |
95,14 |
23500 |
-4,95 |
Б |
14400 |
25,49 |
13200 |
21,78 |
91,67 |
13200 |
-3,71 |
В |
17400 |
30,80 |
23900 |
39,44 |
137,36 |
17400 |
+8,64 |
Итого |
56500 |
100 |
60600 |
100 |
107,26 |
54100 |
- |
Оценку выполнения плана по ассортименту произвели тремя способами:
1) по способу наименьшего процента – 91,67 %;
2) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции – 1/3×100% = 33,33%;
3) с помощью среднего процента (отношение общего фактического выпуска продукции в пределах плана к общему плановому выпуску продукции) – 54100/56500×100% = 95,75%.
Для большей наглядности выполнения плана по ассортименту можно изобразить графически (рис. 1).
А Б В Изделия
Рис. 1. Выполнение плана по ассортименту продукции
Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры (рис. 2).
Вывод.
Из таблицы 1 видно, что в целом по предприятию план по товарной продукции перевыполнен на 7,26% (107.26%-100%).
Однако, по номенклатуре, план недовыполнен на 4,25% (54100×100% / 56500 – 100%), так как по монтажу металлоконструкций план был недовыполнен на 1200 тонн (23500 – 24700), по реализации бетонной смеси план также недовыполнен на 1200 тонн (13200 – 14400).
Невыполнение плана по номенклатуре приводит к структурным сдвигам в составе продукции. По сравнению с планом, доли по монтажу металлоконструкций и реализации раствора в общем объеме товарной продукции снизились на 4,93% и 3,71% соответственно. Но в то же время увеличивается изготовление ( и реализация) изделий из дерева и металла на 8,64%.
Сдвиги в структуре оказывают влияние на размере выполнения плана по выпуску продукции (работ, услуг), себестоимости, прибыли. Поэтому необходимо тщательно изучить изменения в составе предлагаемых предприятием работ, услуг, продукции и выявить их причины.
1.2 Анализ качества продукции
Любое изделие должно иметь сертификат качества продукции или гарантийный талон, на выполненные работы устанавливаются (договором подряда) сроки службы объекта договора.
На примере сертификации качества продукции рассмотрим влияние данного фактора на объем реализации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9