Все вышеуказанные задачи были достигнуты путем проведением самостоятельной аудиторской проверки учета материально - производственных запасов в Казском руднике ОАО «КМК» в соответствий с разработанной программой (Приложение 10).
Аудиторская проверка материально-производственных запасов начинается с ознакомления с материальным отделом бухгалтерского учета: -кто ведет бухгалтерский учет движения ценностей (образование, бухгалтерский стаж, родственные связи); -какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка; -кому подотчетен данный бухгалтер; -кто его проверяет по исполняемой работе; -наличие плана (графика) – схемы документооборота и альбома с перечнем и образцами заполненных первичных документов; -обоснованность, оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учету; -наличие схем постановки учета движения ценностей на счетах; -какие методы внутреннего контроля используются (инвентаризация, документирование, партионного раскроя, нормативного учета) для проверки отклонений фактического расхода материалов от норм; -соблюдаются ли сроки проведения инвентаризации ценностей и порядок оформления результатов инвентаризации.
Сохранность материальных ценностей зависит от условий их хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства в данной организации.
Было выяснено: число и размещение складских помещений, хранилищ (буртов, башен, траншей и т.п.), в том числе типовых и приспособленных, их емкость; условия для хранения ценностей; обеспеченность весоизмерительными приборами.
После этого был изучен вопрос: проведение инвентаризаций производственных запасов - на предприятии инвентаризации проводятся регулярно. результатом подтверждения являются инвентаризационные ведомости (Приложение 11).
В процессе самостоятельной аудиторской проверки состояния и сохранности производственных запасов были установлены следующие моменты:
-реальность наличия и существования материально-производственных запасов на предприятии (т.е. Казский рудник ОАО «КМК» в реальной действительности имеет все материальные ценности, указанные по данным бухгалтерского учета);
-все операции с материально-производственными запасами, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;
- данная организация действительно является собственником всех материально-производственных запасов, т.е. имеются все имущественные права на них (материалы), а суммы, отражены как задолженность в данных бухгалтерского учета;
- оценка материально-производственных запасов и связанных с ними обязательств производится правильно;
-а также правильно выбраны и применяются принципы учета материально-производственных запасов.
Также в ходе обследования особое внимание было уделено проверке организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей.
Одним из условий обеспечения сохранности материальных ценностей на предприятии, является разработка и вручение материально ответственным лицам должностных инструкций, в которых определены обязанности и права работников, распорядок их работы, порядок приемки и выдачи ценностей, их документального оформления, ведения учета на складах в натуральных измерителях, сроки представления отчетов в бухгалтерию и др.
4.2. Аудит обоснованности приобретения и правильности списания производственных запасов в Казском руднике ОАО «КМК»
Обоснованность операций по поступлению и оприходованию материально-производственных запасов была проверена на основе договоров с поставщиками и сопроводительных документов (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и др.).
Во время проведения контроля аудитором было проверено: правильность ведения складского учета, обоснованность записей кладовщиком в карточках; полноту оприходования, правильность списания материалов, поступивших со стороны, а также полноту и своевременность оприходования готовой продукции. Нарушение порядка оприходования и списания ТМЦ приводит к хищению продукции, а также к созданию излишков сырья, из которых затем изготавливают неучтенную продукцию или же реализуют без отражения в бухгалтерском учете с целью сокрытия доходов от налогообложения и присвоения полученных средств.
Общим способом проверки приходных операций на складе явилось сопоставление приходных документов склада с сопроводительными документами поставщиков или документами на приобретение материалов в розничной торговле за наличный расчет.
На предприятии закупочные акты содержат следующие обязательные реквизиты: паспортные данные продавца, наименование, количество и стоимость материальных ценностей. Внутренними документами, которыми оформляют поступившие ценности, могут быть сопроводительные документы поставщиков со штампами получателя груза, приемные акты, приходные накладные и некоторые другие документы в зависимости от принятого порядка оформления приемки груза.
Приступая к проверке полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ценностей, аудитор устанавливает, соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета материальных ценностей, данным других учетных регистров.
По данным регистра синтетического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а также по приходным документам складов определено количество поступивших материалов и правильность документального оформления приемки грузов. Для этого оплаченные платежные документы поставщиков сопоставляются с приходными ордерами, приемными актами, а также с записями в карточках складского учета.
Проверяя полноту оприходования материальных ценностей, было обращено внимание на реальность кредиторской задолженности поставщикам с целью выявить неучтенные счета поставщиков. Для этого он сверяет записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, договоров, денежных документов об оплате поставщикам.
В ходе документальной проверки операций по поступлению материально-производственных запасов установлено соблюдение правил количественной и качественной приемки; правильность оформления актов приемки, коммерческих актов, актов расхождений, выявленных при приемке; своевременность представления в бухгалтерию отчетов материально ответственных лиц и реестров оправдательных документов.
При проверке полноты оприходования материальных ценностей внутренние документы сверяли с сопроводительными документами поставщиков. Аудитор изучил правильность составления актов на расхождение в количестве и качестве поступивших материальных ценностей и своевременность предъявления претензий к поставщикам или транспортной организации (например, железной дороге).
Выручка от реализации продукции или товаров по договору мены отражается в бухгалтерском учете одновременно после исполнения обеими сторонами обязательств передать соответствующие товары.
В ходе аудита материально-производственных запасов аудитор проверял порядок отражения в учете НДС по поступающим ценностям.
Было обращено внимание на порядок списания НДС, в зависимости от назначения закупаемых запасов или целей, в которых они были использованы, так как по материалам НДС, учтенный на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», списан за счет собственных источников.
Во всех случаях НДС списывают при условии оприходования и оплаты ценностей поставщику.
Расходы на содержание заготовительно-складского аппарата предприятия включены в фактическую себестоимость заготовительных материалов в соответствии с принципами, отраженными в учетной политике предприятия. Распределяют такие расходы по окончании отчетного месяца.
Материальные ценности отражены в учете и отчетности по фактической себестоимости. Ее определяют по затратам на их приобретение (транспортно-заготовительные расходы), включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов; наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям; таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями (без НДС).
Финансовые показатели деятельности организации зависят от выбранного метода оценки запасов. На предприятии существует неизменность применения в течение года выбранного метода оценки по отношению к конкретным видам запасов; правильность его применения, а также обоснованность и полезность для управления.
Отпуск материалов в производство был проверен по накопительным ведомостям расхода материалов со складов, составляемым на основе расходных документов.
Аудитор установил целесообразность таких операций, правильность оформления всех документов – договоров, доверенностей, товарно-транспортных накладных и других первичных документов (в частности, проверить, выделен ли в них отдельной строкой НДС).
Операции по реализации отражены по кредиту счета 10 «Материалы» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и одновременно по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 91 на суммы, причитающиеся к получению с покупателей за реализуемые им материалы.
Особенно тщательно были проверены документы на списание недостач, порчи и уценки материально-производственных запасов, а также правильность применения норм естественной убыли при перевозках некоторых видов материалов.
Кроме того, аудитор на основании первичных документов проверил достоверность записей в регистрах синтетического и аналитического учета (выборочным способом). На предприятии все записи достоверны.
4.3. Аудит состояния складского учета, недостатки в сохранности и использования производственных запасов, пути их предупреждения и устранения в Казском руднике ОАО «КМК»
В процессе аудиторской проверки состояния складского учета были обследованы склады, кладовые, цеха и другие места хранения производственных запасов на предприятии, проверены условия их хранения, состояние противопожарной безопасности складских помещений, оснащенность складов оборудованием, техникой, приборами и правильность их эксплуатации, состояние охраны складских помещений.
При осмотре мест хранения материально-производственных запасов по имеющимся у материально ответственных лиц документам было выявлено, что оформление приемки и отпуска материальных ценностей, а также записи в книги и карточки складского учета производятся своевременно.
Запасы на предприятии хранятся на нескольких складах, и в этом случае их инвентаризация проводится одновременно, чтобы исключить возможность переброски ценностей с одного склада на другой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13