Анализируя расчетные данные этой таблицы можно сказать следующее.
Запланированная потребность в производственных запасах по предприятию не выполнена ни по одному виду запасов.
Так по бензину А-80 недовыполнение плана составило 15200 кг, дизельному топливу – 11300 кг, солидолу – 50 кг, дровам – 500 м³.
Хотя в 2003 г. произошло повышение цен на покупные производственные запасы, увеличение стоимости запасов произошло в незначительном порядке. Так на бензин А-80 цена увеличилась на 1,0 руб., на дизельное топливо – на 0,5 руб., на солидол – на 0,5 руб., на дрова – на 60 руб.
В общем отклонения по сумме затрат производственных запасов составили: по бензину А-80 это изменение равно 29,2 тыс.руб., по дизельному топливу – 32,35 тыс.руб., солидолу – 0,2 тыс.руб., по дровам – 11,85 тыс.руб.
В целом можно сказать, что анализируемое предприятие запланировано невыполнимые для себя нормы потребности производственных запасов.
В последствии на предприятии необходимо более точно планировать нормы потребности в основных видах производственных запасов, исходя из реального расхода каждого вида запасов. Для этого необходимо наладить полный и четкий расход производственных запасов и фиксацию этих изменений в учете.
Для более точной и четкой характеристики самого предприятия и эффективности использования основных видов материальных ресурсов на анализируемом предприятии применяется система обобщающих показателей.
Обобщающие показатели – это, прежде всего материалоемкость и коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат.
Показатель материалоемкости может быть исчислен как в стоимостном выражении (отношение стоимости всех потребленных материалов на единицу продукции к ее оптовой цене), так и в натуральном или условно – натуральном (отношение количества или массы израсходованных материальных ресурсов на производство i-го вида продукции к количеству выпущенной продукции этого вида).
Анализ использования основных видов материальных ресурсов на анализируемом предприятии проводится по видам материалов занимающих наибольший удельный вес в общих затратах на производство.
В процессе проведения анализа использования основных видов материальных ресурсов, фактический уровень показателей эффективности использования материальных ценностей был сравнен с плановым показателем, изучена их динамика и причины изменения, а также влияние на объем производства продукции.
Таблица 2.13 - Использование материальных ресурсов в Казском руднике ОАО «КМК» в 2003 г.
Наименование мат. ресурсов |
Расход по плану |
Расход фактически |
Отклонение от плана |
|||
по план нормам |
факт |
всего |
в т.ч. за счет |
|||
объема пр-ции |
норм расх матер-в |
|||||
Нефтепродукты |
||||||
Бензин А-80, кг |
400 |
410 |
425 |
25 |
10 |
15 |
Дизельное топливо, кг |
550 |
590 |
600 |
50 |
40 |
10 |
Солидол, кг |
2,0 |
3,0 |
5,0 |
3,0 |
1,0 |
2,0 |
Топливо |
||||||
Дрова,м³ |
400 |
420 |
430 |
30 |
20 |
10 |
Анализируя данные вышеуказанной таблицы можно сказать следующее. На данном предприятии наблюдается количественный перерасход основных видов производственных запасов сверх норм плана.
Так по бензину А-80 текущий перерасход составил 25 кг, в том числе это изменение произошло за счет роста объема продукции на 10 кг, а также за счет несоблюдения норм расхода – на 10 кг.
По дизельному топливу наблюдается аналогичная картина, текущий перерасход составил – 50 кг, в том числе это изменение произошло за счет роста объема продукции на 40кг и за счет нерационального использования работниками предприятия на 10 кг.
По солидолу текущий перерасход составил – 3,0 кг, в том числе за счет роста объема продукции на 1,0 кг, а за счет несоблюдения норм расхода на 2,0 кг.
Дрова были израсходованы больше на 30м³, это изменение произошло за счет увеличения объема продукции (20м³) и неэкономного расходования (10м³).
3. Учет производственных запасов в Казском руднике ОАО «КМК»
3.1. Документы по учету производственных запасов в Казском руднике ОАО «КМК»
Промышленное производство характеризуется разнообразием условий поступления, хранения и расходования производственных запасов. Это приводит к необходимости использования довольно многочисленных форм первичных документов.
Поступление производственных запасов на предприятие происходит по следующим каналам:
1. от поставщиков;
2. от подотчетных лиц;
3. при списании основных средств, их ликвидации;
4. из собственного производства.
Производственные запасы материалов предприятия пополняются за счет их поставок организациями - поставщиками или прочими лицами на основе договоров.
В таких договорах оговариваются: виды поставляемых товарно-материальных ценностей, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товарно-материальных ценностей, сроки исполнения договора, порядок расчета.
Приобретение материальных ценностей осуществляется следующим образом. Предприятие назначает своего поверенного, ему выдают подотчет наличные деньги с правами получения ценностей и немедленной оплаты за них, либо доверенность (Приложение 1) по которой можно получить материальные ценности, в счет договоренности, имеющей место между предприятиями в виде договора поставки. Доставка материальных ценностей осуществляется самим предприятием на собственном автотранспорте.
Для выполнения каких-либо операций по получению товарно-материальных ценностей на стороне поверенному лицу предприятия (экспедитору) выдается доверенность (ф. № М-2).
Все доверенности регистрируются в момент выдачи в специальном журнале. Доверенность выписывается бухгалтером на конкретное лицо указанием срока действия и наименований ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности имеется роспись экспедитора, которая заверяется подписью главного бухгалтера и директора с наложением оттиска печати предприятия.
По предъявлению доверенности экспедитор получает груз в организации-поставщике. Принимая груз, экспедитор проверяет, нет ли на таре и упаковке следов боя, порчи, а также соответствует ли количество мест поступивших грузов данным, указанным в транспортной накладной. Если при приемке груза возникают сомнения в его сохранности, экспедитор требует проверки всего груза с целью выяснения его сохранности совместно с представителем организации-поставщика. При обнаружении недостачи, боя, порчи, поврежденной тары составляется коммерческий акт, в двух экземплярах, который служит основанием для предъявления претензий к поставщику.
По доверенности экспедитор получает груз непосредственно у поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов, которыми являются фактуры, счет – фактуры (Приложение 2), товарно-транспортные накладные (Приложение 3).
Полученный груз с сопроводительными документами экспедитор доставляет на склад предприятия.
Вместе с поступившим грузом в адрес предприятия поступают сопроводительные документы.
За нарушение условий договоров поставщики и покупатели несут взаимную материальную ответственность в виде неустойки, штрафов и пени за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчетных документов и за необоснованный отказ.
Независимо от способа доставки и оплаты порядок оприходования товарно-материальных ценностей отвечает определенным требованиям.
При любом варианте получения товарно-материальных ценностей у поставщика и любом варианте доставки их предъявляют кладовщику для оприходования.
Приемка на складе производится методом прямого счета, взвешивания, обмера и внешнего осмотра, с целью выявления соответствия данным сопроводительного документа. В случае несоответствия количества и качества поступивших материалов данным сопроводительных документов составляется приемный акт. Акт составляют и подписывают члены специальной комиссии, назначенной директором предприятия, кладовщик и представитель поставщика. В дальнейшем на основе акта к поставщику могут быть предъявлены соответствующие претензии.
Если не обнаружено никаких расхождений с документами, кладовщик выписывает приходный складской ордер (Приложение 4) в двух экземплярах. Иногда вместо выписки приходных ордеров кладовщик может поставить на сопроводительный документ штамп, удостоверяющий получение.
Экспедитор все документы, по поставленным на склад товарно-материальным ценностям с отметкой кладовщика в их приемке, сдает в бухгалтерию, для списания с него выданной ранее доверенности для отчета за полученные наличные средства экспедитор составляет авансовый отчет (Приложение 5) с приложением документов, подтверждающих, как факт приобретения товарно-материальных ценностей, так и факт сдачи их на склад.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13