Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности "Юграимпэкс"
Содержание
Введение……………………………………………………….. стр.2
1. Принципы современного планирования. Место бизнес-плана в системе планов организации…………………………….….стр.3
2. Структура бизнес-плана и краткое содержание основных разделов………………………………………………….….. стр. 6
3. Экономическая характеристика финансово - хозяйственной деятельности «Юграимпэкс»……………………………….стр.18
4. Бизнес-план «Юграимпэкс» на 2001-2002 г……………стр.23
5. Основные направления совершенствования бизнес планирования………………………………………………...стр.30
Заключение………………………………………..……………стр.35
Приложение ………………………..…………………..……….стр.38
Список литературы……………..……………………………..………..стр.42
ВВЕДЕНИЕ.
Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка и в России необходимость в бизнес-планах стала настолько очевидной, что их применение становится обязательным.
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно – инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно – исследовательская и проектная работа.
Благодаря бизнес – плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес – плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью бизнес – плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.
Бизнес – план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможные прибыли, основных финансово – экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.
Курсовая работа выполнена на данных бизнес-плана фирмы «Юграимпэкс» на 2001-2002 год.
Данная работа рассматривает задачи:
1. основные принципы современного планирования;
2. основные виды планов: долгосрочные, среднесрочные, стратегические и оперативные;
3.основных показателей финансово-хозяйственной деятельности;
4. основные направления совершенствования плановой работы.
Так же в курсовой работе представлены таблицы и их расчеты.
Цель работы выявить слабые и сильные стороны, так же привлечь дополнительные инвестиции для ЗАО «Юграимпэкс».
1. Принципы современного планирования. Место бизнес-плана в системе планов организации.
Планирование - непрерывный процесс определения целей, стратегий, а так же мероприятий по их достижению за определенный период времени исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана. Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана. Оно направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий.
Содержание планирования как функции управления компанией состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Планированием призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями торговой организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмой на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Рассмотрим далее основные принципы планирования:
1)Принцип обоснованности целей
и задач предприятия. При этом выделяют цели:
- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение
предприятия;
- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных
потребностей работников предприятия;
- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без
негативного воздействия на окружающую среду.
2)Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;
3)Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;
4)Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;
5)Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;
6)Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.
Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое (перспективное), среднесрочное (бизнес-план), текущее (тактическое). Более подробнее эти виды будут рассмотрены в следующей главе.
2. Структура бизнес-плана и краткое содержание основных разделов.
В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.
Рассмотрим более подробно каждый из этих планов.
1. Долгосрочные планы, разрабатываемые на 10-25 лет нацелены на решение многих стратегических направлений деятельности предприятия;
2. Среднесрочные планы, разрабатываются на 3-5 лет. В них формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях. Основным видом среднесрочных планов является бизнес-план, который имеет ряд особенностей, раскрываемых ниже.
1. текущие (или краткосрочные) планы, в которых увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год. Такой план охватывает производство, сбыт, исследования и разработки, маркетинг, развитие персонала и финансовые ресурсы. Текущее планирование заключается в основном в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы. Особенно часто в ходе текущего планирования разрабатываются планы маркетинга.
Стратегический план, характеризует деятельность организаций, работающих в рыночных условиях. Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы, охватывает период в 10-15 лет, основывается на глобальных ресурсах. Такое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и не этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.
Стратегический план выражен стратегией корпорации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы, в отличие от плана производственно-хозяйственной деятельности предприятия Бизнес-план может иметь 6, 7, 12, 18 и другое число разделов. Он ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности. При подготовке бизнес-плана следует обратить внимание на следующие условия.
1. Бизнес-план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес-план. Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для пользования.
2. Бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы). Первый раздел - цели и задачи предпринимательского дела. Бизнес-план должен быть составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы. Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики.